Лучшие советские фильмы о первой любви 3

топ 100 блогов alexander_pavl12.07.2017 Лучшие советские фильмы о первой любви 3 tochka 03 Лучшие советские фильмы о первой любви 3 tochka 01

8. «Точка, точка, запятая», Александр Митта, Мосфильм, 1972, в главных ролях Серёжа Данченко и Оля Рыжникова. И снова Александр Митта, и снова сценарий Львовского. Вообще, Львовский был лучший. Он сочинил не только «Я вас любил» и «Прыжок в высоту (Точка, точка, запятая)», но и «Это мы не проходили» и «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Сценарий про учителей, которые оказываются более инфантильными, чем их ученики, поставил опять-таки Илья Фрез. Фильм хороший, но сюжет первой любви занимает в нём второстепенное место и потому «Это мы...» в десятку не входит. Но вообще-то круто: парень влюблён в смертельно больную одноклассницу, и они занимаются сексом, чтобы девочке было хоть что-то вспомнить перед смертью. Ну, там всё же к этой истории прилеплен хэппи-энд, потому как в советских фильмах от смертельных болезней не умирают, но понятно, что это уступка цензуре... А «В моей смерти...» поставил в кино некто Ясан и безнадёжно запорол первосортный сценарий. Сценарий Львовского настолько сильный, что полностью убить его не удалось, хотя режиссёр очень старался. Ладно. Короче говоря, по очкам в финальную десятку вышел фильм Митты, уклончивый и забавный. Несколько лет назад я о нём писал подробно. Фильм хитрый и, в полном соответствии с веяниями советских семидесятых годов, выстроен на намёках и аллюзиях. Суть в том, что немажорный юноша, учащийся в мажорном классе и служащий для одноклассников и учителей мальчиком для битья, находит в себе достаточно силы, чтобы показать себя перед девочкой, которую он ошибочно принял за равную себе, не просто с лучшей стороны, а... В общем, он прыгнул в высоту выше головы и не сломал шею. В сценарии он не получает за свой подвиг ничего, кроме утешающего поцелуя, но в фильме герою дарится надежда. С оттенком иронии, разумеется.

Лучшие советские фильмы о первой любви 3 dub 5 Лучшие советские фильмы о первой любви 3 dub 3 Лучшие советские фильмы о первой любви 3 dub 1

9. «Дубравка», Радомир Василевский, Одесская киностудия, 1967, в главной роли Лина Бракните. В сущности, этот фильм не о первой любви, а о том, что первой любви предшествует. Сама любовь остаётся лишь возможностью, будет она или пройдёт мимо, мы уже не узнаем. Но вот это предчувствие любви – оно дано очень сильно, как, пожалуй, ни в одном советском фильме. И всё это благодаря Лине Бракните, у которой не просто гглавная роль, а вообще весь фильм сделан, как признание в любви к этой девочке. Сам по себе Василевский режиссёр средний. Его ноу-хау – экранизации повестей и рассказов Радия Погодина, одного из самых интересных авторов советской детской литературы. Чаще всего Василевский портил литературную основу, переносимую на экран, превращая поэзию в банальность. Но тут он вытащил счастливый билет, пригласив на главную роль Лину Бракните. Очень интересно сравнивать оригинальную повесть и сам фильм. Сценарий для фильма писал сам Погодин, так что изменения, скажем, так, осмысленные. В повести Дубравка, поглощённая процессом своего взросления, не видит окружающих. Вокруг неё мальчишки, почти взрослые юноши и девушки, какие-то красивые мужчины средних лет, но все они для неё безымянны. Они её не интересуют, она отбрасывает их, как недостойных любви, к которой готовится. И первая любовь Дубравки – взрослая женщина. В советской литературе лесбиянок почти нет. Даже Алексей Толстой, собиравшийся в третьем томе своих «Хождений по мукам» сделать Дашу Телегину лесбиянкой, не решился на такой поворот. А вот Радий Погодин решился. Более того, показал девочку, решительно выбирающую женскую любовь наперекор советско-российскому декларативному мачизму. Но для фильма такой сюжет не годился. И потому Дубравка, которую сыграла Лина, совсем другая девочка. Она не отворачивается от окружающих, она открыта всему, что происходит вокруг. Её проблема прямо противоположна Дубравке-интроверту из повести. Дубравка из фильма скользит поверх всех, кто с ней соприкасается, потому что она быстрее всех схватывает, о чём идёт речь. Взрослый мужчина, поймав её за узкие бёдра, начинает шутить, но Дубравка с первой же полуфразы понимает, что он хочет сказать, и отвечает очень быстро, очень точно, ещё до того, как он закончил свою шутку. Дубравка намного умнее и наблюдательней, чем люди рядом с ней. Единственный, с кем она говорит на равных и кто реагирует на мир с той же скоростью, это старый актёр в исполнении Милляра. Он – единственный, кто видит Дубравку насквозь, не придумывает ей амплуа, а просто видит. Прекрасная холодная блондинка в фильме уже не объект внезапно вспыхнувшей страсти Дубравки, а идеал девочки. Лина в роли Дубравки с интересом следит за движениями и мимикой Ниеле Вирикайте и ловко перенимает жесты и гримаски своего кумира. А любовь Дубравка отдаёт – могла бы отдать – мальчишке-старшекласснику, который сам безответно влюблён в свою сверстницу и который у себя дома работает над авангардной скульптурой. Дубравка мгновенно оценивает глубину чувства мальчишки – это сразу поднимает его в её глазах – и потрясена его внутренней свободой, как художника. Но мальчишка её не замечает, а Дубравка слишком умна, чтобы навязываться. Дубравка будет ждать. Её час настанет, но не сейчас. Пластика Лины Бракните в этой роли поразительна. Она не совершает ни одного лишнего движения и каждый взгляд, каждое движение точны, как у дикой кошки. Пусть поберегутся те, кто попытается встать у неё на пути, когда она, наконец, решит влюбиться.

Лучшие советские фильмы о первой любви 3 esa 03 Лучшие советские фильмы о первой любви 3 esa 4 Лучшие советские фильмы о первой любви 3 esa 02

10. «Любовь с первого взгляда», Резо Эсадзе, Грузияфильм, Ленфильм, 1975, в главных ролях Вахтанг Панчулидзе и Наташа Юриздицкая. Я сомневался, ставить ли этот фильм в десятку, потому что он, во-первых, к детскому кино не относится, во-вторых, его проблематика выходит далеко за рамки темы первой любви. Это фильм о конфликте культур, о том, что в СССР начисто отсутствовала техника диалога и даже сама проблема диалога, контакта различных культур, была не осознана. Все наметки, сделанные в начале 60-х, пошли прахом, на волне поднявшейся после 1967 года ксенофобии. Резо Эсадзе, один из самых недооценённых режиссёров мирового кино, уже в 1975 году констатирует тупик. Мальчишка-грузин из «простых», влюбившийся в русскую интеллигентную девочку, буквально обречён. Он не в состоянии признаться в любви, потому что для этого не разработан язык общения. Но даже если бы он смог, даже если русская девочка захотела бы его понять, ничего хорошего из этого не вышло бы. Её родителям проще и желательней сломать ей жизнь, растоптать её, чем допустить отношения с «чуркой нерусской». Жильм жесток и жестоко забавен. Сценарий писал известный халтурщик Эдуардр Тополь, но Эсадзе решительно переставил акценты, сделав из искристой пошловатой «комедии по-грузински», столь любимой советскими интеллигентами, настоящую трагедию, безнадёжный бой мальчишки с собственной судьбой. Фильм начинается с прекрасной эротической фрески, вознесённой над крышами города и никому с улиц не видимой, а заканчивается криком отчаяния, на которое нет отклика.

Меня обязательно спросят, почему в списке нет «Вам и не снилось» Фреза и прочих фильмов, разнообразных «Всё наоборот» и «Клеток для канареек». На это я могу ответить сразу: потому что они, на мой взгляд, недостаточно хороши для десятки. Для того, чтобы было понятно, я разберу «Вам и не снилось». Там очень хорошая песенка, удачный сценарий и профессиональная режиссура. Но актёры совершенно неубедительны. Никита Михайловский держится с девочкой с непринуждённой уверенностью бонвинана. Подошёл, снял с неё очки, сказал комплимент – и аля-улю. Никаких сомнений по поводу своей неотразимости. В "Объяснении в любви" Авербаха тот же Никита Михайловский несколько секунд с тоской смотрит на Дашу Михайлову и у меня, зрителя, мороз по кожке от узнавания. А тут - ну нифига. Контактное мастерство звёздного мальчика. Татьяна Аксюта, будучи взрослой женщиной, выглядящей, как школьница, играет «девочковость» при помощи истерик и демонстративного эгоизма. Право, у двадцатидвухлетней Галины Польских в «Дикой собаке динго» пятнадцатилетний подросток был намного убедительней. Думаю, что Аксюта просто плохая актриса. В результате герои не вызывали у меня ни малейшего сочувствия. А песня на стихи Лауреата Нобелевской Премии Рабиндраната Тагора в самом деле хорошая.
...Впрочем, если бы я не выбрал для завершения "десятки" фильм Эсадзе, я бы назвал "Весну" Арво Крууземента (1969) или "До свидания, мальчики!" Михаила Калика (1964).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На сайте photar.ru (кстати, очень толковый сайт, я там зависла на полчаса) вышла заметка про мое творчество. Вот что там пришут: " Когда что-то получается очень красиво и напоминает сказку, так и хочется вспомнить лубочные картинки. В них как бы все реально — бытовые сценки, сюжеты из ...
Я не пройтись ли мне Беру за основу список взаимных в этом новом ЖЖ. Остальные, видимо, меня не зафрендили в ответ еще. 1putin - не виделись давно. мой земляк, Гриша. креативный парень. помню, как ты ногу ломал и фотки выкладывал, а еще у тебя очень талантливая и симпатичная ...
В связи с 75-летием со Дня Победы Первый канал ТВ четыре дня подряд показывал передачи на весьма пикантные темы. Первая называлась: «Маршал Рокоссовский. Любовь на линии огня». Вторая – «Маршал Баграмян. Любовь на линии огня». Третья – «Маршал Конев. Любовь на линии огня». Четвёртая – ...
https://www.facebook.com/sputpom/posts/768430836577911 ...
GIFSoup сдается мне, что от смеха он там упал... или они его уронили... АААААААААААААА! РУКА!!!!!! точно упал!!!! ...