Лучшая киноверсия романа "Хождение по мукам".
lana_cobeta5 — 22.06.2023
Иногда происходят удивительные вещи : история снова делает крутой виток по спирали –и начинаешь чувствовать себя героиней романа, живущей в эпоху исторического разлома , когда заканчиваются такие милые и благополучные дни старого мира , в воздухе явственно чувствуется гроза , и на тебя неумолимо надвигается что-то страшное и неотвратимое. Можно представить себе ощущения героев романа, когда буквально на глазах рушится привычный блестящий мир, эта беззаботная, красивая , обеспеченная жизнь стремительно остаётся в прошлом и появляется ощущение бессилия что -либо изменить .
С удивлением узнала, что существуют три киноверсии любимого романа «Хождение по мукам» , который считаю незаслуженно недооцененным. Великолепный слог, не хуже Булгаковского. Исторический размах событий ( не менее грандиозный , чем в «Тихом Доне» Шолохова ( и к моему удивлению, оба эти романа написаны , когда в литературе царил метод соцреализма , но скорее вопреки ему ). Драматичный и жизненный сюжет. Скульптурно вылепленные характеры. Интереснейшие философские споры и обожаемая атмосфера литературных кафе и литературного хулиганства начала двадцатого века. Две главных героини : строгая к мужчинам , неприступная Даша и утончённо -насмешливая , немного избалованная, тоже ищущая себя Катя. Упоминаются многие исторические личности : Деникин, Корнилов, Николай Второй , Распутин , Махно и даже , кажется, Сталин.
Совсем древняя киноверсия 59 года мне вообще не понравилась излишней мелодраматичностью и сугубо классической театральностью постановки . И сам дух фильма , и актрисы , исполняющие роли главных героинь, какие- то довольно старомодные. Относительно недавняя кинопостановка 2017 года тоже не произвела никакого впечатления. Обе актрисы , исполняющие главные роли , выглядят как горничные в роли аристократок. А вот версия 19 77 года Василия Ордынцева -самое то! Фильм получился довольно атмосферным, прекрасный актёрский состав, красивая агония творческой богемы , уходящая натура под тягуче- сладостные звуки мучительного танго . Прокуренная атмосфера литературных кафе, где выступает очередной мессия, дерзкие, эпатажные лозунги и призывы перечеркнуть предыдущую культуру и предаться культу разврата и анархии. Алексей Толстой и сам любил эти неформальные весёлые литературные сборища и описал их просто шедеврально. Хорош также романтично -мистический Петербург , а сцена встречи Даши с Телегиным на пароходе с солнечными бликами , ощущением счастья бытия и предвкушением той самой , чистой и единственной любви чем -то неуловимо напоминает Бунинской «Солнечный удар» . Смотреть на 6 минуте. https://youtu.be/epP6nMQwM14
Даша Булавина ( Ирина Алферова) приезжает в столицу к замужней старшей сестре, чтобы учиться на курсах. Она окунается в атмосферу изысканно богатой жизни и богемного Петербурга и влюбляется в модного поэта декадента Бессонова в исполнении Михаила Козакова. У неё какая -то странная и необъяснимая для самой себя любовь правильной девочки к порочному мачо . И вся сюжетная линия любовных метаний Даши заслуживает особого внимания. К порочному искусителю Бессонову ее влекут черные силы подсознания , но решающая встреча с благородным , практически идеальным мужчиной Телегиным меняет её. Бессонов стопроцентно типичный позёр и павлин , но неискушенная героиня до поры до времени не осознаёт этого. Она словно находится под действием наркотика богемно-порочного Петербурга, и Бессонов лишь проявление этого пошлого и развращающего воздействия . Неслучайно на этом фоне сцена на пароходе , где Даша -само воплощение чистоты и целомудрия , словно тургеневская девушка , по контрасту набросана солнечно- светлыми красками. Она не может определиться, кого из двух мужчин любит. Её любовь к Телегину непорочно чиста, как солнечные блики на воде . Но к Бессонову ее тоже непреодолимо тянет какая то бесовская сила.
Мне кажется интересной эта идея женского выбора между плохим и хорошим мальчиком, порочным мачо и положительным, надёжным , но лишённым любых признаков мачо мужчиной. Бессонов для неё -воплощение недосягаемости и загадочности, за которой , однако , нет содержательной глубины. Там лишь пустота , развращенность и пошлость. И сцена , когда гордая неприступная девушка сама приходит к нему домой и приносит себя в дар модному поэту , очень сильно напоминает эпизод признания Татьяны и ответного урока , преподнесённого ей Онегиным. Любопытно, что второе их объяснение в Крыму тоже , как две капли воды , воспроизводит финальный эпизод романа Евгений Онегин. )) Даша решительно отказывает своему бывшему кумиру, а тот , напротив, болезненно и страстно влюбляется в неё . Конечно , если говорить о мужской харизме, то довольно вялый безынициативный Телегин в исполнении Соломина , который явно боится подступиться к Даше, на мой испорченный взгляд, очень сильно проигрывает Бессонову. Не каждая женщина способна выбрать в такой ситуации положительного мужчину, но Даша всё же выбирает .
Однако впоследствии ее любовь к нему выглядит какой-то немного искусственной, словно она сама себя накрутила на победу женского целомудрия над чертовкой , живущей в любой женщине. Интересно , что поведение Даши с разными мужчинами разительным образом отличается . К Бессонову она приходит сама и признается ему в своей любви, а с Телегиным бесконечно строга , не позволяя ему даже взглядом ни малейшей вольности . Вот это открытие в женщине противоречивой сути считаю одним из самых больших достоинств книги.
В любом случае достоинство фильма в том , что он поставлен строго по тексту романа. Актёры играют просто замечательно , и речь не только о главных , но и о второстепенных ролях . К примеру обожаю актера , играющего статистика Говядина , и вообще мне очень нравится этот эпизод, когда незадачливый мачо пытается соблазнить Дашу и касается её туфельки , а в ответ получает от неё смачную пощёчину . Смотреть с 23 минуты . https://youtu.be/epP6nMQwM14
Любопытно, что герой использует типичный мужской приём соблазнения во все времена , рассчитанный на неопытных дурочек. Вообще все любовные отношения в романе выписаны психологически тонко -и за этим очень занятно наблюдать. К примеру , любопытно , как объясняет муж неотразимо красивой и утончённой Кати своему приятелю появление в его жизни совершенно неприметной любовницы . В доверительной беседе Смоковников признается , что с женой у них всё слишком сложно , а там, у любовницы , от него ничего не требуется -и поэтому он отдыхает душой. А я -то, наивная, думала , что мужчина отдыхает душой как раз не на примитиве .)Смотреть на 33 минуте. https://youtu.be/epP6nMQwM14
Ну и понятно, что в фильме показаны судьбы главных героев , попавших в исторический водоворот революционных событий, о которых Бунин в своем знаменитом очерке Окаянные дни писал так:
"Одна из самых отличительных черт революции - бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана". С болью и горечью Бунин констатирует, что свержение старого режима было осуществлено "ужасающе", основы разрушены, врата закрыты и лампады погашены. « Все события в романе и в фильме показаны , как "русский бунт, бессмысленный и беспощадный".
В любом случае этот исторический роман – один из лучших о нашей истории и о судьбе интеллигенции, и вышеозначенный сериал тоже очень достойный.
|
|
</> |
Надёжная внутренняя связь на предприятии: всё о VoIP-шлюзах, IP-телефонах и АТС МиниКом
Туринская тётушка и Kружок читателей
УБИЙСТВО НЕЛЬСОНА. ТЕОРИЯ СНАЙПЕРА
Ну, с понедельником!
Шоколадно-муссовый торт
Как изменилась Европа с 1990
Есть женщины в русских селеньях
Поездка на Southampton Boat Show. Часть 8. Саутгемптон.
От Медведково до Улицы 1905 года.

