"Ленка в Сумраково" Анны Прониной — она все еще видит мертвых людей
majstavitskaja — 24.11.2025

Всем выйти из Сумракова
В декабре мир принарядится снежной белизной, украсит себя гирляндами и елочными венками, запоет из всех утюгов про Джингл беллз, примется готовить новое возрождение. Но ноябрь, с его голыми деревьями и осенней бесприютностью; начавшийся Хэллоуином-Самайном ноябрь словно бы создан для загробной мистики. Может оттого ее так хочется в ноябре? Увидев продолжение истории Анны Прониной про "Ленку и мертвецов", я не устояла. Предупрежу, если не читали первую книгу, вторую вполне можно брать, но лучше все-таки читать обе, так и удовольствия в разы больше, и не придется восстанавливать из контекста кучу подробностей.
Лена деревенская девушка из простой семьи, после школы окончила что-то среднее специальное, что называется теперь колледж, но по сути ПТУ, а работает на заправке. Не замужем, парня нет, был один, который очень нравился, но он погиб, а больше никого подходящего в их глуши нет. Да и не больно надо, ей и без мужиков проблем хватает. Потому что Ленка с младенчества видит мертвых и может с ними говорить. Никакой радости эта особая способность ей не дает, мертвецы не то. чтобы хорошие собеседники, по большей части твердят какую-нибудь фразу или вовсе жестами требуют помочь. А между ней и другими людьми это проводит границу, невидимую, но ощутимую. Не очень уютно так жить, но выбирать не из чего. Ленка приспособилась.
"Ленка и Сумраково" начинается ровно там, где заканчивается первая книга: узнав о семейном проклятии, убивающем мужей женщин ее рода, Лена решает пожертвовать счастьем с любимым Володей и тем спасти его. Разорвав все связи с прошлым, она покидает родное Клюквино и отправляется в Сумраково, где жил отец, оставивший ей деревенский дом. Едет не одна, с ней ведьма Настя, которую героиня в финальной битве лишила колдовских сил, и теперь считает себя за нее ответственной. Не одна и в другом смысле - Ленка станет мамой. Дом обветшалый и заброшенный, летом жить в нем еще как-то можно, к зиме же потребуется серьезный ремонт, на который у двух девчонок, одна из которых мало чем отличается от кататоника, вторая беременна - ни сил, ни средств.
Деревня Сумраково непростая, словно притягивает сумрак из названия, расположена по краям оврага, больше похожего на провал в преисподнюю, солнце заглядывает туда нечасто, зато туман клубится то и дело. Стоит ли удивляться, что героине найдется в этом месте дело, и не одно. Она работает официанткой в кафе "Сказка" в соседнем селе, решая проблемы хозяйки с проклятием завистницы, в этом ей неожиданно помогает Настя, которая начала приходить в себя, а после совершенно выздоровела, и вернулась в Клюквино. Добрые люди ремонтируют дом и готовят его к зиме, жизнь налаживается или...?
На самом деле. нет, страдают в разлуке они с Володей, ведьма из первой части которой девушка задолжала услугу, обращается к ней за помощью, Ленке суждено многое узнать об отце, а из глубин земных (и потусторонних) в наш мир рвется Древнее зло, которое уничтожит его, если не остановить. Сказать по правде, мне нравилось куда больше, когда это касалось маленьких людей с их маленькими жизнями. Первая книга была чередой именно таких сюжетов. Замах на вселенский масштаб со спасением мира всегда удешевляет историю, делает ее одной из множества. Ленка Лебедева была на месте в своей нише деревенской ясновидящей, но все эти дела с Призраком коммунизма, магией крови, повелителем мух и всяким таким - too much.
Лучше бы Ленке в продолжении, которое неизбежно, финальный клиффхэнгер не оставляет сомнений, вернуться туда, где она уникальна. И мы станем читать, а лучше слушать потому что с таким актерским ансамблем: Радциг, Перель, Яблонская, Лебедева, Плетнева - аудиовариант нельзя пропустить.
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Реквием по западной Руси Михаила Огинского
Новояз по утрам
Соседи
кризис карательной психиатрии в ЛР
День Чёрного моря
Чтиво. Эдвард Томас. Будда. История и легенды
Кинематограф. Голый пистолет
О сбережении народа

