Loire Press Tour. День 1-й, "Терруар". Domaine Grenaudière
d_wines — 25.06.2012 Денис явно опережает меня с отчётностью о поездке по Луаре, поэтому основную матчасть читаем у него , у меня смотрим картинки и завидуем))В аэропорт Парижа Шарль де Голль я прилетела в 9.30 утра, испытав конкретный температурный шок, переместившись за пару часов из 25ти римских градусов тепла в максимум 12, серое небо и дождик. Саша выцепил меня, а потом мы с ним вместе отловили Томаса и Дениса, почему-то прилетавших из одной и той же Москвы двумя разными рейсами с разницей в полчаса (Лере поздно отдали паспорт с визой, поэтому она нас догнала на следующий день к вечеру). Загрузившись в пепелац, мы внезапно обрадовались плохой погоде, выснив, что кондишн не фурычит, и вообще открываются только 2 форточки у водительского, а нас ждал почти 5тичасовой переезд из Парижа в Клиссон, т.е. практически до Атлантики. Поэтому окружающие пейзажи запечатлевались через близсидящие головы и стекло.
Собственно Луара
По приезду в Клиссон нам выдали 20 минут на заселение и принятие душа. Отель, надо сказать, попался очень душевный, в хорошем месте и с замечательным видом (по крайней мере из моего окна; Томас любовался окошечком с решёткой и видом на диванчики:)). САЙТ ОТЕЛЯ
После чего нас ждало посещение винодельческого хозяйства Domaine de la Grenaudiere, Ollivier Frères, вместе с его владельцами - братьями Jean-Luc и Guy Ollivier (хозяйство принадлежит семье с 17го века и передавалось от отца к сыну вплоть до настоящего времени). Винодельня расположена между двумя реками, Sèvre и Maine, которые и дали название аппеласьону "Muscadet Sèvre et Maine". Общая площадь виноградников - 30 гектар, единственный выращиваемый здесь сорт - Мелон де Бургонь (более привычное название - Мюскаде). Возраст лоз варьируется от 10 до 60ти. Практикуется как ручной, так и машинный сбор.
Интересно, одна я в этой выкорчеванной старой лозе вижу дракончика?))
Мелон де Бургонь
Жан-Люк Оливье
Старый 45-летний виноградник
Как я и предупреждала - нюхаем)
Впечатляет своеобразный почвенный состав: от гранита и слюды (это к вопросу о минеральности в вине)
до глины, габбро, щебня и песчанника
Листья у Мюскаде среднего размера. На виноградниках только что сделали чеканку (пока не на всех участках), и теперь заправляют побеги в шпалеру. Основной способ подрезки лозы - Гийо
Всего 30г, а виноградники выглядят совершенно бескрайними
После флоры мы внезапно столкнулись с фауной, которая, как известно, не только чудесный сыр, но и нежнейшее прекрасное мясо)
После прогулки по виноградникам мы переместились на винодельню. Вина здесь ферментируют (приблизительно 15 дней при температуре не ниже 21°) в стальных чанах, а затем выдерживают как в них, так и в ёмкостях из цемента (при чём эти последние не стоят отдельно, как, например, у нас на винодельне, а буквально "вкорпорированы" в структуру винодельни и на первый взгляд совершенно незаметны) на протяжение 8 месяцев.
Все молодые образцы (Muscadet 2010 и 2011гг), представленные на дегустации, произвели очень достойное впечатление: выполненные в характерной для этого аппеласьона стилистике, чистые, со "звенящей" высокой кислотностью, придающей им исключительную свежесть, йодистой "морской" ароматикой в сочетании с выразительными фруктовыми тонами белой смородины, яблока, алычи. Наибольшее впечатление произвело Muscadet Sèvre et Maine Sur Lie "La Grenouille" 2011 года, совершенно стальное в своей чистоте, очень минеральное во вкусе, с отличным балансом кислотности и алкоголя.
Но настоящим потрясением, не побоюсь этого слова, вечера стали исторические бутылки Мюскаде 2000, 1990, 1982го и 1978! винтажей. Сложно передать всю гамму эмоций, которая охватывает при дегустации вина твоего года рождения (оказалось, что 1978й был очень удачным годом для аппеласьона:)), да ещё и сохранившееся в такой прекрасной форме. К тому же, я совершенно не ожидала от этого белого сорта такого потенциала к выдержке (его залогом стала та исключительно высокая кислотность, с такой яркостью проявляющая себя в молодых образцах), поэтому было особенно интересно проследить за эволюцией и "взрослением" вина на примере нескольких исторических урожаев. Великолепие спелых фруктов, дыня, персик и абрикос, на фоне битумных оттенков и сырных нюансов в 2000м; спелая жёлтая слива, алыча, восковые тона и абсолютная свежесть во вкусе 1990го; после лёгкой серной отдушки сразу после открытия, 1982й подарил богатство тонов клевера и свечные нюансы; и абсолютная кульминация в 1978м - цвета жидкого золота, в аромате - засахаренные апельсины, курага, мёд, прекрасный уровень кислотности и баланс во вкусе, за последние капли этого вина мы чуть не дрались
Muscadet Sèvre et Maine 1978, Domaine de la Grenaudière
И о слове "Терруар" в заголовке этого поста. Я не так часто его употребляю, так как особенно последнее время оно зачастую стало несколько спекулятивным и применяющимся не к месту и не по назначению, но конкретно в этом случае вина были исключительно "терруарными", являясь абсолютно органичной частью и результатом взаимодействия всего, что составляет это непростое понятие: климат, почвы, методы работы, люди... И вряд ли можно себе представить что-либо более терруарное, чем свежие устрицы, "заполированные" вместо традиционного лимонного сока - Мюскаде 2011го
и на десерт - поздний сбор "Grains d'Automne" с местным сыром
Тем временем спустилась ночь и мы вернулись в отель, на следующий день у нас запланирована поездка в Анжу, Сомюр и Шинон.
продолжение следует