Лечение сибирской язвы в домашних условиях

топ 100 блогов lena_malaa22.03.2012

В процессе выяснений отношений с сектантами и не очень мне напомнили про мои этнографические посты. Да, со стыдом признаюсь, что совершенно забыла про это хобби. Материала много, а вот руки не доходят. И сегодня я продолжу рассказывать вам, друзья мои, про народную медицину в Рязанской губернии. Как лечили сифилис, мы в курсе, пора переходить к сибирке.
Лечение сибирской язвы в домашних условияхЛечение сибирской язвы в домашних условиях
Продолжаем читать записки земского врача в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии.

Итак, он разделил всех народных лекарей на категории:
1) собственно знахарей и знахарок
2) заговорщиков
3) кровопускателей или рудометов
4) юродивых и угадов
5) колдунов.

Описание работы знахарей можно прочесть постами раньше. Переходим к более экзотическим целителям.

Заговорщиков у нас, в деревнях, очень много. Один из них заговаривает жабу, другой лом (т.е. ломоту), третьи - волосень, то есть ногтееду, четвертые - кровь, иные сибирку, т.е. сибирскую язву, и наконец - собачье бешенство и проч. Словом, чуть ли не на каждую болезнь есть свой заговорщик. Заговорщиков жабы, лому, волосеня и т.п. я описывать подробно не стану, как менее важных, и начну прямо с заговорщиков крови.

Заговорщиков крови много в каждой буквально деревне. Этим маракует, обыкновенно, какая-либо бабка, редко и мужик. И действительно, заговорить кровь очень легко. Пока-то надумают послать за заговорщиком, пока его разыщут, а тем временем догадаются завязать рану какой-либо ветошкой, или приложат к ране паутины, а то и засыпят ее червоточеной и т.п. Придет наконец заговорщик, начнет читать свой заговор, по всей вероятности, еще очень длинный. В первый раз прочитает, во второй раз, в третий; а нужно всегда непременно прочитать заговор три раза. Смотришь, кровь и остановилась, потому что всякое кровотечение, в особенности из небольших стволов, всегда и так само собой останавливается очень скоро. Это происходит, как известно, или от сморщивания краев перерезанного кровеносного сосуда, артерии или вены после их поранения, или от образования так называемого тромба, т.е. пробки, которая образуется в сосуде от свернувшегося фибрина крови, потому что кровь от действия наружного воздуха сейчас же свертывается и распадается на фибрин, главную составную часть плазмы и сыворотку крови.
Но сказанное искусство заговорщиков в отношении остановки кровотечения применимо только к поранению мелких кровеносных сосудов, поранение которых больше и встречается на практике. Мелких стволов артерий и гораздо больше, конечно, чем крупных, и они в нашем теле лежат гораздо поверхностнее, чем крупные стволы.
Крупные же стволы, как известно, и лежат более глубоко, да еще обыкновенно защищены как бы нарочно от самой природы или костями, или просто мягкими частями, т.е. мышцами и сухожильными растяжениями. Поэтому-то поранение крупных артерий бывает сравнительно, конечно, очень редко. Но буде, если что-либо подобное случиться, т.е. если бывает поранена, например, артерия radialis или ulnaris, то тут заговорщик уже ничего не в состоянии сделать. Больной такой или должен умереть от истечения кровью, или же его привезут к врачу, спустя тоже известное время, всего обессиленного от громадной потери крови, после разных мытарство по заговорщикам.

Подобный случай был и в моей практике. Молодой парень, из села Малого Подовечья, всегда страшный, как говорят, буян, на свой сельский престольный праздник так напился пьян, что вздумал драться со своими стеклами. Просто на просто начал бить кулаками в свои окна и при этом поранил себе пульсовую артерию arteria radialis. Артерия эта, как известно, из всех стволов артериальных лежит более поверхностно.
Призвали заговорщика, но дело оказалось плохо. Свой заговорщик не помог. Поэтому несчастного больного, буквально истекающего кровью, целых две недели возили по разным другим заговорщикам и заговорщицам, а кровь все не унималась. И вот, наконец, совершенно уже обессиленного, почти безжизненного, привезли больного ко мне на пункт. Это через две недели!
Потеря крови была громадная, больной был бледен как полотно. В особенности глаза у него от потери крови были просто какие-то страшные. Я, думается, никогда не забуду этих белых безжизненных глаз! С больным постоянно притом делались сильные обмороки. Из ранки постоянно сочилась кровь, а временами так текла очень сильно, в особенности если больной кашлянет или чихнет, то кровь начинает бить просто фонтаном.
Что тут делать? Нужно наложить лигатуру, а вдруг с больным обморок и смерть? Уж этого помилуй Бог! Просто на просто, "каменем побиение будет". Потому что больных на пункте кроме того еще 70-80 человек и только скажи один, что мол доктор зарезал, ну и баста! А ведь для больного нужно что-либо сделать путное. Но если бы больного привезли после поранения, на тот же день, то другое дело было бы, а то заговорщики протянули ведь целых две недели.
Кончилось тем, что я все-таки решился наложить ему шелковую лигатуру "in masse". Отыскать холошо артерию было уже нельзя, потому что от разросшихся грануляций образовалась какая-то кровоточащая клоака. Кроме лигатуры in masse я перевязал руку больному повыше ранения, с мячиком из ваты, кровь и остановилась. Больной этот потом совершенно выздоровел, хотя все село молило о его смерти, уж очень он буян, говорят.

Заговорщики сибирки (сибирская язва, pustula maligna) в деревне своего рода редкость. Всегда нужно ехать куда-нибудь верст за 10-15, а то и дальше. Сибирская язва болезнь очень редкая, а значит и нужды в таких заговорщиках особой не предвидится.
Из всех заговорщиков сибирки особенной славой пользуются братья Бакокины. Бакокиных четыре брата, все они живут врозь, и в разных местах Скопинского и Данковского уездов и все одинаково умеют заговаривать сибирку. Братья Бакокины по происхождению своему крестьяне из села Ново-Александрова Скопинского уезда, полуграмотные, но успели цивилизоваться по-своему. Каким-либо преимуществом в заговоре сибирки ни один из братьев не пользуется во мнении народа, и для больного нужно только слово "Бакокин", которое до некоторой степени стало нарицательным словом.
Больной, заболевший в одной местности, сейчас же едет к своему Бакокину, и не считают уже нужным ехать в другому Бакокину, который живет от первого верст за 10-15. Над всяким своим пациентом все Бакокины проделывают одно и то же. Сначала они шепчут свой заговор, а после этого они дают больному нашатырю (ammonium chloratum) и велят им засыпать сибирку. Вот и все их лечение!

На чем же, спрашивается, основана такая слава Бакокиных? А дело заключается в том, что в простом народе все носит название сибирки, будет ли то простой чирей, в особенности если он с черным пятном, нарыв ли небольшой (abscessus) с темным кровоподтеком, карбункул, рожа (erisipelas) с темным волдырем, - все это в народе носит название грозной сибирки. А главное, лишь бы появилось какое-либо черное пятно.
Сейчас призовут бабку. Но чего же бабка знает? И сейчас же начинается обычная ея речь: "у тебя сибирка, тебе нужно ехать к Баконину". Вот эти-то и им подобные так называемые сибирки братья Баконины и излечивают с таким блестящим, так сказать, успехом.Настоящей же сибирки они, по всей вероятности, и не видали; а если случайно и видели, то не узнали и уж, понятно, не помогли ни одному такому больному.
И действительно, что значит для сибирской язвы заговор Бакокиных или хоть их присыпка нашатырем, когда сибирку нужно выжечь или каленым железом, или дымящейся азотной кислотой.

Насколько редкая болезнь сибирская язва можно уже судить из того, что у меня на пунктах перебывает каждый год больных от 12-ти до 14-ти тысяч; за 8 лет значит перебывало около 90 тысяч и из них больных сибирской язвой было всего три человека.
Конечно, во всем участке больных сибирской язвой, может быть, было и больше за это время, потому что участок большой, 35 тысяч жителей, на одного врача - город больше Рязани, да кроме того он разбросан на большом 50-ти верстном пространстве, и потому вообще не всякого больного везут на пункт. Но таких-то больных, т.е. с сибиркой, так прямо везут не к врачу, а к заговорщику Баконину или другому какому. Это еще исстари заведено так, ко врачам еще мало доверия.

Я здесь опишу те три случая сибирской язвы, которые были у меня. Тем более они интересны, что все эти больные были предварительно у заговорщиков.
Так, в соседнем селе Шишкине в имении купца Л., заболевает сибирской язвой лошадь. Посылают за бакокиным, который живет от Шишкина недалеко. Лошадь эта, понятно, околевает, несмотря на пособие от Бакокина. На другой день заболевает другая лошадь. Чейчас же опять привозят Бакокина, но лошадь тоже околевает. После того вскоре заболевает конюх, ходивший за больными лошадьми. Его сейчас же везут к Бакокину. К вечера конюха не стало. Осталась у него жена и 6 человек детей. На другой день заболевает сибирской язвой на шее караульный в имении. Караульный этот тащил больную лошадь из конюшни и чуть ли еще не он драл шкуры с больных лошадей. Последнее очень часто практикуется; здесь ведь иногда не посмотрят на то, что лошадь околела от сибирки. Караульного этого тоже везут к Бакокину. Дорогой от Бакокина больной умер. Но на другой день еще заболевает в имении кучер, который вместе с караульным тащил больную лошадь из конюшни.
В имении образовалась паника! Приезжают ко мне с вопросом, есть ли у нас какое средство от сибирки и рассказывают всю историю, что вот двое умерли, а третий заболел от сибирки. Я велел сейчас же привезти больного на пункт. У привезенного кучера была уже несомненная сибирская язва на правой руке, пониже локтя. Это была опухоль, развившаяся в какие-нибудь три-четыре часа, белого, какого-то безжизненного вида, при этом очень большая, более например чайного блюдца, приложенного к руке.
Наощупь опухоль была твердая как доска и в середине опухоли было черное вдавление, род черного пятна, величиной с горошину. Это была уже несомненная сибирская язва, которую в деревне мне пришлось видеть еще в первый раз. В клиниках приходилось видеть сибирку тоже редко, там бывает не больше одного или двух случаев в год. Больного этого мне удалось спасти от верной смерти. Человек он одинокий, жена и трое детей. Я сделал ему крестообразный разрез скальпелем на центре опухоли и залил это место дымящейся азотной кислотой. Я хотел еще выжечь опухоль каленым железом, но каутера для прижиганий не оказалось, а в деревне и кузни совсем не было. Я дал еще больному на дом азотной кислоты и посоветовал влить в ранку несколько ее капель, а предварительно в кузне выжечь это место еще каленым железом.
Так и случилось, что больной, отправившись в свою деревню, пошел прямо в кузню. И когда кузнец не согласился на такую операцию, больной сам себе выжег жигалом средину опухоли, а потом залил еще азотной кислотой. "Раскаленное железо так не щипит, как ваши капли", рассказывал он после того. На другой день больной явился ко мне уже совсем бодрый, опухоль стала опадать и сделалась тестообразной. Вскоре он и совсем оправился.

Другой случай сибирки был у меня после того, спустя приблизительно год. У шестнадцатилетнего мальчика на лице около нижней скулы в какие-нибудь три часа образовалась опухоль величиной с кулак. Опухоль была твердая как доска и в середине ее было черное углубление, точь в точь как у того кучера. Мальчик этот жил на хуторе и ходил за скотиной, где и заразился. Его немедленно привезли ко мне, но от меня сейчас же хотели везти к Бакокину, когда я сказал, что у него сибирка. Едва-едва удалось удержать от этого и оставить у себя в лечебнице. Эту сибирку у мальчика я сам выжигал каленым железом. Нашел какую-то толстую проволоку, раскалил ее тут же на угольях и выжег. Опухоль сейчас же начала несколько опадать и сделалась мягкою, тестообразною. Но потом опять сейчас же начала твердеть, и больному сделалось хуже. Тогда я взял большой, толстый гвоздь и стал выжигать им. Таких сеансов выжиганий пришлось сделать больному четыре или пять. Ночью был небольшой бред. Утром я еще в последний раз сделал выжигание, и больному совсем полегчало. Теперь он жив и здоров, и даже уже женился.

Третий случай сибирской язвы был в селе Курбатове. Больную привезли ко мне после того, как целых три дня возили по разным заговорщикам. У трех заговорщиков перебывала больная. Когда узнал управляющий имением, то велел ее везти на пункт. Ее привезли еле живую, и извозчик помог ей взобраться на печку в кухне приемного покоя. Мы насилу потом стащили ее с печи. Больная настолько была уже плоха, что я не решился сделать ей выжигания. Она умерла на тот же день. Время было упущено, виной всему заговорщики и невежество.

Кроме Бакокиных заговаривает сибирку еще один мужик в деревне Шишкиной. После заговора мужик этот завертывает больное место листовым табаком. Последнее проделывают, впрочем, очень многие заговорщики сибирки.
От листового табаку обыкновенно получается такое разъедение больного места, что больные после того очень долго страдают. И это, конечно, происходит больше от того, что заговорщики прикладывают табак не на сибирскую язву, а на чирей, например, или на нарыв, на рожу и т.п. В особенности листовой табак ужасно вредно действует на рожу.
В моей практике было, между прочим, два таких случая. Так, один крестьянин из соседнего села приехал ко мне с больной ногой, на которой была рожа. Я так больному и сказал, что у него рожа. Он, очевидно, мне не поверил, и спросил меня: "а что это не сибирка?"
Я постарался его разуверить в этом, но оказалось напрасно. Нужно заметить, что недели за две перед тем у меня лечился отец этого крестьянина, у которого была рожа на лице и прошла благополучно. Тогда мне поверили и не возили заговаривать, а в этом случае, оказывается, не поверили, потому что на ноге был темный волдырь. Больного прямо от меня повезли к шишкинскому заговорщику, и тот ему все больное место обернул своим излюбленным листовым табаком, от чего сделалась сильнейшая боль и такое разъедение, что мне пришлось его месяца четыре лечить потом. Он буквально должен был слечь в постель и уже насилу-насилу поправился.
Другой подобный же случай был в селе Костемереве. Привезли ко мне из Костемерева женщину, у которой была рожа на руке. Оказалось, что ее перед этим возили к заговорщику, и тот ей всю руку буквально растравил листовым табаком. Как известно, рожу нужно смазывать прованским маслом или посыпать мелким порошком из мелу или пудры для уменьшения боли и раздражения. А заговорщики прикладывают вместо того прямо листовым табаком. Больная эта на другой день потом умерла.

Кроме описанных мне известен еще один очень интересный заговорщик из смежного уезда, села Поплевина, который также заговаривает и лечит сибирку. Но заговорщик этот - хирург, он вырезывает сибирку. От него у меня на пункте была одна больная женщина, и что он с ней сотворил - трудно описать. Он эту несчастную женщину буквально всю изрезал и сжег так называемой царской водкой (смесь азотной дымящейся кислоты с соляной). Царскую водку возят в деревне все торгаши и продают очень свободно.
С первого раза при виде этой больной я даже было струсил не на шутку. Что это? Черная оспа? Антонов огонь? Картина для меня была невиданная и потому непонятная. Больнвя еле стояла на ногах. Она вся буквально была покрыта черными пятнами величиной от серебрянного двугривенного до медного пятачка. Черные эти пятна имели какой-то особый, провалившийся вид.
-Что это? Отчего это? - с изумлением спрашиваю я.
Оказалось, что заговорщик всю ее изрезал ножом и сжег какой-то ядовитой жидкостью, вроде азотной или серной кислоты. На обеих ногах, на обеих грудях, на теле, на шее, словом по всему туловищу и конечностям были разбросаны эти страшные черные пятна. Кроме того, как кислота текла, так все тело вниз от места прижигания представлялось красным, обожженными линиями. Вероятно заговорщик жег свою жертву совсем пьяный.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Я не выношу запаха табачного дыма. И вот не было такого, и снова. У нас заехали новые жильцы этажем ниже. Видимо они курят у себя дома, а по системам вентиляции эта срань проникает в мою квартиру. Вроде и не сильно пахнет, но противно. Еще один повод сбежать из этой хрущёвки в многоэтажку ...
Ступаю по тропинке осторожно:Выводит эфемерная стезяК желанному, восторженному ...
Столовая. Кухарки Наташа (45) и Надя (51), смотрят, как к ним ковыляет дядя Гриша(79). Наташа:- Серьезный мужчина. Ты бы хоть улыбнулась ему.- Так он же хромой!- Это он хромает пока ходит. Тебе же не ходить с ним…Дядя Гриша подходит и заказывает двести ...
После явного ляпсуса, который допустил Байден при выводе американских войск из Афганистана, приведшего к неожиданной для всех экспертов быстрой потери всей территории Афганистана перед лицом наступающего Талибана, весьма неоднозначно смотрится бурная радость в Кремле и среди его ...
ВСУ подорвали аммиакопровод Тольятти — Одесса в районе деревни Масютовка Харьковской области. Через него Россия экспортировала газ в ЕС. С места прорыва расплывается пугающее токсичное облако. Примечательна эта труба тем, что РФ пыталась запустить её в рамках зерновой сделки, но ...