Ливия: о чем говорят древние петроглифы?

топ 100 блогов Николай Сологубовский04.04.2011

Сегодня, когда международное сообщество раскололось на тех, кто поддерживает мятежников в Ливии, и тех, кто считает, что надо немедленно прекратить боевые операции, в том числе и с участием войск НАТО, против законного правительства Каддафи, я хотел бы вас отвлечь на несколько минут  от печальных событий и рассказать об одной экспедиции россиян в центр Сахары в феврале 2008 года.

Сейчас трудно себе представить, но было время мира и спокойствия в Ливии,  туда летали не бомбардировщики, а  гражданские самолеты. Средиземноморье было «морем  сотрудничества», Ливия уверенно смотрела в будущее,  в стране создавалась туристическая инфраструктура, число туристов росло,  и мир открывал для себя сокровища  античных цивилизаций и таинственные петроглифы Сахары.

Как мы добирались до далеких и неприступных пещер, что мы увидели, мой рассказ…

«В пустыне тебе только кажется, что ты смотришь вокруг, а на самом деле ты смотришь в самого себя». Роберто Антониони.

Экстрим в песчаном море

Рано утром  в феврале 2008 года из Триполи, столицы Ливии, выехали  на юг три джипа. Наш путь лежал в центр Сахары. По одной из гипотез, именно там нужно искать корни , истоки современной цивилизации. В далеком прошлом Европа и Африка были соединены сушей между современными Испанией и Марокко, а также между Тунисом, Сицилией и Италией. Средиземное море состояло из нескольких озер, а Сахара была огромным зеленым и цветущим краем. Местные жители охотились на слонов, жирафов и диких буйволов — сцены охоты запечатлены в наскальных рисунках в центре Сахары, которым десятки тысяч лет...

Пустыня, где в “холодное” время года днем — +25…+28°, нас встретила приветливо, и проводник-туарег Ахмед не преминул это отметить. А на мой вопрос: “Было ли так, что вас и ваших спутников настигал самум?” — он  сказал: “Только в прошлом году нашли машину с туристами, исчезнувшую во время бури десять лет назад. Когда дюны передвинулись, тогда и нашли ее, засыпанную вместе с людьми...”


В дороге нас ждал настоящий экстрим. Проводник на своей старой “Тойоте” ехал впереди нашей машины.  Нет, не ехал, а передвигался, «плыл»  среди бесконечных волн барханов. Несчетное число раз его машина, не достигнув вершины высоченной дюны, сползала-скатывалась вниз и снова упорно начинала штурм, а мы молились, чтобы она не перевернулась...


Из гигантских «воронок», куда мы иногда попадали,  выбирались только методом “цирковой езды” по кругу, по спирали, постепенно набирая скорость и высоту. И такие препятствия — километр за километром. И всегда взаимовыручка, солидарность,  умение ливийцев ориентироваться и преодолевать препятствия спасали нас.


Наконец мы вышли к самой южной точке нашего маршрута, около границы Ливии с Нигером. От Триполи, столицы Ливии, до этой точки — 1300 километров... Наступил вечер, мы снова разбили при  красном освещении  сумеречного неба лагерь, и, как всегда,  первый тост подняли за машины,  за «наших боевых коней», закусывая русскую водку, провезенную тайком,  пропахшим дымом кускусом, приготовленным на костре.

Длинноногий крокодил, каменный носорог, всадник на жирафе...

Повернув на север и спустившись с плато Мурзук, которое называют «озером смерти»,  наши машины устремились по каменистой равнине к Вади Матендуш. Пройдя километров 60 по регу — плато, засыпанному большими овальными булыжниками, торчащими из песка, мы оказались… на берегу реки!

Северный берег — крутой, будто сложенный из огромных каменных блоков. Другой берег, обращенный к югу, — пологий, заваленный до самого горизонта огромными булыжниками черного, серого и темно-коричневого цветов. Будто здесь прошел  космический дождь из метеоритов, будто здесь падали камни, вылетевшие  из жерла огромного вулкана…


Проводник показывает на северный берег. Идем, заинтригованные тем, что уже знаем по его рассказам. И вот перед нами — наскальные рисунки. Слон — огромный, высотой два метра, с длинным хоботом, с острыми бивнями. Дальше — бегемоты и жирафы, будто пришедшие на водопой и склонившиеся к «реке». А вот рисунки быков, коров и антилоп (или очень на них похожих животных).  Как выразительно высечены из камня фигуры! Какое изящество  лаконичных линий! И ни одного… «черновика!  Все – совершенно!

На одной «картине» по саванне крадется стая львов. Они уже видят добычу и приготовились к нападению.  Картина от времени  растрескалась, местами даже рассыпалась на отдельные каменные обломки. Почему этот сюжет выбрал неизвестный художник?

Удивило нас  и такое изображение: крокодил с крокодиленком, причем вместо лап  -  длинные ноги! Почему длинные? Чтобы бегать по камням и по барханам? Нет, это не варан. Это крокодил, но с ногами, как у динозавра. Загадка... Мы понимаем, что многих нарисованных древними людьми животных видим в первый раз.

Через несколько десятков метров — новая тайна. Высоко, на самом гребне скалы, — фигуры человекоподобных зверей, то ли гигантских кошек, то ли пантер на задних лапах, танцующих или дерущихся... Эту картину видно издалека. Фигуры застыли друг против друга, готовые к схватке.   «Фрески» очень реалистичны — значит, такие звери были и просто исчезли. Или это ритуальный танец шаманов в масках? Но лапы, лапы оканчиваются копытами! Пантеры с копытами?


На другой скале мы обнаружили «фигуру» голого человека, который пытается... усмирить жирафа или приручить его. Он полусидит-полустоит на животном и крепко держится за его шею. На нем  только набедренная повязка, с предметом, похожим на пенал.  Когда же человек начал приручать животных? И почему же ему не удалось «оседлать» жирафа»?

Потом нас ждали новые приключения, новые открытия в пещерах, спрятанных  от постороннего глаза в скалах. И там мы  молча, с благоговением  созерцали  разные бытовые мирные сценки. Женщины танцуют и играют на музыкальных инструментах. Мужчины сообща охотятся на огромного слона.  А вот  они пасут стада быков и коров, им помогают собаки.  На некоторых «картинах», растянувшихся на многие метры, десятки быков и коров. Они паслись здесь до того, как Сахара стала пустыней!  Они нарисованы в те времена, когда Сахара была зеленым, цветущим краем, где текли  большие реки…


Наше путешествие заняло пять дней. И за эти дни мы перенеслись на 30 тысяч лет назад...  Что же произошло? И почему весь этот мир исчез, оставив нам только бескрайние пески, пещеры с исчезающими под патиной  времен картинами и осколки камней с  рисунками неизвестных нам животных?  Кто виновен? Природа?

Какое послание-предупреждение  вложили в свой труд художники?

Послесловие

Я  снова перечитываю то, что я написал три года назад, описывая нашу экспедицию.

«Рано утром из Триполи, столицы Ливии, выехали три джипа. Наш путь лежал в центр Сахары. По одной из гипотез, именно там нужно искать корни современной цивилизации...»

Каждый вечер я смотрю передачи арабских и европейских телеканалов, которые передают  из Ливии и из других арабских стран  картины разрушающего мира и погибающих людей. То, что создавалось годами, уничтожается в одночасье,  в одно мгновенье взрывом  «точечной бомбы»  или  «умной» ракеты. И ни одного репортажа о том, что нового, созидательного, хорошего появилось в  Ливии или в арабском мире…Этот мир рисуется теперь только черными красками…

Может, в этом и скрыт злодейский смысл   кровавого «Одиссейского Рассвета», разгоревшегося над Ливией? После которого наступит день, когда лучи солнца, по замыслу авторов «Рассвета»,  высветят только безжизненные пространства пустыни?

Поэтому от имени друзей Ливии призываю: еще не поздно остановить бойню!

Еще не поздно!

 

 

 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привык уже к большим срачам и разборкам в инете накануне Дня Победы. Спокойно прохожу мимо шуточек, выеживаний, страданий, юморка. Иногда и сам позволяю себе что-то либо безобидное. ...
Пока готовятся мои сырники и кофе и есть полчаса до парикмахерской, докладываю: магия сработала, грузовик приехал за контейнером очень быстро и мужики толковые в нем были. Загрузили на моих глазах без происшествий. И я счастливая поехала в город. Долетела за два часа и даже выкроила время ...
Да то и означают, что я писал. Токаев промахнулся, и не позвонив в Вашингтон, с перепугу обратился в ОДКБ. Но из Вашиннгтона погрозили пальчиком - и тут же выяснилось, что ОДКБ пора сваливать. А русофобы - в правительстве это просто клятва  верности. Всё как ...
Интереснейший вопрос тут задали: вот привели кучу чудесных примеров, когда человеку удалось сменить профессию, и все кончилось хорошо. Человек в новом деле состоялся, все счастливы. А были ли примеры, когда смена профессии кончилась плохо? Я крепко задумалась. Для начала никого не ...
Никто не спорит, что натуральная женская красота - вещь прекрасная. Но с умело наложенным макияжем и правильно подобранным бельём женщины превращаются в богинь. Так давайте же поговорим о женских трусцах. Лично мне непонятна повальная мода на ...