Локомотив европейской экономики на паровом ходу
pora_valit — 25.11.2012 Оригинал взят у vtsymbal в Локомотив европейской экономики на паровом ходуВсегда обожал Мюнхен, за его чистоту и свежий воздух, парки,
разнообразную архитектуру и уникальные возможности посетить
различные культурные и около культурные события. Только здесь,
например, я могу побывать на классическом концерте произведений
Баха, Шуберта, Брамса, исполняемых в Соборе св.Михаила, и потом
пойти на выступления из турне Мьюз и Аэросмит. А по субботам люблю
слушать уличных музыкантов, традиционно тусующихся вокруг Мариен
Плац, или выступающих на сцене на самой площади. В общем, город
может очаровать кого угодно.
Для того, что бы начать полноценную жизнь в Германии, тебе нужен телефон и счет в банке. Казалось бы, чего проще – покупай предоплаченный номер у одного из операторов, и открывай счет в одном из множества доступных банков с развитой филиальной сетью для быстрого доступа. В теории все просто, а как оно на практике?
На сайте банка оставляем свой номер телефона, и тебе тут же перезванивает оператор, который… совершенно не говорит по-английски. Это диспетчер всего Дойчебанка. Пару минут ожидания, и переключают на оператора, который на английском говорит чуть лучше, чем я на немецком, то есть тоже никак. С трудом удается объяснить, что мне нужен терм (назначение на прием) у специалиста, как можно быстрее, в таком то филиале. Да да, просто так в банк нельзя прийти и открыть счет, надо получить назначение. С удивлением узнаю, что ближайший терм можно получить только на середину следующей недели. Пытаюсь объяснить, что мне надо как можно быстрее, и с учетом обстоятельств, уже все-равно в каком филиале, хоть за городом. Но эта полиглотка непреклонна – только следующая среда и алес. Ясно, что она совершенно не поняла, что я хочу. Совсем расстраиваюсь и иду жаловаться коллегам на местную бюрократию. Они искренне не понимают, на что я жалуюсь – это же здесь нормально, все к этому привыкли. Видимо, самое время начать привыкать и мне.
В банке меня принимает молодая и пышущая здоровьем блондинистая баварка, а рядом с ней сидит и следит за ее движениями их интерн, как мне объяснили – он учится. Действительно, чтобы заполнить пару страниц в формы клиентских данных нужна длительная стажировка у опытного наставника. Девушка вполне сносно говорит по-английски, поэтому в коммуникации никаких проблем нет. Проблемы начались, когда я спросил, когда я мог бы положить на счет кэш, который я таскаю за спиной в рюкзаке уже неделю, ибо плечо устало, да и вообще небезопасно. Как оказалось, счет обычно открывают 4-5 дней, но она постарается для меня сделать все быстрее, отослав копии моих документов по факсу, а не обычной почтой. Не буду никого утомлять пересказом дальнейшего общения по электронной почте с этой фрау, которая отвечала, как правило, только на следующий день, либо вообще не отвечала, но открытие “золотого” счета заняло неделю, и еще три дня шли конверты с пин-кодами к онлайн-банкингу и картам. Короче, воспользоваться счетом я смог только через полторы недели.
Еще о клиентоориентированности сервиса. Такое ощущение, что каждый из основных мобильных операторов Германии (я их знаю три, T-mobile, Vodafone и O2) думает, что он единственный на рынке и обладает абсолютной монополией. Такое предположение позволяет делать то, как эти операторы относятся как к своим потенциальным, так и текущим клиентам. Про восемь-десять недель подключения домашнего интернета я только наслышан, самому еще предстоит пройти. А вот заключение мобильного контракта – это очень показательный акт. Надо отметить, что в Германии ты заключаешь абсолютно кабальный контракт на два года, в течение которых ты платишь оператору в среднем по 40-50 евро в месяц за то, чтобы звонить бесплатно в своей сети, и очень дорого в сети другим операторам, плюс слабый интернет. А если хочешь т.н. Flat rate на все звонки в Германии, да еще и интернета побольше, то отваливаешь все 70-80. Казалось бы, за такие контракты операторы должны друг другу глотку грызть, наперебой предоставляя выгодные скидки и вкусные акции, а клиенту - в попку дуть и постоянно улыбаться. Ничего подобного здесь не происходит. Заполнив заявку на контракт на веб-сайте с доставкой симки и договора в один из их офисов (наиболее быстрый вариант, как утверждал Водафон), я прождал неделю, но так ничего и не получил. Поход в офис доставки контракта ничего не дал – я им был вообще не интересен. Меня послали звонить в службу поддержки, которая… правильно, по-английски не говорит. На мое негодование по поводу задержки сотрудник офиса дал понять, что ему собственно насрать, как на меня, так и на ситуацию в целом.
Тоже самое касается и мелких операторов, которые перепродают услуги крупных под своим брендом – там вообще похоже в компаниях только пара человек работают и наемный техник, а основной функционал через смс-ки и веб-сайт, который по ночам почему-то иногда просто лежит – наверное сотрудники, уходя спать, выключают свет. А, например, сменить опции тарифа можно раз в месяц – наверное, когда у них сисадмин приходит наконец-то на работу.
В моей трехнедельной практике поиска квартиры из примерно десятка маклеров нормально говорили по-английски только двое, а половина вообще не говорила – объяснялись на пальцах. Но с другой стороны, ты не обязан нравится маклеру. Ему должны понравиться письмо с места твоей работы, рассказывающее как много ты получаешь, и как долго и стабильно будешь это делать, а так же счет в банке. Особенно им приятны на глаз крупные цифры в банковской выписке. Поэтому, с маклерами хоть и призрачный, но шанс найти более-менее квартиру есть, особенно если ты переписываешься с ним по-немецки, прося об этом коллег.
Совсем другое дело, если хозяин квартиры хочет с тобой пообщаться, либо владельцы сами экономят на маклерах (да-да, маклеры еще и с владельцев свой гешефт имеют) и интервьюируют тебя самостоятельно. Тут вообще пестня – ибо надо не только поразить величиной своих доходов, но еще и очаровать лично. А как ты очаруешь пожилую пару (а именно они на 90% являются владельцами сдаваемых квартир), которая еще, наверное, помнит, как укрывалась в подвале от разрыва бомб, падающих с неба, с надписью “На Берлин”. А тут такой русский Ваня, работающий на американскую компанию, приехал, и хочет поселиться практически в твоей семье. Этого себе и в страшном сне не могли бы они представить, ибо общаться пришлось бы часто, без посредничества агенства, а английский бабуля помнит лишь благодаря американскому солдату, который, кроме всего прочего, кормил ее мармеладками в оккупированной союзниками западной части Берлина. Дедушка же вообще английского не знал и не знает, так в те годы, наверное, вкалывал на заводе БМВ, отчаянно допиливая двигатели для немецких Мессер-Шмидтов, которых так не хватало вермахту для обороны от варваров.
Но даже если ты нарвешься на адекватного владельца, приходится прилагать очень много усилий, и интервью очень сравнимо с собеседованием на работу, где ты должен презентовать свои самые лучшие качества. Но все-равно, без немецкого - это как если бы программистская контора искала Java-разработчика, а ты тут такой очень хороший специалист, с большим опытом, но на С. И нафга ему такое надо, если есть куча таких же хороших, но с тем языком, которые ему нужны.. Нет, я не отказываю местным жителям в желании использовать свой родной язык в деловых отношениях. Однако, глобальные изменения экономики, ведущие к миграции населения должны учитываться, как и то, что высокооплачиваемую и стабильную работу в Германии (ведь именно таких квартиросъемщиков желают видеть владельцы недвижимости) часто получают иностранцы.
Ну и при всей такой ситуации, вся процедура от начала и до конца занимает не меньше месяца: поиск варианта, контакт с маклером, его ответ и назначение просмотра квартиры, отправка документов, назначение встречи с владельцем, и наконец, если повезет, контракт. Никто никуда не спешит! Им пофиг, что ты живешь в отеле и платишь из своего кармана немалые деньги, хотя отель и говеный. Такого вообще не должно быть, т.к. нищебродам-иностранцам вообще не положено сдавать квартиры, ну или только самые убогие, на которые ни один немец не согласился бы (видал я и такие, там поляки и прочие славяне живут). Что интересно, при всей неповоротливости этого бизнеса, никто из его участников ничего не теряет, кроме тебя, конечно. Ни владелец, т.к. он не допустит, чтобы был простой в сдаче квартиры, и новый квартирант въедет сразу после предыдущего, ни маклер – те вообще своего никогда не упустят. Таким образом, эту неэффективную схему оплачивает тем или иным способом претендент на съем жилья.
В качестве альтернативы, я поделюсь своими впечатлениями о сервисе в США в следующей записи в блоге – по моему мнению, на данный момент, лучшей стране в мире по уровню сервиса и отношению к клиентам.