рейтинг блогов

Ламповый усилитель, или Околофилософские рассуждения о Звуке - Окончательная

топ 100 блогов vladimirdar21.11.2021
Всего 8 фото
Всего 8 фото

Если читатель моего журнала знакомился с предыдущими двумя частями о качественном цифровом звуке, виниловом ренессансе и моих попытках добиться наилучшего звучания любимой музыки, то вы помните, я остановился на том, что «мистические образы» звука Led Zeppelin были явлены только после того как я «завязал» с переизданиями современных новодельных «зацифрованных» пластинок, где от аналога остался только большой бумажный конверт, механический треск иглы и стал системно приобретать настоящие винтажные издания 60-70-х) С тех пор прошло уже почти два года. За это время не только очень многое изменилось в себе, других и мире, но и мои исследования Звука продолжались... 

Это заключительная третья часть Околофилософских рассуждений о Звуке. И хоть процесс познания мира бесконечен, я пришел для себя к некоей компромиссной альтернативной окончательной реальности аналогового звучания и в дальнейшем углубляться в этом в истину не собираюсь, а собираюсь только музыку слушать. Дополнительно отмечу, что все мои исследования, выводы не повод для перенимания опыта, а всё же больше есть субъективные впечатления, которые и хотелось передать. Поэтому для объяснения и передачи своих ощущений буду использовать в основном метафоры. Для любителей сухих графиков, лаконичных таблиц, высоких показателей технических характеристик усилителей и источников звука, сторонникам «абсолютного совершенства цифрового звука» лучше не читать этот материал, поскольку упоминаний о них в тексте не будет) Под катом вы и узнаете, как все это происходило и к каким выводам я для себя пришел наконец.

В общем, одновременно с постепенным разрастание коллекции винтажных пластинок 60-х-70-х годов я сделал и очередную попытку улучшить звучание своего японского транзисторного усилителя Yamaha AX-1070 произведенного в 1993 году для Германии, который вот уже более двадцати лет меня вполне устраивает всем и во всём. Звук этой Ямахи как топового усилителя средней ценовой категории нейтрален, чист, сбалансирован, прозрачен, да и слушаю я его всегда к тому же без использования блока тембров - в режиме Pure Direct. 

02. Транзисторный усилитель Yamaha AX-1070
02. Транзисторный усилитель Yamaha AX-1070

Мои цифровые источники звука – известный в свое время проигрыватель компакт-дисков Kenwood-7090 и естественно цифровой проигрыватель компьютера с использованием приличной аудио-карты Sound BlasterХ AE-5 о которой я уже писал. Акустика двухполосная В.I.C. America «Venturi V-820» (заняла в Америке в свое первое место среди бюджетных акустических систем) – это хороший сочный свежий американский звук, отлично сочетается с этой Ямахой. В принципе цифровые рипы с компьютера в этой цифровой транзисторной связке с очень даже неплохо звучат, однако недавно я столкнулся с одним пародоксальным психоакустическим эффектом насчет «цифры». Начал он заметно проявляется на фоне этапного появления аналогового проигрывателя Kenwood Trio KR-700 и особенно с начала прослушивания именно винтажного винила записанного естественно аналоговым способом. Но об этом и в деталях позже. Итак!

Как известно, чтобы подключить проигрыватель пластинок к усилителю требуется так называемый фонокорректор (усилитель-корректор). Это важнейший компонент аналоговой системы воспроизведения с грампластинок. При записи фонограммы на виниловую пластинку технические ограничения требуют, чтобы АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) этой фонограммы была специальным образом изменена, и фонокорректор выполняет две функции - возвращает первозданную АЧХ измененной фонограмме и предварительно усиливает слабый сигнал, идущий от звукоснимателя. В большинстве старых приличных транзисторных усилителей есть свой встроенный фонокорректор и, подключают проигрыватель в большинстве случаев именно к нему. Однако считается, что хороший фонокорректор может значительно улучшить звучание аналоговой пластинки. И следующим этапом прихода к совершенному звуку стала моя покупка внешнего фонокорректора с раздельным блоком питания. Пришлось брать без прослушивания по отзывам в сети, все отзывы кстати были исключительно положительными. К моему удивлению, звук действительно улучшился, стал более естественным и легким, он как бы освободился от чего-то «вязкого и засоренного») 

03. Транзисторный фонокорректор PS-IIa (клон PS Audio) с раздельным питанием
03. Транзисторный фонокорректор PS-IIa (клон PS Audio) с раздельным питанием

На следующим этапе своих устремлений к совершенному звуку начал воображать, что теперь уже нужно приобрести винтажный транзисторный усилитель. Из явных приоритетов была винтажная Yamaha А-2000 80-х годов, считающаяся среди меломанов и аудио-спецов одним из самых хорошо звучащих транзисторных полных усилителей. 

04. Винтажный транзисторный усилитель Yamaha А-2000а. Фото из сети.
04. Винтажный транзисторный усилитель Yamaha А-2000а. Фото из сети.

Но поразмышляв, просчитав перспективы в общем решил, не связываться с подобной рискованной покупкой на японском аукционе. Ведь из этого вытекала необходимость поиска хорошего мастера (что уже почти нереально судя по опыту) для дальнейшей переборки усилителя, замене комплектующих, настройке и т.п. Что-то мне не очень захотелось включаться в эту долгоиграющую авантюру - слишком уж много неопределенностей и рисков вырисовывалось в результате. Покупка аппарата на родине тоже нее сулила сюрпризов) Кроме того, не хотелось менять вполне себе приличный усилитель снова на транзисторный.

И тут, к счастью пришла здравая мысль, что для полностью аналогового звука все же очевидно нужен ламповый усилитель, поскольку все самые глубокие эффекты присутствия и объем пресловутых «призраков Led Zepppelin» проявлялись для моего опыта как раз еще в 70-х и именно с ламповой техникой. Выражение «ламповый» сейчас правда используют как метафору чего-то естественного и теплого, комфортного и близкого, но как по по делу, так и без)

05. Ламповый усилитель
05. Ламповый усилитель

Итак, теперь только «лампа»! 

Анализ рынка показал, что хороший ламповый усилитель стоит чрезвычайно не бюджетно. Да и, кроме того, нужен был еще и приличный соответствующий ламповый фонокорректор – бюджет потенциально «затрещал» и на время я решил не дергаться, чтобы оно как бы все мирно улеглось. Впоследствии так само собой и получилось. 

Вообще же, тема Hi-End довольно скользкая и провокационная, легко и сразу окажется, что и за миллион ничего путного купить невозможно) И как-то интуитивно начал мониторить в сети отечественных производителей. Мнения о многих ламповых усилителях отмечались как непримиримо диаметрально противоположными и бескомпромиссными. Ниже на фото, один из самых качественных и дорогих отечественных ламповых усилителей «Фараон» Разина и Мусатова. Произведение искусства, нее правда ли!?)

06. Российский Hi--End Show 2018. Ламповый усилитель
06. Российский Hi--End Show 2018. Ламповый усилитель "Фараон" Разина и Мусатова.

Вообще в этой субъективной теме hi-end audio легко запутаться и совершить опрометчивый выбор. Понимая это, начал искать что-то такое в сети, когда есть отзывы «типа» «только положительные и цены из не высоких». К удивлению, такой действительно редкий вариант легко и сам нашелся без каких-либо усилий. Ни одного отрицательного отзыва из существующих немногочисленных я так и не нашел - эксперты отмечали качественный звук, добротное изготовление и умеренные бюджетные цены. После этого встал выбор уже самого усилителя – двухтактный или однотактный. Двухтактный мощнее, более универсальный, более дорогой, но по определению среди аудиофилов считается, что всё же однотактный несмотря на невысокую мощность дает более естественное и глубокое аналоговое звучание. Из этого я и исходил. Усилитель надо было заказывать на изготовление и без предварительного прослушивания. Производитель спокойно отметил, если что не понравится, то примет moneyback, так что проблем в перспективе не ощущалось.

Точно также еще как-то само собой в размышлениях и поисках пришло решение, что нужно оставить старый усилитель для цифрового звука и приобрести новый ламповый именно только и отдельно под винил, чтобы каждый источник использовался оптимально, соответствовал своей сути. 

07. Ламповый однотактный стерео усилитель Astra audio A10-SE mk4. Фото с официального сайта Astra Audio.
07. Ламповый однотактный стерео усилитель Astra audio A10-SE mk4. Фото с официального сайта Astra Audio.

В результате еще потребовался и хороший надежный коммутатор переключения акустических систем и соответствующий дополнительный комплекс новых акустических кабелей. Мне все же повезло, что поторопившись не купил китайский переключатель акустики – нашел опытного мастера с репутацией, тот на заказ изготовил отличный мощный коммутатор с солидными тумблерами с посеребренными контактами в своем фирменном изящном тяжелом корпусе, причем с внутренней разводкой в самом коммутаторе с относительно дорогим кабелем Suprа сечение 4,0 мм. С применением этого же кабеля были изготовлены и коммутационные акустические кабели с позолоченными разъемами типа «банан».

Еще один момент, что упоминал – ламповый фонокорректор. Цены, конечно, на фирменные безумные, не поддающиеся никакой прямой логике, но нашел мастера, и довольно «за недорого» заказал изготовление аппарата на первое время. Здесь-таки ожидаемо получился один казус (и всё из-за пущей экономии) – на высокой громкости без включенного источника фонокорректор немного фонит (все возможные причины были испробованы, это недостаток аппарата), но тут уже, что есть то есть; на средней громкости, на которой я обычно и слушаю музыку ничего такого особо не заметно, можно пока и пренебречь.  Фонокорректор с ламповым усилителем соединил приличным кабелем Audioquest. В общем, подготовительный период занял месяца полтора)

08. Неказистый бюджетный фонокорректор кустарного изготовления с неплохим ламповым звуком
08. Неказистый бюджетный фонокорректор кустарного изготовления с неплохим ламповым звуком

Ну, а теперь о главном. Что же мы получили в результате всей этой «околоаудиофильской возни» ? 

Первое, это удивительно комфортное впечатление от лампового звучания для моего уха, отвыкшего от него за двадцать пять лет. Воспроизведение музыки было не просто лучше, как обычно говорят в таких случаях - звучание винтажного винила в сравнении с транзисторным усилением стало естественным, прозрачным, чистым, объемным, богатым, а самое главное и важное, его хочется слушать и слушать... Полностью не передать эти ощущения от вдохновенной классической музыки, джаза 60-х - 70-х… Ты слышишь, натуральный живой звук, эмоциональная составляющая вышла теперь явно и окончательно на первый план. 

Все же нельзя сравнивать «цифру и аналог» с обычными мерками, тем более приводя как аргумент логические выкладки о том, что цифра якобы содержит больше информации. Может она и содержит, тем более пластинка по своей сути уже сама по себе древность, она легко изнашивается, проявляются механические трески, по-хрипывания, перескоки от грязи, пластинку надо обязательно отмывать, ведь им по сути 50-60 лет, издания разные, качество звучания в этом смысле может быть глуховатым к примеру, но главное преимущество пластинки совсем в другом. 

Я уже упоминал вначале статьи об одном психоакустическом эффекте. Он и проявился как раз особенно после установки этих ламповых компонентов, коммутации и прослушивания. В сравнении с винтажной грампластинкой качественный цифровой звук теперь показался скучным, невыразительным, лишенным жизни и желания его слушать как таковой. Таким образом после аналога по большому счету пропадает всякое начальное воодушевление воспринимать «цифру» - это конечно минус, потому как винил весь не скупишь) Конечно, это всё субъективное и понимая подобные психоакустические эффекты - лучше смириться с цифровым звуком, принять его и безбрежные возможности интернета в источниках музыкальных произведений, но слушать одновременно и аналог «в лампе», «в удовольствие», который определенно и явно побуждает высокие чувства, возвышенные мысли, вызывает глубокие эмоции. Никак и никаким образом не передать личные ощущения свободы, радости от его Величество аналогового Звука и, у каждого может быть в этом своя Правда и своя Окончательная реальность)


© Vladimir d’Ar, 2021

Обзор звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5 или Околофилософские размышления о Звуке. Часть 1.

Винил или околофилософские размышления о Звуке. Часть 2.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каждое утро я выношу на столик в грибке хлеб, остатки каши и других продуктов для птичек. Сижу на лавочке и наблюдаю за ними. В первые дни после приезда в село, мой пёс облаивал ворон, сорок, воронят и галчат. Я внушал ему, что для того и вынес еду, ...
Только что произошел интересный случай. Общаюсь через вайбер с родителем нового ребенка, вдруг он мне присылает какую-то ссыль. Я говорю- с адресатом не ошиблись? Не, говорит, Егор, посмотри. Ну, я в полном недоумении пиздую по этой ссыли. Там пустой экран. И чота надо разрешить. Я ...
Всем привет! Я Полина, живу в Минске, мне 27. Работаю фотографом/видеографом, с мужем растим 2х сынишек и строим наш дом за городом.  Хочу показать свой полудомашний полурабочий день.  Пятница, 23 января. Под катом 44 фото:) 01. Просыпаюсь по звонку будильника, на часах 8. ...
Меня воспитывали не то, чтобы прям строго... но одобрения на переезд к МЧ я не получила в свое время, сказали "только через ЗАГС!". Это, конечно, перебор... Потому что человек истинно раскрывается только в совместной жизни, можно 10 лет встречаться, потом съехаться - и в ужасе через ...
У клиентки сын-программист. Все, как у людей- квартира в Москве, загородный дом построил. На трёх работах работает, два работодателя российские, один- европейская компания. Восемь раз в год отдыхает на Мальдивах и Канарах. Сейчас из-за санкций европейцы зарплату не выплатили. Месяц ...