рейтинг блогов

"Ласточка" в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение "уральской" версии с

топ 100 блогов ru_railway30.09.2019Транспорт Продублирую здесь свой пост из своего ЖЖ.

Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

18 - 21 сентября "Ласточка" снова совершила "демонстрационную поездку" по Западно-Сибирской железной дороге.

Электропоезда "Ласточка" (серии ЭС1, ЭС1П, ЭС2Г, ЭС2ГП) - это Siemens Desiro ML, заказанные РЖД и специально доработанные для их условий. Данный электропоезд предназначался в первую очередь для обслуживания Олимпийских игр в Сочи, но и после завершения олимпиады выпуск продолжился. Первые 54 состава были собраны на заводе "Сименса" в немецком Крефельде, затем (с лета 2014 года) производство было перенесено на завод ООО "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме (Екатеринбург). В настоящее время "Ласточки" выпускаются под постоянный ток (ЭС2Г, ЭС2ГП) и двухсистемные (ЭС1П) и в трёх вариантах исполнения салона - городском, пригородном и межрегиональном (премиум). Последних можно отличить по индексу "П" в названии, в остальном внешних различий между различными вариантами исполнения нет.

Предыдущий раз (15 августа 2014 года) "Ласточку" продемонстрировали на маршруте Барнаул - Новосибирск - Барнаул. Тогда электропоезда (было два состава ЭС1-046 и 047) прокатили не только высокое руководство и специалистов, но и всех желающих. Было много красивых слов, но в итоге дело заглохло...

Мой репортаж о демонстрационной поездке "Ласточки" 15 августа 2014 года.

А вот фото "Ласточки" на Новосибирске-Главном от 15 августа 2014 года. Найдите отличия :)
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Нынешние "демонстрационные поездки" были проведены, скорее всего, по инициативе ООО "Уральские локомотивы", которые заинтересованы в расширении рынка сбыта. Их задача - продемонстрировать высокие эксплуатационные качества своих электропоездов, показать, что они смогут существенно повысить комфорт, скорость и регулярность поездок между регионами юга Западной Сибири. По этой причине "Ласточка" 18 - 20 сентября совершила поездки по маршрутам Омск - Новосибирск, Барнаул - Новосибирск и Томск - Новосибирск.

Ну а я не смог удержаться, чтобы в очередной раз не оценить "Ласточку" как снаружи, так и изнутри. Тем более, с верхнепышменской модификацией ЭС1П я ещё не был знаком, ибо прошлый раз ездил на немецкой.

Первый раз я застал "Ласточку" на Новосибирске-Главном за несколько минут до отправления в Барнаул, о чём оперативно написал "вконтакте":




1. Тем же вечером я сфотографировал "Ласточку" на перегоне Сеятель - Бердск.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

2. Современная электричка медленно и почти бесшумно прокатилась мимо.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

20 сентября пресс-служба ЗСЖД пригласила прокатиться на "Ласточке" от Болотной до Новосибирска-Главного, но у меня не было времени на такое турне, поэтому я решил изучить "Ласточку" по прибытии на конечную станцию.

3. Прибытие "Ласточки" объявили буднично: "Электропоезд №895 Томск-II - Новосибирск пребывает на 1-й путь от здания вокзала". А вот она.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

4. Явного фурора не было, встречало только несколько человек, и среди них не было ни одного журналиста.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

5. С характерным тонким звенящим звуков из-под моторных вагонов (так до конца не понял, что это звенит - преобразователи или асинхронные ТЭДы) электропоезд плавно останавливается.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

6. Прибыла. Выдвинулась лестница (о ней позже).
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

7. Из вагона вышло всего пара десятков человек: представители "Уральских локомотивов", "Экспресс-Пригорода", ЗСЖД, Минтранса НСО и Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска. Не все попали в кадр.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Ну а мы пошли изучать "Ласточку". Я видел её уже далеко не первый раз, и моё мнение о дизайне не изменилось. В целом я считаю эту электричку несколько страшной и негармоничной, и уж точно дизайн никак не подходит к её названию. Если уж сравнивать с представителями животного мира, то это какая-то гусеница или иная личинка, но никак не птица.

8. Но при этом "Ласточка" безумно красива в деталях. Вот, например, вход в служебный тамбур машиниста.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Вроде бы обычная утилитарная вещь, но как изящно сделано. Причём предусмотрели две ручки - для посадки с насыпи или низкой платформы (внизу) - и для высокой платформы (вверху).

9. Тележка моторного вагона. Пневмоподвеска, обеспечивающая поразительно тихий и плавный ход, весьма изящные гидрогасители, блестящие дисковые тормоза.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

10. Обмоторенная колёсная пара крупнее. Чистенько, особенно умиляет плетённый медный проводок заземления.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

11. Тележка прицепного вагона. Здесь тормозные диски находятся на оси между колёсами. На моторном так не сделать, потому что между колёсами находятся двигатели. А всего у поезда два моторных (они же головные) вагона и три промежуточных прицепных. То есть обмоторено 2/3 осей.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

12. Какие-то сигнальные лампы
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

13. Переход между вагонами. Сцепка беззазорная (вагоны друг о друга не бьются), переход герметичный (тёплый и непродуваемый). Справедливости ради, года с 12 это и для отечественных электропоездов тоже стандарт.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

14. С торца вагона - заводская табличка. Как видим, состав совсем новенький, ему ещё месяца нет.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

15. Частотные преобразователи от "Сименса" в моторных вагонах - самая дорогая часть в этой электричке. Они преобразуют ток из контактной сети в трёхфазный, необходимый для работы асинхронных ТЭД. И ещё, как понимаю, именно они издают характерный тонкий звон при разгоне и рекуперативном торможении. Очень похожий звук издают и грузовые электровозы 2ЭС10 "Гранит", на которых также стоят "сименсовские" преобразователи.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

16. И рядом с ними - бачок вакуумного туалета. Кстати, я так и не понял он реально такой маленький, или основной бак всё же находится внутри кузова, а это только слив?
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

17. Зеркал у поезда нет - за посадкой/высадкой следят камеры.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Отличаются ли "уральские" "Ласточки" от "немецких"?
18. Внешних отличий практически нет, кроме табличек,
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

(справа - "уральская" "Ласточка", слева - "немецкая", чтобы посмотреть - двигайте бегунок)

19. ...да другого цвета метельника. У "немецких" "ласточек" он был оранжевый, у "уральских" - красный.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с


20. Но есть и одно очень существенное отличие - ступеньки:
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с


21. Они стали гораздо более пологими, причём их стало на одну больше: появилась выдвижная ступенька аж почти до платформы. С такой лестницей можно без особого экстрима садиться даже с насыпи!
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Для пригородного сообщения такой способ посадки, конечно, уже нельзя считать удобным, но для межрегионального с редкими промежуточными остановками и проводниками (которые в случае чего помогут) - нормально. Мы проверили - подниматься и спускаться можно не используя рук.

22. Ступеньки в транспортном положении. Управляются они с пульта машиниста (в отличие от дверей), и двигаются достаточно медленно (специально время не засёк, но не меньше 10 секунд на выдвижение или убирание уходит).
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

32. Вот как сделано в ЭС1П-005 (аналогичного фото из "немецкой" "Ласточки" нет):
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Казалось бы, что мешало развернуть сиденья наоборот, чтобы можно ехать компанией, общаясь друг с другом, или чем-нибудь занимаясь за столиком, а вместо этого пассажиру на этих местах остаётся только сидеть и глядеть в окно и на чемоданы.

33. Другой странный момент - в некоторых местах почему-то исчезли багажные полки. Вот куда складывать вещи пассажирам с этих мест?
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

34. Сами сиденья мне показались стали попроще, хотя тут, чтобы сделать окончательный вердикт, нужно прокатиться. Спинки не откидываются, но регулировка сидений есть, правда совсем чуть-чуть.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

35. Вот здесь видно, насколько сиденья можно двигать. Среднее - это минимальное положение, крайние - максимальное.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Правда, это минус неоднозначный. Вспоминаю, как меня бесят откидные сиденья в самолётах, когда впереди сидящий пассажир, если надумает откинуть спинку, неизбежно сильно зажимает личное пространство другого человека. Тут это исключено, может и к лучшему.

36. Из плюсов, появились откидные столики (в немецких их не было) и розетки у каждого сиденья (у "немецких" их было только несколько на салон).
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Также добавились два туалета в среднем (03) вагоне. В "немецких" "Ласточках" туалеты были только в головных (01 и 05) вагонах. Это тоже явный плюс, не будет очередей.

37. Да, чуть не забыл. Некоторые окна оснащены форточками. Плюс это или минус, даже не знаю. "Немецкие" "Ласточки" нельзя было эксплуатировать с неработающим кондиционером, а "уральские" теперь, наверное, можно?
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

38. Инструкция по аварийному выходу. На этот случай помимо уже традиционных молотков есть ещё и верёвочная лестница под сиденьями.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

39. Ещё что мне понравилось в "уральской" "ласточке" - это двери между вагонами. Они фиксируются в открытом положении. Очень удобно, в "немецких" на их открытие требовалось приложить немало усилий (там они весьма тугие).
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

Так, постепенно, мы прошли через весь состав и добрались до противоположного головного вагона 01. Он также 2-го класса, но с местами для инвалидов-колясочников.

40. Самое заметное отличие тут - размер подъёмника для колясок. В "уральской" "Ласточке" он стал гораздо больше и занимает примерно четверть дверного проёма.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с


Но это ни разу не косяк конструкторов, а, наоборот, их достижение. Дело в том, что в "немецких" составах подъёмник не работает с низкими платформами, а только с высокими. Тут же он может опускаться на любую высоту. Правда, по времени эта операция занимает минут пять, поэтому лично я сомневаюсь, что он будет использоваться. Как показывает практика, закинуть инвалида-колясочника вручную с помощью пары добровольцев-пассажиров, можно секунд за двадцать.

41. Вообще, надо отметить, что у оригинальных Desiro ML (которые заказывают перевозчики из Германии, Бельгии и Австрии) проблема посадки/высадки с низких платформ решена путём создания низкопольного "корыта" в центре кузова (фото с сайта производителя):
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

У нас же пока все электропоезда по умолчанию заказываются только для высоких платформ, а выход на низкие делается как вспомогательный. Как сказал представитель "Уральских локомотивов", они рассматривают возможность создания электропоезда с низким полом, проблема прежде всего в отсутствии заказа.

Ещё немного фотографий.

42. Служебное помещение, расположенное в головных вагонах за кабинами машиниста.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

43. В нём имеется мини-кухня с мойкой, холодильником, микроволновкой и пр. агрегатами.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

44. Место машиниста. Оно нам уже знакомо по передвижному выставочно-лекционному комплексу ОАО "РЖД". Дети тогда даже управляли "Ласточкой" на макете.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

45. Место помощника.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

46. Вскоре объявили, что электропоезд сейчас пойдёт в депо и мы вышли. Немного фото на вокзале.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

47.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

48. Когда поезд тронулся, из-под головного вагона (как раз в районе бака туалета) внезапно выплеснулась вода. Что это было?
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

49. Прощальное фото.
Ласточка в Сибири: впечатления, перспективы, сравнение уральской версии с

На следующий день ЭС1П-005 уехала в Екатеринбург, а затем в Питер, где и будет работать. Будут ли в Западной Сибири "Ласточки" - пока не ясно. Пока ведутся переговоры с властями регионов, ведь их эксплуатацию будут финансировать местные бюджеты. Мой прогноз - запустят к Молодёжному чемпионату мира по хоккею, который состоится в Новосибирске и Омске в 2023 году. Как раз чтобы болельщиков возить.
Иногда возникают идеи использовать "Ласточки" для "городской электрички" в Новосибирске, но на мой взгляд это очень плохая идея. Для городского как и пригородног транспорта однозначно нужен подвижной состав с низким полом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знакомьтесь, кто не знает - наш рыжик Маша. Нет, ну вы посмотрите на это термоядерное чудо!!! Маша с младшим братом и бабушкой живут в Луганске. Сложная история семьи закончилась тем, что мама детей скончалась - не выдержало сердце. Осталась малышня со своей потрясающей бабушкой, которая ...
                                С самого начала у меня, как и у всех, наверное, в этом случае, было какое-то лёгкое недоумение. Что-то не складыв ...
неделю назад клялся себе, что БОЛЬШЕ БЛЯТЬ НИКАКОГО БЕЗБЮДЖЕТНОГО КИНО ВСЕ ХВАТИТ ТРИ ФИЛЬМА УЖЕ ХАРОШ сегодня утром промелькнула мысль таки снять один охуенный короткий сценарий, под которого актеры уже даже есть, еще с весны кино это героин и ...
Это написал Кассад, после того, как сволочи снесли памятники Екатерине Великой (основательнице Одессы, опустим пока что она была императрицей) и Александру Васильевичу Суворову. То есть опять историю не переписать. В основанной русскими Одессе, в советском городе - герое Одессе нацисты ...
На днях, поймала меня на улице женщина, как доехать до добрынинской? Я не ожидая никакого подвоха сказала, что мой автобус туда едет,пойдемте со мной, вот остановка. Ничего меня не смутило, совсем(( Мы сели в один автобус и поехали. Я углубилась в довлатова. И вот, перед Новокузнецкой, ...