рейтинг блогов

Ламповый усилитель, или Околофилософские рассуждения о Звуке - Окончательная

топ 100 блогов vladimirdar21.11.2021
Всего 8 фото
Всего 8 фото

Если читатель моего журнала знакомился с предыдущими двумя частями о качественном цифровом звуке, виниловом ренессансе и моих попытках добиться наилучшего звучания любимой музыки, то вы помните, я остановился на том, что «мистические образы» звука Led Zeppelin были явлены только после того как я «завязал» с переизданиями современных новодельных «зацифрованных» пластинок, где от аналога остался только большой бумажный конверт, механический треск иглы и стал системно приобретать настоящие винтажные издания 60-70-х) С тех пор прошло уже почти два года. За это время не только очень многое изменилось в себе, других и мире, но и мои исследования Звука продолжались... 

Это заключительная третья часть Околофилософских рассуждений о Звуке. И хоть процесс познания мира бесконечен, я пришел для себя к некоей компромиссной альтернативной окончательной реальности аналогового звучания и в дальнейшем углубляться в этом в истину не собираюсь, а собираюсь только музыку слушать. Дополнительно отмечу, что все мои исследования, выводы не повод для перенимания опыта, а всё же больше есть субъективные впечатления, которые и хотелось передать. Поэтому для объяснения и передачи своих ощущений буду использовать в основном метафоры. Для любителей сухих графиков, лаконичных таблиц, высоких показателей технических характеристик усилителей и источников звука, сторонникам «абсолютного совершенства цифрового звука» лучше не читать этот материал, поскольку упоминаний о них в тексте не будет) Под катом вы и узнаете, как все это происходило и к каким выводам я для себя пришел наконец.

В общем, одновременно с постепенным разрастание коллекции винтажных пластинок 60-х-70-х годов я сделал и очередную попытку улучшить звучание своего японского транзисторного усилителя Yamaha AX-1070 произведенного в 1993 году для Германии, который вот уже более двадцати лет меня вполне устраивает всем и во всём. Звук этой Ямахи как топового усилителя средней ценовой категории нейтрален, чист, сбалансирован, прозрачен, да и слушаю я его всегда к тому же без использования блока тембров - в режиме Pure Direct. 

02. Транзисторный усилитель Yamaha AX-1070
02. Транзисторный усилитель Yamaha AX-1070

Мои цифровые источники звука – известный в свое время проигрыватель компакт-дисков Kenwood-7090 и естественно цифровой проигрыватель компьютера с использованием приличной аудио-карты Sound BlasterХ AE-5 о которой я уже писал. Акустика двухполосная В.I.C. America «Venturi V-820» (заняла в Америке в свое первое место среди бюджетных акустических систем) – это хороший сочный свежий американский звук, отлично сочетается с этой Ямахой. В принципе цифровые рипы с компьютера в этой цифровой транзисторной связке с очень даже неплохо звучат, однако недавно я столкнулся с одним пародоксальным психоакустическим эффектом насчет «цифры». Начал он заметно проявляется на фоне этапного появления аналогового проигрывателя Kenwood Trio KR-700 и особенно с начала прослушивания именно винтажного винила записанного естественно аналоговым способом. Но об этом и в деталях позже. Итак!

Как известно, чтобы подключить проигрыватель пластинок к усилителю требуется так называемый фонокорректор (усилитель-корректор). Это важнейший компонент аналоговой системы воспроизведения с грампластинок. При записи фонограммы на виниловую пластинку технические ограничения требуют, чтобы АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) этой фонограммы была специальным образом изменена, и фонокорректор выполняет две функции - возвращает первозданную АЧХ измененной фонограмме и предварительно усиливает слабый сигнал, идущий от звукоснимателя. В большинстве старых приличных транзисторных усилителей есть свой встроенный фонокорректор и, подключают проигрыватель в большинстве случаев именно к нему. Однако считается, что хороший фонокорректор может значительно улучшить звучание аналоговой пластинки. И следующим этапом прихода к совершенному звуку стала моя покупка внешнего фонокорректора с раздельным блоком питания. Пришлось брать без прослушивания по отзывам в сети, все отзывы кстати были исключительно положительными. К моему удивлению, звук действительно улучшился, стал более естественным и легким, он как бы освободился от чего-то «вязкого и засоренного») 

03. Транзисторный фонокорректор PS-IIa (клон PS Audio) с раздельным питанием
03. Транзисторный фонокорректор PS-IIa (клон PS Audio) с раздельным питанием

На следующим этапе своих устремлений к совершенному звуку начал воображать, что теперь уже нужно приобрести винтажный транзисторный усилитель. Из явных приоритетов была винтажная Yamaha А-2000 80-х годов, считающаяся среди меломанов и аудио-спецов одним из самых хорошо звучащих транзисторных полных усилителей. 

04. Винтажный транзисторный усилитель Yamaha А-2000а. Фото из сети.
04. Винтажный транзисторный усилитель Yamaha А-2000а. Фото из сети.

Но поразмышляв, просчитав перспективы в общем решил, не связываться с подобной рискованной покупкой на японском аукционе. Ведь из этого вытекала необходимость поиска хорошего мастера (что уже почти нереально судя по опыту) для дальнейшей переборки усилителя, замене комплектующих, настройке и т.п. Что-то мне не очень захотелось включаться в эту долгоиграющую авантюру - слишком уж много неопределенностей и рисков вырисовывалось в результате. Покупка аппарата на родине тоже нее сулила сюрпризов) Кроме того, не хотелось менять вполне себе приличный усилитель снова на транзисторный.

И тут, к счастью пришла здравая мысль, что для полностью аналогового звука все же очевидно нужен ламповый усилитель, поскольку все самые глубокие эффекты присутствия и объем пресловутых «призраков Led Zepppelin» проявлялись для моего опыта как раз еще в 70-х и именно с ламповой техникой. Выражение «ламповый» сейчас правда используют как метафору чего-то естественного и теплого, комфортного и близкого, но как по по делу, так и без)

05. Ламповый усилитель
05. Ламповый усилитель

Итак, теперь только «лампа»! 

Анализ рынка показал, что хороший ламповый усилитель стоит чрезвычайно не бюджетно. Да и, кроме того, нужен был еще и приличный соответствующий ламповый фонокорректор – бюджет потенциально «затрещал» и на время я решил не дергаться, чтобы оно как бы все мирно улеглось. Впоследствии так само собой и получилось. 

Вообще же, тема Hi-End довольно скользкая и провокационная, легко и сразу окажется, что и за миллион ничего путного купить невозможно) И как-то интуитивно начал мониторить в сети отечественных производителей. Мнения о многих ламповых усилителях отмечались как непримиримо диаметрально противоположными и бескомпромиссными. Ниже на фото, один из самых качественных и дорогих отечественных ламповых усилителей «Фараон» Разина и Мусатова. Произведение искусства, нее правда ли!?)

06. Российский Hi--End Show 2018. Ламповый усилитель
06. Российский Hi--End Show 2018. Ламповый усилитель "Фараон" Разина и Мусатова.

Вообще в этой субъективной теме hi-end audio легко запутаться и совершить опрометчивый выбор. Понимая это, начал искать что-то такое в сети, когда есть отзывы «типа» «только положительные и цены из не высоких». К удивлению, такой действительно редкий вариант легко и сам нашелся без каких-либо усилий. Ни одного отрицательного отзыва из существующих немногочисленных я так и не нашел - эксперты отмечали качественный звук, добротное изготовление и умеренные бюджетные цены. После этого встал выбор уже самого усилителя – двухтактный или однотактный. Двухтактный мощнее, более универсальный, более дорогой, но по определению среди аудиофилов считается, что всё же однотактный несмотря на невысокую мощность дает более естественное и глубокое аналоговое звучание. Из этого я и исходил. Усилитель надо было заказывать на изготовление и без предварительного прослушивания. Производитель спокойно отметил, если что не понравится, то примет moneyback, так что проблем в перспективе не ощущалось.

Точно также еще как-то само собой в размышлениях и поисках пришло решение, что нужно оставить старый усилитель для цифрового звука и приобрести новый ламповый именно только и отдельно под винил, чтобы каждый источник использовался оптимально, соответствовал своей сути. 

07. Ламповый однотактный стерео усилитель Astra audio A10-SE mk4. Фото с официального сайта Astra Audio.
07. Ламповый однотактный стерео усилитель Astra audio A10-SE mk4. Фото с официального сайта Astra Audio.

В результате еще потребовался и хороший надежный коммутатор переключения акустических систем и соответствующий дополнительный комплекс новых акустических кабелей. Мне все же повезло, что поторопившись не купил китайский переключатель акустики – нашел опытного мастера с репутацией, тот на заказ изготовил отличный мощный коммутатор с солидными тумблерами с посеребренными контактами в своем фирменном изящном тяжелом корпусе, причем с внутренней разводкой в самом коммутаторе с относительно дорогим кабелем Suprа сечение 4,0 мм. С применением этого же кабеля были изготовлены и коммутационные акустические кабели с позолоченными разъемами типа «банан».

Еще один момент, что упоминал – ламповый фонокорректор. Цены, конечно, на фирменные безумные, не поддающиеся никакой прямой логике, но нашел мастера, и довольно «за недорого» заказал изготовление аппарата на первое время. Здесь-таки ожидаемо получился один казус (и всё из-за пущей экономии) – на высокой громкости без включенного источника фонокорректор немного фонит (все возможные причины были испробованы, это недостаток аппарата), но тут уже, что есть то есть; на средней громкости, на которой я обычно и слушаю музыку ничего такого особо не заметно, можно пока и пренебречь.  Фонокорректор с ламповым усилителем соединил приличным кабелем Audioquest. В общем, подготовительный период занял месяца полтора)

08. Неказистый бюджетный фонокорректор кустарного изготовления с неплохим ламповым звуком
08. Неказистый бюджетный фонокорректор кустарного изготовления с неплохим ламповым звуком

Ну, а теперь о главном. Что же мы получили в результате всей этой «околоаудиофильской возни» ? 

Первое, это удивительно комфортное впечатление от лампового звучания для моего уха, отвыкшего от него за двадцать пять лет. Воспроизведение музыки было не просто лучше, как обычно говорят в таких случаях - звучание винтажного винила в сравнении с транзисторным усилением стало естественным, прозрачным, чистым, объемным, богатым, а самое главное и важное, его хочется слушать и слушать... Полностью не передать эти ощущения от вдохновенной классической музыки, джаза 60-х - 70-х… Ты слышишь, натуральный живой звук, эмоциональная составляющая вышла теперь явно и окончательно на первый план. 

Все же нельзя сравнивать «цифру и аналог» с обычными мерками, тем более приводя как аргумент логические выкладки о том, что цифра якобы содержит больше информации. Может она и содержит, тем более пластинка по своей сути уже сама по себе древность, она легко изнашивается, проявляются механические трески, по-хрипывания, перескоки от грязи, пластинку надо обязательно отмывать, ведь им по сути 50-60 лет, издания разные, качество звучания в этом смысле может быть глуховатым к примеру, но главное преимущество пластинки совсем в другом. 

Я уже упоминал вначале статьи об одном психоакустическом эффекте. Он и проявился как раз особенно после установки этих ламповых компонентов, коммутации и прослушивания. В сравнении с винтажной грампластинкой качественный цифровой звук теперь показался скучным, невыразительным, лишенным жизни и желания его слушать как таковой. Таким образом после аналога по большому счету пропадает всякое начальное воодушевление воспринимать «цифру» - это конечно минус, потому как винил весь не скупишь) Конечно, это всё субъективное и понимая подобные психоакустические эффекты - лучше смириться с цифровым звуком, принять его и безбрежные возможности интернета в источниках музыкальных произведений, но слушать одновременно и аналог «в лампе», «в удовольствие», который определенно и явно побуждает высокие чувства, возвышенные мысли, вызывает глубокие эмоции. Никак и никаким образом не передать личные ощущения свободы, радости от его Величество аналогового Звука и, у каждого может быть в этом своя Правда и своя Окончательная реальность)


© Vladimir d’Ar, 2021

Обзор звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5 или Околофилософские размышления о Звуке. Часть 1.

Винил или околофилософские размышления о Звуке. Часть 2.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Итак МариVanna в городе Ангелов. Расположена в очень и очень "центральном месте", вокруг бутики, домики утопают в зелени, район сам по себе модный, тусовочный и безопасный, что для ЛА редкость. Реклама ресторану дана совершенно безумная, одна хвалебная статья Jonathan ...
Сегодня несколько тысяч человек вышли на Триумфальную площадь выразить несогласие с правительством. Неправильно поняв слова премьера Владимира Путина, люди надеялись, что их разгонять не будут. Милиционеры поняли слова правильно и задержали ...
Итак, Зеленский стал президентом, проведя блестящую предвыборную кампанию нового образца. По сути она была цифровой. Зеленский стал президентом цифрового мира. Первый в нашем окружении президент созданный в медийном мире, не считая условных Исландий, где это уже норма, но где объёмы ...
Первое, что сделал гарант Конституции, собираясь на третий срок, это переписал ее под себя так, чтобы ни в чем себе не отказывать. Срок был 4 года, стал шесть; предыдущие сроки отменились, но и этого мало. Теперь вбрасывается идея досрочных выборов президента в 2016 году ; таким образом ...
...