"Легкая голова" О. Славниковой, 2010

Оценивать роман, прочитав только его половину, сложно. Поэтому - ряд ни к чему не обязывающих наблюдений.
Славникова остается Славниковой. Сюжет строится на фантастическом допущении. Есть некий Максим Т. Ермаков и его уникальная голова, из-за которой, по мнению "новых старых" КГБэшников, происходят все бедствия в стране - от терактов до лесных пожаров. Кстати, Славникова эти пожары угадала вполне точно (роман-то явно писался до известных событий).
Режим предлагает герою выстрелить самому себе в голову - такое ритуальное действие должно ликвидировать аномалию (бедствия должны прекратитьс). Герой сопротивляется как может. Режим, используя современные медиа технологии, устраивает травлю на него. В общем, все это пересказывать нет смысла. Самое главное в романе - атмосфера современной России, этот прессинг, который устраивает жестко выстроенная система человеку, не желающему "встраиваться". Опять (как и в "2017") мы имеем дело с антиутопическим дискурсом.
Далее. Самый сильный момент первой части романа, на мой взгляд, рассуждения о родителях Ермакова, то есть о гражданах нашей постсоветской страны, сформированных как личности в совке и переживших 90-е. Картина будет не менее точна и болезненна, чем, например, у Сенчина.
"Бессмысленное дело выписывать родителям счета: они никогда не будут предъявлены к оплате. Чем больше пунктов в этих счетах, тем себе дороже. Не только не скажешь про счет никогда, но будешь стараться не проговориться, не намекнуть ни тоном, ни словом. Будешь терпеть с кривой улыбкой семейные беседы, в которых нет ничего про главное, а есть лишь взаимное обслуживание, где реплика подается, как передается соль или перец за столом (изредка мать бьет тарелки, но не все). Попробуй-ка пробудить этих седых и больных младенцев к реальности — получишь катастрофу. Понимаешь умом (не сердцем, увы), что мать и отеца держали в черном теле, что они несчастные люди, что им всегда есть что предъявить в ответ на твои претензии: два букета никогда толком не леченных в районной поликлинике застарелых болезней, две пары отяжелевших рук и заскорузлых ног, вытоптанный, как газон, зеленый палас, треснутый кухонный подоконник с невыводимым отпечатком некогда присохшей газеты, мутные баночки с какой-то едой в дребезжащем холодильнике, вросшие ногти, сломанные очки, вечно протекающую “дачную” крышу. Они на самом деле не осознают, что с ними произошло. Не понимают, что государство их имело по полной, как и “родной” завод, что никем, собственно говоря, не планировалось ни их долголетие, ни их благополучие."
Хорошим также показался фрагмент о Москве и ее реках. То есть предположения о содержании этих рек, где течет давно уже не вода, а лимфа 15-тимилионника.
Что ж, будем ждать продолжения.
|
</> |