Летающая практичность. Frye Safari

топ 100 блогов p_d_m04.06.2018
Летающая практичность. Frye Safari


William John "Jack" Frye фигура в американской авиации известная, как-никак один из основателей TWA - его даже в фильме Скорсезе "Авиатор" показали. Был он отменным пилотом и баловался авиаконструированием - например принимал участие в создании DC-3 и тримотора Northrop N-23 Pioneer (он же YC-125 Raider). В 1955ом Фрай создает в Fort Worth, Техас, свою собственную авиафирму Frye Corporation и набирает в нее штат сотрудников. Там был D. W. Tomlinson, бывший "вице-президент по разработкам" (VP Engineering, чтобы не значила эта должность) той же TWA, позже он побывал заместителем командующего "Берлинским мостом", и G. W. Vaughn, бывший президент Curtiss Wright Corporation. В число 50и инженеров Frye Corporation входит Kurt Weil, один из создателей Ju 52, покинувший Германию еще до начала Второй мировой. Компания подобралась именитая! Плодом труда фирмы стал Frye Safari - четырехмоторный высокоплан грубоватого вида. Основная его миссия, ну да, правильно, DC-3 replacement. Первые итерации, показанные в 1955, были с неубираемым шасси, к 1956 внешний вид "Сафари" существенно облагородили. Предлагалось две модели: Frye F-1 с четырьмя поршневыми двигателями умеренной мощности, и Frye F-2, с двумя ТВД и двумя дополнительными ТРД, которые использовались при взлете и наборе высоты.

ТТХ 
Frye F-1, 1955

Размах крыла, м   29
Длина, м   26,43
Высота, м   10,49
Площадь крыла, м2   125,4    
Двигатели: четыре Pratt & Whitney R-1340-S1H1-G Wasp по 600л.с.
Вес нормальный взлетный, кг   13607
Скорость максимальная, км/ч   274
 крейсерская, км/ч   241
 сваливания, км/ч   89
Разбег, м   274

Летающая практичность. Frye Safari

Фрай декларировал что нужен дешевый в эксплуатации самолет, простой, надежный, предназначенный для работ в небольших аэропортах и гибкий в использовании - легко конвертируемый в транспортный, пассажирский или смешанный варианты. Фрай обещал что стоимость километра полета самолета будет равна километру пути грузовика или автобуса. "Сафари" отличало от прочих наличие большого носового грузового люка, в хвостовой части был еще и второй, бортовой. Вообще транспортная составляющая в самолете являлась совсем не второстепенной - была разработана фирменная док-станция, система специальных поддонов, проложены роликовые направляющие, продольные и поперечные, для перемещения этих поддонов. Все пассажирские сиденья могли легко демонтироваться, как и перегородка, которую можно было поставить при эксплуатации машины в смешанном варианте - для отделения пассажирского салона от грузового. И, конечно, низкая погрузочная высота плюс ровный пол давали бонусы для самолета. Если рассматривать уже бывшие в ЖЖ "дакотокиллеры" то больше всего по концепции "Сафари" похож на Douglas ATA-A1 Skybus, но был он существенно больше "Скайбаса" - в него вмещалось 51 пассажиров. От основной массы американских самолетов аналогичного назначения нашего героя отличал прямоугольный в сечении фюзеляж. Механизация крыла включала двухсекционные закрылки и элероны с полотняной обшивкой, что довольно странно для в остальном цельнометаллической конструкции. Декларировалось что самолет с укороченным взлетом и посадкой. Самой фишкой "Сафари" был богато остекленный нос, через иллюминаторы которого могли глазеть шесть пассажиров сидящих на декадентском полукруглом диване. На каком самолете такое еще увидишь? Это ноу-хау на Frye именовали "vistaramic lounge". Бортовые иллюминаторы очень большие по площади (64 × 41 см) и с характерной формой a la Caravelle. Предлагался также бизнес-вариант салона, причем в двух вариантах: смешанный с грузовой кабиной и VIP-каютой, или весь целиком отданный под офис и места отдыха важных персон. В любых вариантах салон был негерметизированным.
Не самая стремительная аэродинамика и маломощные для относительно тяжелой машины двигатели делали ее тихоходной - скорость не превышала 300 км/ч. При этом убираемое шасси по желанию заказчика могло быть заменено на неубираемое - еще минус несколько десятков км/ч. В общем такой летающий трудяга, неспешно мотающийся по местным аэропортам с разнообразной нагрузкой из пассажиров, почты, грузов.

В 1957 году Фрай договорился о производстве самолета на заводе Грумман, к этому времени к самолету проявила интерес пара-тройка небольших региональных авиаперевозчиков: например Catalina Airlines заказала два аэроплана с возможностью купить позже еще два. Однако для развертывания производства самолета требовались немалые деньги - 15 миллионов долларов. При декларируемой цене одного "Сафари" в 350000 USD заказов было явно недостаточно, "светлое завтра" для фирмы Frye становилось все более и более призрачным. Окончательную точку поставила гибель Джека Фрая в автокатастрофе. которая случилась в конце января 59го.

ТТХ 
Frye F-1, 1956

Размах крыла, м   33,37
Длина, м   23,11
Высота, м   9,1
Площадь крыла, м2   125,4    
Двигатели: четыре Pratt & Whitney R-1340-S1H1-G Wasp по 600л.с.
Вес пустого, кг   11647
  максимальный взлетный, кг   20411
Скорость крейсерская, км/ч   283
 на высоте, м   1524
Дальность полета, км   1609
 с нагрузкой, кг   3629
Разбег, м   384

Помимо P&W Wasp "Сафари" мог оснащаться (с минимальными переделками) Wright R-1300 Cyclone, Alvis Leonides Major и даже турбовинтовым Lycoming T-53.

Вторая модель фирмы Frye F-2 как уже говорилось была с двумя ТВД - Rolls-Royce Dart, модификация RDa.7 Stage 2, и двумя ТВД - тип был не определен, в качестве примера назывался General Electric J85. Фюзеляж был растянут на 3,05м и вмещал теперь в различных вариантах компоновки салона 79, 73 или 65 пассажиров. Взлетный вес увеличился до 22680кг, крейсерская скорость (на одних ТВД, на высоте 3050м) - 380км/ч.

В 40х-50х Фрай работал с фирмой Helo, которая упоминалась в истории с GAC-100/CAC-100. Так что этот рассказ в какой то мере приквел к истории "сотки".




1. Frye F-1, 1955
Летающая практичность. Frye Safari

2. Frye F-1, 1956
Летающая практичность. Frye Safari

3.
Летающая практичность. Frye Safari

4.
Летающая практичность. Frye Safari

5.
Летающая практичность. Frye Safari

6.
Летающая практичность. Frye Safari

7. Носовая часть с панорамным окном.
Летающая практичность. Frye Safari

8. Два варианта компоновки "летающего офиса".
Летающая практичность. Frye Safari

9. Frye F-2
Летающая практичность. Frye Safari

10.
Летающая практичность. Frye Safari

11.
Летающая практичность. Frye Safari

Источники: Flight, www.sedonalegendhelenfrye.com, www.secretprojects.co.uk

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Оригинал взят у yuripasholok в Понаехали тут Трепещут и дрожат племена, населяющие Америку, - с гор за добычей спустились племена людоедов­ майя. Никогда ещё города­-государства не посылали за добычей столько воинов! Словно безжалостная саранча, сотни тысяч воинов со всех ...
Это обычная биологическая клетка под микроскопом, которая имеет подобие колоссального автоматизированного завода, размерами своими превосходящего целый город и выполняющего почти столько же уникальных функций, сколько их выполняют все производства, организованные человеком на земле. ...
Давным-давно известно, что от страха перед русскими танками, наматывающими на траки хайвеи США американские генералы сходили с ума и выбрасывались из окон. И страшный сон стал явью - гимн России зазвучал в небе над США, флаг России гордо развивается в Калифорнии, а русские танки под гром ...
Вы часто ходите до ветру пешком до соседнего магазина?В моей ситуации ближайший ...
Знаю, что у многих ВДНХ связано с воспоминаниями из детства. У меня таких воспоминаний нет, т.к. в Москве я живу 20 лет :) А вот мой муж коренной москвич. Когда еще год назад мы ездили на какое-то мероприятие на ВДНХ, муж был опечален, в каком запустении все находится, потому что с каждым ...