рейтинг блогов

Курочка Ряба. Все грани трагедии

топ 100 блогов pasha_popolam20.01.2022
Курочка Ряба. Все грани трагедии

Может кто не в курсе, но с этой курицей не все так просто. И дело даже не в основополагающем мировом вопросе первоочередности. Дело куда тоньше и глубже чем представляется на первый взгляд. Кстати говоря, мне вот тоже всегда казалось что история с этой курицей несколько абсурдна. Так и напрашивалась мысль о некоей недосказанности. Посудите сами:

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.

Дед бил - не разбил.

Баба била - не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Это тот самый хрестоматийный вариант, знакомый каждому ребенку. Текст принадлежит известному педагогу и писателю Ушинскому и внесен в его сборник Родное слово в 1864 году. Ну а так как Константин Дмитрич был в первую очередь педагог, причем не просто педагог, а вообще-то основоположник русской педагогики, он естественно обработал сказку так что бы в первую очередь не навредить хрупкой детской психике. Поэтому хэппи-энд и отрицание стяжательства (замена золотого на простое). 

Но это Ушинский… золотой человек, а так оригинал сказки имеет чуть больше чем 100500 вариантов и был в полном ходу у практически всех восточнославянских народов и многих западных тоже. К примеру поляки, румыны, литовцы, сербы и словаки баловались байками про рябую курицу и ее ценное яйцо. При этом сама сказка была далеко не такая милая как у Ушинского, но вот например белорусский вариант вполне себе годный, возможно он и стал прототипом:

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив — не разбив. Баба била, била, била — не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны — на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось — бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: «А-а-а, а-а-а, а-а!» (высоким голосом). Дед плачит: "У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: "Не простое яечко — золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи — трубу, а к трубе — избу, а в избу — лавцы. Завели ребят — все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).

Как видим, дело закончилось вполне прибыльно, т.е. практически новостройкой, евроремонтом и прибытком в наследниках. А что же у соседей украинцев?...

Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Курочка Ряба. Все грани трагедии

Вот так! Не успело только-только все наладится, как средство производства в виде ценной породы курицы, какие-то злые хлопцы «подрезают» на корню. Наверное опять кляты москали… Однако плавно переходим к российской действительности. Перед вами предельно трагичный саратовский вариант…

Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147—148).

Такое повествование обычно называют кумулятивным или формульным. Таким образом построены многие русские сказки т.е. рассказчик как бы троллит слушателей, повторяя сюжет с персонажами, прибавляя все новых и новых. При этом каждый персонаж выполняет сугубо индивидуальную акцию: ломает утварь, бьется об косяк и т.д.

Во многих вариантах, сказка уже не ограничивается локальным финалом, а норовит приобрести уже характер всеобъемлющего ахтунга… Примерно такой вариант был в ходу в Новгородской губернии.

Вологодская обл.

Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Семантика всего этого безобразия такова, что по сюжету начало входит в откровенное противоречие с финалом, т.е. как говорится «раздувается из мухи слон». Вот что писал об этом известный филолог Владимир Яковлевич Пропп: «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

Что же выдает нам современная научная мысль об этом сложнейшем феномене «рябой курицы»? Есть некоторые идеи. Например идея о «Мировом яйце» и его расколе, как часть «теории основного мифа» (по В. Н. Топорову). 

Или вот амбивалентность всего этого чада кутежа, в том смысле что само по себе разбитие яйца, может обозначать как создание (например неба), так и разрушение. При этом персонажи имеют явно космогоническое строение: средний мир – бабка, дедка и курочка ряба, преисподняя – мышка, верхний мир – собственно золотое яйцо (по Л. Г. Мощенской). 

Курочка Ряба. Все грани трагедии

Александр Николаич Ужанков – видный российский филолог, литературовед и культуролог подробно излагает современный научный подход к проблеме:

«Что значит дед и баба? Как их понимать? Мы знаем, что христианство глубоко символичная религия. Значит любой образ можно воспринимать как символ, а в символе всегда много значений. Если будем искать духовный смысл, то можно понять, что речь идёт о прародителях, потому что вся народная сказка строится именно на этом, должны быть ассоциативные связи между современностью и прошлым. Значит дед и баба — это прародители Адам и Ева. Курочка. Вечный вопрос: Что первично: яйцо или курица? Яйцо снесла не простое, а золотое. На многих иконах мы видим золотой фон. Золото означает вечность, отсутствие времени. Если снесли яйцо золотое, а не простое, значит Яйцо — это мироздание. Адам и Ева получили рай, в котором не было времени. Как отнеслись Адам и Ева или дед и баба к этому яйцу? Дед бил-бил и не разбил, баба била-била и не разбила. Зачем, какой смысл в том, чтобы разбить это яйцо? Ведь оно дано для сбережения, а они относятся с небрежением. Почему? Они положили это яйцо на полочку куда-то, мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось. Кто такая мышка? Это представительница потусторонних сил. В Библии что сказано? Как можно было искусить Адама? Только через Еву — тут и змий появляется. А зачем? А чтобы забрать этот золотой рай, который у них был. А в сказке что? В сказке тоже рай, который не берегут дед и баба. Поэтому они теряют его, то есть он разбился, они остались вне, то есть без него. Дед и баба плачет, курочка кудахчет: не плачь, дед и баба, я снесу яичко, но теперь простое, не золотое. Почему? Потому что Адам и Ева уже изгнаны из рая. Они теперь будут жить мире, где есть время, есть пространство, есть страсти. Это уже другое мироздание. Яйцо — ведь это тоже символ мироздания. Поэтому для них это будет уже другой мир, в котором они будут жить. Это очень простая сказка. Русская культура — особая. Многие вещи передаются из поколения в поколение и как приуготовление к восприятию Библии. Не все же в народе, в быту читали библию, но многие знания передаются в фольклоре, в частности в сказке : „сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок“ — там есть нечто, что учит, чему-то учит, или приготовляет к христианству». 

Таким образом проблему Рябы, яйца, бабки, дедки и всего российского общества можно в целом считать решенной. 

Курочка Ряба. Все грани трагедии


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока золото стариков (собственно золото драгметплл) болтается в районе чуть выше 2000 за унцию, немного сползая в последнее время, золото молодых (биткоин) маленько подопустилрсь до почти 26 тыс за один. А не так давно поднимался до 30. С эфиром какие-то неполадки были, не проходили ...
Я кажется кое- что поняла с этой скоропалительной женитьбой, как будто ему через три месяца рожать, с этими сияющими глазами и всем остальным. Просто в Джонни уживаются, не совсем мирно я думаю, два разных человека. Один экстраверт, такой даже ...
"Пишет мой коллега Oleg Sukhov. Он недавно вернулся из Славянска. Есть информация о пропавшем в Славянске журналисте. Прошу помощи в спасении журналиста, похищенного сепаратистами в Славянске. Дело было так. 15 апреля я подошел к зданию славянской мэрии, попросил комментариев, предъявил ...
Помнится мне жалоба одной россиянки Путину на прямой линии, что цены на все сильно выросли, мол. На что ей Путин отвечал , что по Росстату цены выросли всего на 12,9%. Так насколько цены выросли по мнению россиян, а не по Росстату? Левада опросила россиян о росте цен за год. Результаты ...
Сегодняшний пост только для своих! Для тех, кто способен с пониманием отнестись к чужим пробам пера и не рубить, так сказать, на корню. Я уже давно хотела попробовать для блога видео формат. Наконец решила эту задумку осуществить. Если с фото хоть какой-то опыт есть, то видео я вообще в жи ...