Личный опыт сдачи ЕГЭ по физике
biglebowsky — 27.07.2019 По новым российским правилам, школьный преподаватель (или претендент на должность преподавателя) должен сдавать ЕГЭ.У меня, вроде бы, появилась пара интересных вариантов преподавательской работы (из них обалденно интересный - физматшкола ФизТеха), и я отправился на экзамен в Московский Центр Качества Образования https://mcko.ru/.
В моем восприятии, тест ЕГЭ - невероятно простой, думать не над чем. Однако тест весьма утомительный, потому что этих простейших вопросов невероятно много - аж 32 штуки. Лично мне более симпатичен физтешный подход: 2...3 задачи, но сложных. Однако, что поделать...
Написал тест (ни одного вопроса, над котором можно было бы задуматься), все тщательно проверил, осталось минут 5 свободного времени. Досидел все-таки до конца, не стал сдавать работу раньше. Ушел домой в полной уверенности, что должно быть 100 баллов.
Каково же было мое удивление, когда мне пришли результаты!
Структурно тест состоит из 2 частей.
1) "Дешевые" задачи (1 балл или, изредка, 2 балла на задачу); записать ответ в виде числа; машинная проверка; задачи № 1 ... 27.
2) "Дорогостоящие" задачи по 3 балла; на листе бумаги нужно записать решение целиком; ручная проверка (ну вот как "классический" письменный экзамен); задачи № 28...32.
Так вот. Я ожидал, что проблемы будут с первой частью: по невнимательности не ту цифирку в не ту клеточку запишу. Но нет - написал идеально.
А вот проблемы оказались со второй частью - многие задачи были оценены как 0 баллов из 3 или как 1 балл из 3.
Я "охренел мрачно" (с). За школьные / институтские годы я привык к тому, что при неправильном решении сообщают, в чем была ошибка. При сдаче ЕГЭ не так. Как мне объяснили в МЦКО, материалы ЕГЭ используются по нескольку раз. Потому - "из части не выносить". Мне прислали бланк моих ответов, но не текст условий задач (текст считается секретным). Ну, и как проверить ответы?
Я все-таки написал апелляцию. Мол, если память не подводит, в задаче спрашивали о том-то. Если я запомнил текст вопроса правильно, то мой ответ АБСОЛЮТНО правильный. Пришлите, все-таки, текст вопросов, чтобы я мог проверить, о чем шла речь.
Ответ на апелляцию я получил совершенно обалденный. По правилам секретности, проверяющий не имеет права разгласить сведения о задаче (фрагмент условия, текст какой-нибудь формулы). Самое главное, проверяющий не имеет права разглашать, что именно считается правильным решением. Потому ответ на апелляцию не имел конкретики: мол, мы подумали и решили добавить Вам 6 баллов (без особых указаний, что было не так, и за что баллы все-таки добавили).
Ну ладно, хрен с этим. Я опять отправился на экзамен. Каково же было мое удивление, когда в конверте оказался тот же вариант ЕГЭ, который я писал в прошлый раз!
Я просмотрел задачки. Да, я запомнил условия правильно. Нет в условиях ни подвоха, ни возможности двойной трактовки. Я обсуждал эти задачки в интернете, я подавал апелляцию по этим задачкам - ну нет у задачек другого решения, чем я написал в прошлый раз. Решения АБСОЛЮТНО, ПОЛНОСТЬЮ, ИДЕАЛЬНО правильные.
В состоянии полного обалдения я написал те же самые ответы, что и в прошлый раз.
Я заполнял бланк особо разборчивым почерком (практически чертежным шрифтом), чтобы исключить вероятность неправильного прочтения.
С горя, я продублировал числа, обозначенные цифрами, еще и текстом, как это принято в бухгалтерских документах. Что, что я еще могу сделать?!
Вчера мне пришел результат - 92 балла. 8 баллов "потеряны" во второй части теста.
Да что ж такое творится?!!
И тут до меня дошло. Надо смотреть руководящие документы: а, что, собственно говоря, считается правильным решением задачки?
Ясно изложенный ход решения с правильными формулами, правильным численным результатом, записанный хорошим почерком? Оказывается, нифига подобного!!!
Где-то в интернете я прочитал и поверил в откровенную глупость. Якобы, 3-балльная задачка ЕГЭ оценивается по следующей методике
1 балл - написаны все необходимые уравнения
2 балла - задачка доведена до правильного формульного ответа
3 балла - задачка доведена до правильного числового ответа
На самом деле - по-другому.
Документ https://www.ctege.info/fizika-teoriya-ege/kriterii-otsenivaniya-ege-2019-po-fizike.html
Считается, что задачки 28...32 - "комбинированные", в них используются 2 закона физики.
Требуется записать формулировки этих 2 законов.
Пример из текста правил, когда 3-балльную задачку снижают до 1 балла.
"Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не
указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного
объяснения."
Как вы понимаете, когда перед вами задача, то там используется с десяток законов. Какие 2 выбрать?
Кроме того. Что будет, если для экономии времени записать закон формульно? Если использованы символьные обозначения (даже общеупотребительные), и эти обозначения не из условия задачи и не из списка формул и величин в экзаменационном листке, то символы должны быть объяснены.
Пример. Задачка на закон Ома. Допустим, вы написали: "как известно, I=U/R" и продолжили решение. Это будет расценено как ошибка: не расписано, что такое I, U и R.
С употреблением формул есть и другая "засада". В решение разрешается вставлять без "плясок с бубном" только формулы из некоего утвержденного списка формул - "кодификатора". https://physicsstudy.ru/ege-po-fizike/kodifikator-ege-po-fizike.html
Если требуется другая формула - ее нужно вывести на основе формул кодификатора.
В документе разбирается пример. Если в задачке потребовалась теплоемкость двухатомного газа при постоянном давлении, запрещено просто написать Cp=(7/2)*R (нет в кодификаторе). Надо взять теплоемкость при постоянном объеме Cv=(5/2)*R (есть в кодификаторе) и вывести из нее Cp.
Кроме того. Специально оговаривается, что в записях должны отсутствовать "логические пропуски".
Вот как я поступал. Решал что-то в черновике, а в бланк записывал только исходную систему уравнений и получившееся решение системы. Если правильно понимаю текст документа, я делал тот самый "пропуск".
Да и вообще, задачки-то простые, я много чего в уме делал. "Легко видеть, что ..."(с).
Однако, и в "другую сторону" - тоже плохо: пояснениями нельзя увлекаться.
Если задача решена правильно, но имеет внутри себя незачеркнутый текст, не относящийся к делу - снижение балла.
Если в промежуточных вычислениях, пояснениях, чертежах была ошибка (на самом деле была, или была по мнению проверяющего), причем ошибка не повлияла на конечный результат и решение правильное - все равно снижение балла.
|
</> |