Лучшая киноверсия романа "Хождение по мукам".

топ 100 блогов lana_cobeta522.06.2023

        Иногда происходят удивительные вещи : история снова делает крутой виток по спирали –и начинаешь чувствовать себя героиней  романа,  живущей в эпоху исторического разлома , когда заканчиваются такие милые и благополучные дни старого мира , в воздухе явственно чувствуется гроза , и на тебя неумолимо надвигается что-то страшное и неотвратимое.  Можно представить себе ощущения героев романа, когда буквально на глазах рушится привычный блестящий мир, эта беззаботная,  красивая , обеспеченная жизнь стремительно остаётся в прошлом и появляется ощущение бессилия что -либо изменить .


С удивлением узнала, что существуют три киноверсии любимого романа «Хождение по мукам» , который считаю незаслуженно недооцененным. Великолепный слог, не хуже  Булгаковского.  Исторический размах событий ( не менее грандиозный , чем в «Тихом Доне»  Шолохова  ( и  к моему удивлению, оба эти романа написаны , когда в литературе царил метод соцреализма , но  скорее вопреки ему ).  Драматичный и жизненный сюжет. Скульптурно вылепленные характеры.  Интереснейшие философские споры и  обожаемая атмосфера литературных кафе и литературного хулиганства начала  двадцатого века. Две главных героини : строгая к мужчинам , неприступная Даша и утончённо -насмешливая , немного избалованная, тоже ищущая себя  Катя. Упоминаются многие исторические личности : Деникин, Корнилов, Николай Второй , Распутин , Махно и даже , кажется, Сталин.



Совсем древняя киноверсия 59 года мне вообще не понравилась излишней мелодраматичностью и сугубо классической театральностью постановки .  И сам дух фильма , и  актрисы , исполняющие роли главных героинь, какие- то довольно  старомодные. Относительно недавняя кинопостановка 2017 года тоже не произвела никакого впечатления. Обе актрисы , исполняющие главные роли ,  выглядят как горничные в роли аристократок. А вот версия 19 77 года Василия Ордынцева -самое то! Фильм получился довольно  атмосферным, прекрасный актёрский состав, красивая агония творческой богемы ,  уходящая натура под тягуче- сладостные звуки мучительного танго . Прокуренная атмосфера  литературных кафе, где выступает очередной мессия, дерзкие,  эпатажные лозунги и призывы перечеркнуть  предыдущую культуру и предаться культу разврата и анархии. Алексей Толстой  и сам любил эти неформальные весёлые литературные сборища и описал их просто шедеврально.  Хорош также  романтично -мистический Петербург , а сцена встречи Даши с Телегиным на пароходе с солнечными бликами , ощущением счастья бытия и предвкушением той самой , чистой и единственной любви чем -то неуловимо напоминает Бунинской «Солнечный удар» . Смотреть на 6 минуте. https://youtu.be/epP6nMQwM14


Даша Булавина ( Ирина Алферова) приезжает в столицу к замужней старшей сестре, чтобы учиться на курсах. Она окунается в атмосферу изысканно богатой жизни и богемного Петербурга и влюбляется в модного поэта декадента Бессонова в исполнении Михаила Козакова.   У неё какая -то странная и необъяснимая для самой себя любовь правильной девочки к порочному мачо .  И вся  сюжетная линия любовных метаний Даши заслуживает особого внимания. К порочному искусителю Бессонову ее влекут  черные силы подсознания , но решающая встреча с благородным  , практически идеальным мужчиной Телегиным меняет её.  Бессонов стопроцентно типичный  позёр и павлин , но неискушенная героиня до поры до времени не осознаёт этого. Она словно находится под действием наркотика богемно-порочного Петербурга, и Бессонов лишь проявление этого пошлого и развращающего воздействия . Неслучайно на этом фоне сцена на пароходе , где Даша -само воплощение чистоты и целомудрия , словно тургеневская девушка ,    по контрасту набросана солнечно- светлыми красками. Она не может определиться,  кого из двух мужчин любит.  Её  любовь к Телегину  непорочно чиста, как солнечные блики на воде . Но к Бессонову ее тоже  непреодолимо тянет какая то бесовская сила.


Мне кажется интересной эта  идея женского выбора между плохим и хорошим мальчиком, порочным мачо и  положительным,  надёжным   , но лишённым любых признаков мачо мужчиной.  Бессонов для неё -воплощение недосягаемости и загадочности, за которой , однако , нет содержательной глубины. Там лишь пустота , развращенность и пошлость. И сцена , когда гордая неприступная девушка сама приходит к нему  домой и  приносит себя в дар модному поэту , очень сильно напоминает эпизод  признания Татьяны и ответного урока , преподнесённого ей Онегиным. Любопытно, что второе их объяснение в Крыму тоже , как две капли воды , воспроизводит финальный эпизод романа Евгений Онегин. )) Даша решительно отказывает своему бывшему кумиру, а тот ,  напротив, болезненно и страстно  влюбляется в неё .  Конечно , если говорить о мужской харизме,  то довольно вялый безынициативный Телегин в исполнении Соломина , который явно боится подступиться к Даше, на мой испорченный взгляд, очень сильно проигрывает Бессонову. Не каждая женщина способна выбрать в такой ситуации положительного мужчину,  но Даша всё же выбирает .


Однако впоследствии  ее любовь к нему выглядит какой-то немного  искусственной, словно она сама себя накрутила на  победу  женского целомудрия над чертовкой , живущей в любой женщине. Интересно , что поведение Даши с разными мужчинами  разительным образом отличается . К Бессонову она приходит  сама и признается ему в своей любви, а с Телегиным  бесконечно строга , не позволяя ему даже взглядом ни малейшей вольности . Вот это открытие в женщине противоречивой сути   считаю одним из самых больших достоинств книги.


В любом случае достоинство фильма в том , что он поставлен строго по тексту романа.  Актёры играют просто замечательно , и речь не только о главных , но и о второстепенных ролях  . К примеру обожаю актера , играющего статистика Говядина , и вообще мне очень нравится этот эпизод, когда  незадачливый мачо пытается соблазнить Дашу и касается её туфельки ,  а  в ответ получает от неё смачную пощёчину . Смотреть с 23  минуты .  https://youtu.be/epP6nMQwM14


          Любопытно, что герой использует типичный мужской приём соблазнения во все времена  , рассчитанный на неопытных дурочек. Вообще все любовные  отношения в романе выписаны психологически тонко -и за этим очень занятно  наблюдать. К примеру , любопытно ,  как объясняет муж неотразимо красивой и утончённой Кати своему приятелю    появление в его жизни совершенно неприметной любовницы . В  доверительной беседе Смоковников признается , что с женой у них всё слишком сложно , а там, у любовницы ,  от него ничего не требуется -и поэтому он отдыхает душой. А я -то, наивная,   думала , что мужчина отдыхает душой как раз не на примитиве .)Смотреть на 33  минуте. https://youtu.be/epP6nMQwM14


Ну и понятно, что в фильме показаны судьбы главных героев , попавших в исторический водоворот   революционных событий, о которых  Бунин в своем знаменитом очерке Окаянные дни писал так: 


"Одна из самых отличительных черт революции - бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана". С болью и горечью Бунин констатирует, что свержение старого режима было осуществлено "ужасающе", основы разрушены, врата закрыты и лампады погашены. « Все события в романе  и в фильме показаны , как "русский бунт, бессмысленный и беспощадный".


В любом случае этот исторический роман – один из лучших о нашей истории и о судьбе интеллигенции, и вышеозначенный сериал тоже очень достойный.




https://youtu.be/jhdhprKe5Is


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Открытое обращение Союза жителей Кузбасса к Президенту, народу России и жителям КузбассаВ то время, как на нас делают миллиарды долларов, на которые потом строят себе дворцы и виллы, в которых потом гуляет наш премьер-министр, мы сотнями гибнем в ...
очень точный текст Тони Самсоновой ("Эхо Москвы") Я хочу, чтобы всюду рядом со мной ходили два охранника. Я хочу, чтобы они разговаривали за меня с соседями, кассирами, водителями врезавшихся в меня машин, медсестрами и пациентками в клинике. Я ...
...Такая разноликая, такая живая и естественная - Кровавая Мэри В 1893 ...
Время такое, что художественную литературу не очень то хочется читать и художественные фильмы смотреть — новости текстом и телесюжетом сильнее захватывают. Ну, хоть вспомнить, что недавно смотрел... Тот случай, когда бы определил свои эмоции, что фильм не не понравился. ...
Российский специалист Мирослав Ромащенко назначен новым главным тренером футбольного клуба «*****». Контракт рассчитан на три года. Ромащенко ранее работал в грозненском клубе. С октября 2011 по май 2013 года он был ассистентом тогдашнего главного тренера Станислава Черчесова. В ...