Лилиана Алешникова..."Приеду-отвезу тебя на дачу",- сказал ей сын, но не
amarok_man — 14.11.2023
В 1960-х гг. она была одной из самых красивых советских
актрис, но ее творческая судьба сложилась не очень успешно – в ее
фильмографии было всего около 20 работ. В последний раз она
появилась на экранах в середине 1980-х гг. в фильме
«Инопланетянка». Ее красота действительно была какой-то неземной, а
сама она словно родилась не в свое время. Последние 20 лет ее жизни
прошли в полном забвении, а когда о ней наконец вспомнили, это
имело фатальные последствия…
Лилиана Алешникова родилась в 1935 г. в Москве в семье
артистов – ее мать была артисткой балета, а отец – артистом театра.
Правда, Петр Березов оставил семью еще до рождения дочери, и своим
родным отцом она называла отчима – инженера Лазаря Алешникова,
который ее воспитал и дал ей свою фамилию. Мать Лилианы, Элеонора
Бендак, танцевала в кордебалете Большого театра, но после рождения
дочери оставила сцену, а позже стала преподавать в балетном
училище, и одной из ее учениц была Майя Плисецкая
Лилиана Алешникова в фильме *Они были первыми*, 1956 | Фото:
kino-teatr.ru
Лилиана еще в юности решила стать актрисой. Сначала она
попыталась поступить во ВГИК, но Тамара Макарова вынесла ей
неутешительный вердикт: «Деточка, ты никогда не будешь сниматься в
кино!». Но в Щукинское училище ее приняли, и сниматься в кино она
начала еще во время учебы. Свои первые роли 21-летняя актриса
сыграла в фильмах, темы которых были продиктованы временем – о
комсомольцах, революционерах и об освоении целины. А популярность
ей принесли характерные роли в комедиях 1960-х гг. «Взрослые дети»,
«Штрафной удар» и «Разбудите Мухина!»
Кадр из фильма *Солнце светит всем*, 1959 | Фото:
kino-teatr.ru
Александр Демьяненко и Лилиана Алешникова в фильме *Взрослые
дети* 1961 | Фото: kino-teatr.ru
В семейной комедии «Взрослые дети», которая пользовалась
большим успехом у зрителей и заняла 7-е место в прокате в 1962 г.,
Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко (будущий Шурик) сыграли
молодоженов. А в «Штрафном ударе» ее партнером по съемочной
площадке стал Михаил Пуговкин. И если у Демьяненко и Пуговкина
кинокарьера после этого пошла на взлет, то у Алешниковой все
складывалось не так успешно
Михаил Пуговкин и Лилиана Алешникова в фильме *Штрафной удар*,
1963 | Фото: kino-teatr.ru
Хотя кинокритики высоко оценили комедийный талант Алешниковой,
некоторые из них считали, что именно эти роли погубили ее актерскую
карьеру – после этого режиссеры больше не видели ее в серьезном
драматическом амплуа. В последующие годы заметных работ в ее
фильмографии практически не было
Кадр из фильма *Штрафной удар*, 1963 | Фото:
kinoistoria.ru
Многие коллеги завидовали Алешниковой – ведь ее мужем был
режиссер! С Яковом Сегелем она познакомилась на съемках одного из
своих первых фильмов, с символичным названием «Это начиналось
так…». Он был связан с миром кино с самого детства – в 12 лет он
сыграл Роберта в первой советской экранизации романа Жюля Верна
«Дети капитана Гранта». В 1960 г. Алешникова стала женой режиссера,
у пары родился сын Александр
Яков Сегель в фильме *Дети капитана Гранта*, 1936 | Фото:
7days.ru
Лилиана лихо водила машину, и однажды это спасло жизнь ее
мужа. На съемках фильма «Серая болезнь» режиссера и директора
фильма сбил грузовик на обочине проселочной дороги. Директор погиб
на месте, а Якова Сегеля, едва живого, Алешникова отвезла в Москву.
Она летела на бешеной скорости, не обращая внимания на светофоры.
По дороге ее пытались остановить сотрудники ГАИ, но догнали ее
только возле больничных ворот. Узнав, в чем дело, они помогли ей
отнести мужа в больницу. Поначалу даже врачи не верили в то, что
его удастся спасти – у него было 22 перелома, трещина в основании
черепа и смещение позвонков. Он долго пролежал в коме, но врачи
института Склифосовского вернули его к жизни. Период восстановления
длился 2 года, Якову Сегелю пришлось заново учиться ходить, но
бывший фронтовик и слышать не хотел о том, чтобы ходить с палочкой.
А спустя какое-то время даже прыгал с парашютом
Лилиана Алешникова и ее муж, Яков Сегель
Хотя актриса часто играла в картинах мужа, большой
популярностью эти работы не пользовались. В 1970-х гг. Яков Сегель
снимал мало, и зрители начали ее забывать. Только в середине 1980-х
гг. Лилиана Алешникова вновь появилась на экранах в главной роли –
холодной и бесчувственной инопланетянки О, которая прилетела на
Землю с целью вернуть на свою планету изобретателя Блинкова. Его
любовь пробуждает в ней новые чувства и эмоции, но ей приходится
смириться с тем, что Блинков больше не сможет жить в другом мире, и
она возвращается на свою планету в одиночестве. Роль в фильме
«Инопланетянка» стала последней в недолгой кинокарьере Алешниковой
и во многом была для нее пророческой
Кадр из фильма *Капля в море*, 1973
В изменившемся мире, в эпоху перестройки актриса не смогла
найти своего места. Она словно и вправду была с другой планеты –
так же, как и ее муж Яков Сегель. В новое время он не смог
реализоваться как режиссер и тоже остался без работы. Их сын
Александр так говорил об отце: «Он был человеком без полутонов –
либо белое, либо черное, немного плакатный герой – и выбирал
солнечную сторону жизни. Но после двух контузий, полученных на
войне и в той страшной аварии, у него чаще случались вспышки гнева.
В такие моменты он, по-моему, даже увеличивался в объеме. Раз, уже
семидесятилетним, пришел из магазина с царапиной на лбу. Объяснил
маме, что какие-то мужики оскорбляли женщину, он вступился – и
получил не только от наглецов, но и от дамы, которая бросилась
оборонять обидчиков от своего же защитника»
Когда в 1995 г. Яков Сегель ушел из жизни, для Лилианы
Алешниковой наступили самые тяжелые времена. Ее сын рассказывал:
«Не снималась она уже давно. С папой жила материально хорошо и
позволяла себе выбирать роли, а участвовать в чем-то, где не
ощущала той искренности, как в оттепельном кино, не хотела. Был
такой сериал «Опровержение» о колхозной жизни: играя там, мать едва
не впала в депрессию. Последнюю свою картину отец снял в середине
восьмидесятых – больше мастерам его поколения работы в кино не
было. Закончилась она и у Алешниковой. Маму приглашали в кино даже
в девяностые, уже через меня, когда стал оператором. Но она
отказывалась: «Не с кем работать. Не потому что я какая-то
особенная, просто не нахожу с режиссерами и актерами общего
языка»
Лилиана Алешникова в фильме *Опровержение*, 1976
Лилиане Алешниковой было уже за 70. Она давно не появлялась на
публике и не собиралась напоминать о себе зрителям – не хотела,
чтобы все видели ее постаревшей. В 2008 г. журналисты популярной
передачи центрального телеканала решили снять сюжет о забытой
звезде советского кино. Алешникова отказалась от съемок, но ее
начали караулить возле подъезда, снимали скрытой камерой, брали
интервью у соседей и продавщиц магазина по соседству. И в итоге
выпустили скандальную передачу о том, что бывшая звезда пьет, живет
в нищете и полном одиночестве. Когда она увидела это по телевизору,
ей стало плохо – сердце не выдержало. Через 10 дней ее не стало. На
тот момент ее сын был в командировке, а когда вернулся, уже не
застал ее в живых
Сын Лилианы Алешниковой и Якова Сегеля Александр стал
кинооператором