Легендарная японская керамика Какиэмон – фарфор «хурма в молоке»

топ 100 блогов beaujapancom23.08.2019
Легендарная японская керамика Какиэмон – фарфор «хурма в молоке»

ЧИТАТЬ НА САЙТЕ

В годы бурного роста фарфорового производства в середине 17 века в Арите появился гончар, сумевший прославить своё имя не только по всей Японии, но и далеко за её пределами. Звали его Сакаида Кидзаэмон (酒井田喜三右衛門) – позднее он стал известен всему миру под именем Какиэмон (柿右衛門).

Борцы сумо с украшенными позолотой поясами 1680-е годы. (Музей Восточной керамики в Осаке)
Борцы сумо с украшенными позолотой поясами 1680-е годы. (Музей Восточной керамики в Осаке)

По преданию, новое имя было выбрано из-за пристрастия юного гончара к ярко-красному пигменту в росписи, напоминающему цвет спелой хурмы, иероглиф которой (柿) и занял первое место в новом имени мастера. Согласно фамильной истории, Какиэмон имел благородное происхождение, его предки были мелкими феодалами в соседних областях современной префектуры Фукуока. Но после того, как отец будущего Какиэмона потерпел поражение в одной из междоусобиц конца 16 века, он был отправлен в качестве заложника в провинцию Хидзэн, где и занялся гончарным делом.

Тарелка в стиле “Индиго-Какиэмон” 藍柿右衛門
Тарелка в стиле “Индиго-Какиэмон” 藍柿右衛門

Однажды в доме семейства Сакаида остановился знаменитый керамист Такахара Горосити (高原五郎七), прежде работавший при дворе самого Тоётоми Хидэёси – он и стал обучать юного Какиэмона гончарному ремеслу, прожив у них 4 года. Начав работу в одной из княжеских гончарен клана Набэсима в местечке Иваданигавати (岩谷川内) в 1643 г, Какиэмон позже получил право на собственное производство и уже к 1646 году стал поставлять свой фарфор на продажу в Нагасаки.

Тарелка и два сосуда выполненные в Арите в стиле Какиэмон в конце 17 в. (Музей керамики Кюсю)
Тарелка и два сосуда выполненные в Арите в стиле Какиэмон в конце 17 в. (Музей керамики Кюсю)
Бутылочка в стиле “Индиго-Какиэмон”, все еще сильны традиции “сомэцукэ”
Бутылочка в стиле “Индиго-Какиэмон”, все еще сильны традиции “сомэцукэ”

Среди ранних образцов его работ было много популярного в то время бело-голубого фарфора сомэцукэ. Постепенно Какиэмон стал отходить от классических канонов, оставляя все больше белого пространства, в наши дни этот ранний стиль называют индиго-Какиэмон (藍柿右衛門). В этом же году Какиэмону удалось первым внедрить в Арите цветную надглазурную роспись акаэцукэ. С этим связана почти детективная история о ранних примерах промышленного шпионажа.

Горшок в стиле “Индиго-Какиэмон”
Горшок в стиле “Индиго-Какиэмон”
Типичная бутылочка в стиле “ака-э”
Типичная бутылочка в стиле “ака-э”

Княжеские власти в середине 17 века повысили налог на экспорт фарфора из Ариты, заставив торговцев искать пути компенсировать сокращающуюся прибыль. Известный купец Хигасидзима Токудзаэмон (東嶋徳左衛門) в Нагасаки за огромную сумму денег выведал секрет акаэцукэ у некоего китайца по имени Сийкуван. Затем торговец передал полученную технологию Какиэмону. После первых неудачных попыток Какиэмон привлек к сотрудничеству некоего Госу Гомбэя (呉須権兵衛) – по некоторым версиям, китайца, взявшего японское имя. Вместе им удалось успешно освоить цветную надглазурную роспись. 

Эпоха Эдо. Фарфоровые фигурки чрезвычайно популярны среди европейской знати второй половины 17 в.
Эпоха Эдо. Фарфоровые фигурки чрезвычайно популярны среди европейской знати второй половины 17 в.

В 1658 году была внедрена технология позолоты и серебрения, а уже через год фарфор Какиэмона начала закупать Голландская Ост-Индская компания, чей логотип VOC можно увидеть на посуде той эпохи в фамильном музее гончарни.

Тарелка в классическом стиле “сомэцукэ” с логотипом Голландской Ост-Индской Компании, VOC (Vereenigde Oostindische Compagnie)
Тарелка в классическом стиле “сомэцукэ” с логотипом Голландской Ост-Индской Компании, VOC (Vereenigde Oostindische Compagnie)

С годами сформировался собственный уникальный стиль Какиэмон (柿右衛門様式), ключевым элементом в котором стала техника нигосидэ (濁手). Термин произошел от слова нигоси, что на местном диалекте обозначает воду молочно-белого цвета после промывки риса.

Бутылочка в раннем стиле Какиэмон 1660-1680 гг. (Музей Восточной керамики в Осаке)
Бутылочка в раннем стиле Какиэмон 1660-1680 гг. (Музей Восточной керамики в Осаке)
Тарелка эпохи Эдо уже в сформировавшемся стиле Какиэмон (柿右衛門様式) с использованием техники «нигосидэ»
Тарелка эпохи Эдо уже в сформировавшемся стиле Какиэмон (柿右衛門様式) с использованием техники «нигосидэ»

Большие пространства теплого молочно-белого фона сами по себе стали важнейшей деталью всей композиции. Именно молочно-белая поверхность придавала глубину и отчётливо выделяла нанесенный на нее яркими красками асимметричный рисунок. Какиэмон XIV называл этот художественный прием “красотой избытка белого” (余白の美しさ). Иногда за молочно-белый цвет эту технику именуют нюхакудэ (乳白手).

Восьмигранная чаша эпохи Эдо с классической палитрой красок и минималистичным сюжетом, отличающим стиль Какиэмон
Восьмигранная чаша эпохи Эдо с классической палитрой красок и минималистичным сюжетом, отличающим стиль Какиэмон
Ваза в стиле Какиэмон с пионами и камелиями 1680-1710 гг. (Музей Восточной керамики в Осаке)
Ваза в стиле Какиэмон с пионами и камелиями 1680-1710 гг. (Музей Восточной керамики в Осаке)

В 1661 году Какиэмон вслед за княжескими гончарнями перенес производство в местечко Нангавараяма (南川原山). Признание новой школы распространилось по всей Японии, и в 1677 г. при строительстве хранилища сутр храма Ниси Хонгандзи в Киото интерьер украсили керамические панно с росписью в стиле Какиэмон. В гончарне проходили обучение многие будущие известные керамисты Японии. 

Супница эпохи Эдо с крышкой, демонстрирующая сочетание синей подглазурной и многоцветной надглазурной росписи с изящной ручкой в форме животного
Супница эпохи Эдо с крышкой, демонстрирующая сочетание синей подглазурной и многоцветной надглазурной росписи с изящной ручкой в форме животного

В 1690 году появилась фамильная книга под названием Записки о сведении глины и цветных красок (для служебного пользования) (土合帳 赤絵具覚(他見無用), вобравшая накопленный практический опыт по производству фарфоровой массы, глазурей и красителей. Растущая популярность спровоцировала широкое копирование стиля Какиэмон как в самой Арите, так и в возродившихся к началу 18 века гончарнях Китая.

Пара традиционных пиал “кумидаси” и блюдец “тятаку” начала 18 в. с популярным мотивом “цветы и птицы” (Музей керамики префектуры Аити)
Пара традиционных пиал “кумидаси” и блюдец “тятаку” начала 18 в. с популярным мотивом “цветы и птицы” (Музей керамики префектуры Аити)
Подражание стилю Какиэмон – особенно в этом преуспела парцелиновая мануфактура Майсен в Саксонии, успешно копировавшая технику “нигосидэ” с 1720-х годов
Подражание стилю Какиэмон – особенно в этом преуспела парцелиновая мануфактура Майсен в Саксонии, успешно копировавшая технику “нигосидэ” с 1720-х годов

Посуда Какиэмон снискала небывалую популярность среди евпропейской знати, что стимулировало подражание этому стилю и в зарождающихся на Старом континенте парцелиновых мануфактурах.

Пара ваз с позолотой (金具付), выполненная в 1670-80 гг. на экспорт в Европу
Пара ваз с позолотой (金具付), выполненная в 1670-80 гг. на экспорт в Европу
Слева направо: гербовая тарелка Майсэн (Германия) 18 в, тарелка Какиэмон раннего Эдо, современная тарелка Майсэн
Слева направо: гербовая тарелка Майсэн (Германия) 18 в, тарелка Какиэмон раннего Эдо, современная тарелка Майсэн
Копия стиля Какиэмон, изготовленная в 19 в. в Челси (Музей керамики Аити)
Копия стиля Какиэмон, изготовленная в 19 в. в Челси (Музей керамики Аити)

Первыми стали копировать мотивы Какиэмон в немецком Майсене после того, как местные гончары в 1725 году освоили надглазурную цветную роспись. Такая ситуация сильно ударила по экспорту всего японского фарфора. Гончарня Какиэмон, столкнувшись с конкуренцией зарубежом, оказалась практически не конкурентоспособной из-за капризной техники нигосидэ, дававшей крайне низкий выход продукции (по некоторым данным всего 30% ). Это и послужило основной причиной двухвекового забвения уникальной техники, прославившей посуду Какиэмон.

Дальнейшее совершенствование техники “нигосидэ” и поиск новых насыщенных оттенков и ярких красок к началу 18 века
Дальнейшее совершенствование техники “нигосидэ” и поиск новых насыщенных оттенков и ярких красок к началу 18 века
Тарелка в стиле Какиэмон, сделанная в Майсэне в 1774 г (Музей керамики Аити)
Тарелка в стиле Какиэмон, сделанная в Майсэне в 1774 г (Музей керамики Аити)

В эпоху Мэйдзи Какиэмон XI приложил активные усилия к возрождению фарфорового производства, получив несколько призов на выставках в Японии, в том числе из рук адмирала флота и видного политика Сайго Цугумити, младшего брата знаменитого Сайго Такамори. Его творения были отмечены призами и на Экспо 1893 года в Чикаго. Дальнейшее признание культурного вклада династии Какиэмон отразилось в появлении в 1912 г. пьесы театра Кабуки под названием Знаменитый мастер Какиэмон (名工柿右衛門). В 1922 году рассказы Томоно Томодзиро Гончар Какиэмон (陶工柿右衛門) и Цвет Хурмы (柿の色), вошли в учебники для начальной школы эры Тайсё. Появилась даже миниатюра комедийного театра Ракуго под названием Кошкина тарелка (猫の皿), в которой с сатирой показан зарождающийся рынок антиквариата. Скупщик старинной посуды, заметив в одном ресторанчике кошку, слизывающую корм с изящной тарелки Какиэмон, предложил хозяину купить кошку за 3 рё (золотые монеты Эдо), а после его согласия потребовал и тарелку в придачу бесплатно, утверждая, что кошка с другой есть не станет. Хозяин же отверг это предложение, назвав цену тарелки в 300 рё. Взбешенный скупщик спросил хозяина, зачем тот, зная о подлинной стоимости тарелки, кормит с нее кошек. На что хозяин с ходжа-насреддиновской смекалкой ответил: “Потому что таким образом мне иногда удается продать кошку за целых 3 рё!”.

Пара львов-охранников святилищ, эпоха Эдо
Пара львов-охранников святилищ, эпоха Эдо

В 1953 году Какиэмон XII смог возродить почти утраченную технику нигосидэ. Получив ряд призов внутри страны, его работы заслужили гран-при Всемирной выставки Экспо 1958 года в Брюсселе. За вклад в возрождение традиций фарфорового производства  правительство Японии наградило его Орденом Священного сокровища 4 степени (勲四等瑞宝章), а позже и сама техника нигосидэ была признана правительством Важным Неосязаемым Культурным Достоянием (重要無形文化財). Заслуги его потомка Какиэмона XIII были отмечены Медалью Почёта с пурпурной лентой (紫綬褒章), а затем и Орденом Восходящего солнца 4 степени (勲四等旭日章). Была отмечена правительством и деятельность 14-го главы династии Какиэмон, в конце прошлого века он получил почетные грамоты от Министра Иностранных дел и Министра Образования. В 2001 году за вклад в сохранение классических техник цветной надглазурной росписи его признали Живым Сокровищем (人間国宝), а потом наградили и Орденом Восходящего солнца. Последние пять лет гончарню возглавляет Сакаида Хироси, принявший титул Какиэмон XV. Сегодня на его плечах лежит весь груз ответственности за поддержание традиции фарфорового мастерства высшей пробы длиной почти в 380 лет.

Сосуд с крышкой, созданный в 1957 г Какиэмоном XII, сумевшим возродить технику “нигосидэ”
Сосуд с крышкой, созданный в 1957 г Какиэмоном XII, сумевшим возродить технику “нигосидэ”

Давайте подробнее разберем уникальный процесс производства, веками оттачивавшийся гончарами Какиэмон. 

Путь тарелки Какиэмон через все стадии производства по технологии “нигосидэ”
Путь тарелки Какиэмон через все стадии производства по технологии “нигосидэ”

Каолин из карьеров Идзумияма придает фарфору белый цвет, но с легким холодным синеватым оттенком, идеально подходящим для росписи  сомэцукэ. Однако Какиэмон искал идеально белую поверхность, ещё более усиливающую эффект ярких красок. К тому же, каолин Идзумияма очень труден в обработке на гончарном круге и чрезвычайно капризен при сушке и обжиге, давая большой процент брака. Около ста лет назад получил широкую популярность каолин из региона Амакуса в префектуре Кумамото. Будучи более мягким и удобным в обработке, этот материал также демонстрировал большую стойкость при сушке и обжиге. И всё же проблему достижения молочно-белого цвета даже этот каолин полностью решить не смог. Достичь этого удалось лишь смешением каолина из трех разных карьеров в Арите в следующем соотношении: к 60% камня Идзумияма добавили 30% каолина из местечка Сиракава (白川) и 10% сырья из карьеров Иваягавати (岩屋川内) согласно рецепту, восстановленному по фамильной книге гончаров Какиэмон.

Парные фигурки японских красавиц, конец 17 в.
Парные фигурки японских красавиц, конец 17 в.

Сначала крупные камни измельчаются в порошок деревянной молотилкой, работающей на водяном приводе. Важно, чтобы этот процесс проходил медленно, поскольку при интенсивном дроблении есть риск перегрева порошка, что может в дальнейшем отрицательно сказаться на вязкости фарфоровой смеси. Далее полученный порошок засыпают в резервуар, куда добавляют воду и дают отстояться. После того, как примеси всплывают на поверхность, воду сливают и повторяют эту операцию несколько раз пока вода не станет прозрачной, а на дне не осядет белая глиняная масса. Затем воду удаляют, а глину размягчают, сначала топча ее босыми ногами, затем вручную пока раствор не достигнет нужной степени пластичности, после чего материал отправляется на формовку. Заготовкам придают нужную форму двумя способами: цилиндрические предметы изготавливаются на гончарном круге (рокуро 轆轤), а плоские тарелки и предметы сложной формы производятся путем ручной формовки (катаути-сэйкэй 型打成形) на специальных гипсовых или деревянных выпуклых основах с последующей оправкой.

Посуда причудливых очертаний создается путем ручной формовки, в гончарне Какиэмон накопилось более 800 видов разнообразных форм!
Посуда причудливых очертаний создается путем ручной формовки, в гончарне Какиэмон накопилось более 800 видов разнообразных форм!

После этого с заготовок хлопчатобумажными полотенцами и кисточками удаляют остатки влаги и инородных частиц, и начинается сушка. Важно хорошо просушить черепки, поскольку оставшиеся внутри стенок капельки влаги при обжиге начнут испаряться и могут вызвать трещины в заготовке.

Какиэмон XIII
Какиэмон XIII

Просохшие заготовки отправляются в печь для первичного обжига при температуре 900°C (суяки 素焼き), основными целями которого являются усадка (сокращение в размерах) черепка и дальнейшее удаление примесей и влаги. Использование трёх разных видов каолинового сырья в фарфоровой массе таит в себе серьезную опасность, связанную с разной степенью усадки каждого элемента. Поэтому процент брака в виде трещин и деформации черепков остается довольно высоким, что является серьезной преградой для крупного серийного производства. Несмотря на то, что в гончарне Какиэмон имеются и современные газовые печи, вся линейка классической продукции нигосидэ обжигается в дровяной печи макигама (薪窯), уцелевшей секции ступенчатой печи эпохи Эдо ноборигама (登窯). Она используется всего лишь три раза в год, причем каждый раз перед ее запуском синтоистский служитель проводит специальный ритуал освящения. Основным топливом для такой печи служит древесина красной сосны акамацу (赤松), она содержит определенные смолы и масла, поддерживающие высокую температуру горения. Как отмечал предыдущий глава династии Какиэмон, даже тип кирпичей в кладке печи оказывает значительное влияние на черепки при обжиге. Дело в том, что старая кладка состоит из кирпичей, высушенных на солнце, однако при её ремонте отдельные участки были заменены на современные огнеупорные, которые отражают тепло гораздо сильнее и повышают температуру внутри значительно быстрее, чем хотелось бы мастеру.

Деревянная основа в виде цветка для тарелки сложной формы, 2007 г.
Деревянная основа в виде цветка для тарелки сложной формы, 2007 г.

После первичного обжига начинается подглазурная роспись ситаэ (下絵): на заготовки наносятся контуры рисунка (сэнгаки 線描き), которые затем мастера толстой кисточкой закрашивают красками на основе кобальта (госу 呉須), придающего рисунку после обжига синий цвет – данная операция называется дами (濃み). Следующим этапом является глазурование (сэю 施釉). Заготовка покрывается прозрачной глазурью из смеси каолинового камня и золы японского дуба. В зависимости от типа заготовки некоторые участки, например, края сосуда, покрываются специальной глазурью на основе окиси железа (саби-гусури 錆釉), дающей красноватый оттенок после обжига. По завершению глазурования, заготовка отправляется обратно в печь для основного обжига (хонъяки 本焼き), проходящего при температуре свыше 1300°С в определенной последовательности. Сначала температуру в печи начинают медленно поднимать, забрасывая дрова в большое отверстие и стараясь добиться постепенного и равномерного прогрева печи и заготовок в ней – эта стадия обжига называется абуридаки (炙り炊き) и занимает примерно сутки. Постепенный набор температуры необходим, чтобы избежать образования трещин заготовок и сколов глазури. Следующей стадией является нэрасидаки (ねらし炊き), когда температуру четко выравнивают и стабилизируют, что может занять от получаса до нескольких часов. После этого температуру снова поднимают с 900-1000°С до примерно 1200°С, подбрасывая дрова в более мелкие отверстия по периметру печи (сэмэдаки 攻め炊き), стараясь уравнять нагрев всех заготовок, на что может уйти более пяти часов. Затем температура доводится до максимально необходимой в 1300°C (агэби あげ火) и поддерживается в течение 40-45 часов. После окончания основного обжига посуда приобретает гладкий стеклообразный внешний вид с четко видимым сквозь глазурь синим рисунком на молочно-белом фоне.

Какиэмон XIV
Какиэмон XIV

Следующей стадией является надглазурная роспись (уваэ 上絵). В процессе разработки сюжета глава династии делает эскиз будущего рисунка тушью по тестовому экземпляру посуды (сумигаки 墨書き). С него копировальной бумагой (тэнсяси 転写紙) снимается трафарет, который затем раздается художникам для росписи мелкосерийных партий. Сначала мастер, действуя очень тонкими кисточками, бледными красными и черными эмалями наносит контуры рисунка. Затем начинается раскраска, дающая рисунку глубину и пространственный объем. Основными цветами палитры Какиэмон являются желтовато-зеленый, ультрамариновый, фиолетовый, пшенично-желтый и, конечно же, красный со множеством его оттенков.

Лампа Какиэмон
Лампа Какиэмон

Крайне важен подбор качественных кисточек и исходных материалов для красок. В эпоху Эдо ворс для кистей делали из шерсти мышей, обитавших на торговых кораблях китамаэбунэ (北前船). Ныне ценятся кисти из ворса мышей болотистой местности вокруг озера Бива. Именно такими кисточками работал знаменитый мастер Какиэмон XII. Краски тоже получают натуральными способами, для этого в гончарне имеется персонал, который охотится по всей стране за металлоломом, оставшимся после реставрации старых зданий и храмовых построек. Так, например, медные пластины, пришедшие с мест реконструкции крыши храма Хигаси-Хонгандзи в Киото и усыпальницы клана Уэсуги Кэнсин в Ёнэдзава, стали исходным материалом для производства пигмента ярь-медянка

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Диалог дедусиных читателей о старообрядчестве: (Анонимно):"Сейчас у старообрядцев исторически уникальный шанс составить конкуренцию РПЦ, чьи храмы все пустеют и пустеют. Но для этого нужно вот что: четко провести грань между монашеским уставом и уставом мирской жизни; 80% доходов ...
Девушка попросила священника прийти помолиться о здоровье её больного лежачего отца. Зайдя в комнату, священник увидел возле кровати стул и подумал, что к его приходу готовились. – Вы меня ожидали? – спросил священник. – Нет, а кто вы? – спросил больной. – Я – священник. Ваша ...
Тут скоро Рождество и Новый год, а на дворе лето, не совсем жаркое, но все же. Все хочется встретить Новый год с елкой на пляже и все не получается. Ветер странствий уносит нас в еще более жаркие края или дождливые районы. Вот Золотой берег (Gold ...
Sharp`s
Говорит участник первого в истории перехвата баллистической ракеты экспериментальной системой ПРО, состоявшегося 4 марта 1961 года, Вилен Гундоров 4 марта 1961 года в ходе испытаний экспериментальной системы противоракетной обороны "А" советским специалистам удалось впервые в истор ...