«Культура поведения и этикет дагестанцев. XIX – начало XX века»

топ 100 блогов tushisvet15.01.2012 Старое интервью. Почему-то захотелось выложить. Не помню, было ли уже у меня или нет. Подкат убрать не удалось, не взыщите.

91.25 КБ

Эта
книга попала мне в руки совершенно случайно. Лежала на столе в редакции и я
взялась листать от скуки. Машинально переворачивала страницы, пробегая текст по
диагонали, и тут наткнулась на абзац, после которого села и внимательно прочла
всю книгу от корки до корки. Мало того, что прочла, я ее клянчила у владельца,
а, не выклянчив, через год все-таки раздобыла всеми правдами и неправдами. Так
что теперь у меня есть свой экземпляр. Со строчками, подчеркнутыми карандашом,
с загнутыми уголками, с закладками – какой и должна быть книга, с которой
работаешь, к которой постоянно обращаешься. Но сначала, пожалуй, я тот самый
абзац перескажу, как помню. А было там следующее, что, дескать, если стояла
группа мужчин и мимо них проходила женщина, то они по законам этикета должны
были повысить голос. И знаете для чего? Чтобы женщина слышала – говорят не о
ней, чтобы шла себе спокойная, уверенная, горделивая. А теперь вот что, если
кто считает, что это фрагмент из рыцарской жизни, должна разочаровать. Не из
рыцарской. Из жизни совсем недавнего Дагестана. И это не беллетристика, не
исторический роман, где по законом жанра все сплошь идеализировано. Книга, о
которой я говорю называется «Культура поведения и этикет дагестанцев. XIX
начало XX века». И
автор – наш, дагестанец. Профессор, доктор исторических наук, заведующий
отделом этнографии Института археологии, истории и этнографии Лугуев Сергей
Абдулхаликович.





- Сергей
Абдулхаликович, тому, кто прочел вашу книгу, потом очень трудно смириться с
тем, что нас сегодня окружает. Впечатление такое, будто в старинной сторожевой
башне устроили пивной ларек. Какая-то тотальная деградация.



- Я бы так пессимистически на вещи не смотрел. Утверждаю,
все эти ценности, базовые ценности дагестанских народов живы и сегодня.
Мужество, смелость, трудолюбие, целомудрие, уважительное отношение к другому
человеку - они живы. Другое дело насколько поведенческие нормы соответствуют
идеалу. Не очень соответствуют, вынужден признать. Ведь сама жизнь, весь
привычный ее уклад сильно изменились и продолжают стремительно меняться. Свою
роль здесь сыграла и материальная составляющая, конечно, и тот фактор, что из,
так называемых, «западных ценностей»
наши соотечественники зачастую умудряются перенять далеко не лучшие. Эмансипация,
например, привела к резкому увеличению количества разводов. Нет, и в
традиционном Дагестане случались разводы, но это было исключительное явление.
Не только из-за нравственной составляющей, мол, женились и всю жизнь, как
лебеди вместе прожили. Человек есть человек. Но в традиционном Дагестане
развод, как правило, случался по инициативе мужчины. И для него нужны были
серьезные основания. Если вы думаете, что женщина была забитой и лишенной прав
– ошибаетесь. И если муж ее публично оскорбил, например, обвинив в неверности –
женщина имела право требовать доказательств. К тому же за ней всегда стоял ее
род, ее тухум. Брак не был делом двоих. Если по какой-то причине он был
расторгнут – отношения между двумя тухумами становились, мягко говоря,
натянутыми. Даже в современном Дагестане если парень посватался к девушке и ему
отказали – эта обида помнится годами, эту обиду носит в себе не только
отвергнутый жених, но и все ешл родственники. Но все-таки статус женщины,
родственно-тухумные связи изменились. Нет такого жесткого контроля со стороны
старших. И браки стали очень недолговечными. Свадьба, шум, масса гостей,
огромные деньги, выброшенные на лимузины и банкетные залы, а через месяц –
развод.



- Может быть раньше,
в традиционном обществе женщине был просто невыгоден развод? То есть, она,
только что бывшая хозяйкой в своем собственном доме должна была возвращаться к
родителям, а это лишний рот и все прочие связанные с таким статусом
неприятности.



-= Нет, не так. У горянки были твердые позиции. По адатам
все, что подарили на свадьбу – было ее собственностью, которая не отчуждалась.
Которой она могла распоряжаться по собственному желанию и разумению. Все, что
она принесла в дом мужа – посуда (а медная посуда была большой ценностью),
телка или корова, участок земли под сенокос она имела полное право продать или
завещать дочери. Муж не только не имел никаких прав на ее имущество, но если
развод происходил по его инициативе, должен был выплатить жене, которую оставил
определенную сумму. Вроде компенсации за обиду, ведь на разведенную женщину
ложилось пятно «была бы хорошая – не развелся бы». По нынешним деньгам это от
пяти до десяти тысяч. А в то время, о котором мы с вами говорим это могла быть
сумма от одного до восьми рублей. Для сравнения – корова стоила около 4 рублей.



- Хоть я и не сторонник
жесткой регламентации поведения человека, но, знаете, не могу не признать
стройности и соразмерности тех же норм этикета. То есть вот эти правила,
рассчитанные на каждого, в зависимости от его пола, возраста, социального
положения, они же очень облегчали жизнь в сообществе.



- Так, а по-другому и быть не могло. Иначе – хаос. В
традиционном Дагестане была система жесткого контроля. Каждый твой шаг, каждое
слово учитывалось, и человек нес ответственность не только за себя. Он отвечал
и за репутацию тухума. Все знали, кто чей сын, брат, отец. Взрослый, увидевший,
что младший непозволительно себя ведет - не просто мог, а обязан был сделать
замечание. Это дисциплинировало. Все знали - вошел старший – надо встать,
говорят старшие – не вмешивайся. Младший брат в присутствии старшего, даже если
разница в возрасте у них минимальная, в один год - не имеет права ни закурить,
ни поднять рюмку. В горах это до сих пор есть. Может вам приходилось наблюдать,
как встают при приближении автомобиля женщины и девушки, присевшие отдохнуть
около дороги.



- Да, видела же! И
все время удивлялась. Едем по серпантину, петляем, видим - сидят девушки на обочине,
отдыхают, видимо… и вдруг раз - встают.



- А чему тут удивляться? Женщины вставали, когда в дом
входил мужчина. Это правило не распространялось только на очень уважаемых или
пожилых женщин. Ну а поскольку до последнего времени за рулем автомобиля обычно
был именно мужчина, то вот таким образом они выказывали свое к нему уважение.
Но это не одностороннее уважение. У северных кумыков, к примеру, было принято,
завидев на улице, идущую навстречу женщину, сворачивать в переулок. Потому что
по этическим нормам она должна была пройти как можно дальше от него и он, таким
образом, избавлял ее от переживаний по этому поводу. А уж обсуждение женщины
или девушки в мужском кругу считалось делом недостойным, позорным. Особенно,
если рядом не было родственника, который мог бы вступиться за нее и немедленно
спросить с обидчика. К сожалению, такие строгие правила сейчас «работают» только
дома, в родном селе. Сами знаете, наверное, приезжает молодой человек в город,
где его никто не знает, где нет постоянного неусыпного контроля старших и
джамаата, и пускается во все тяжкие. Даже если не пускается… Взять хотя бы эти
семечки и жвачку. В традиционном Дагестане такое было невозможно! К мужчине,
который вышел бы на улицу пощелкать семечки, сразу приклеилось бы прозвище
«жующий». А прилюдное заигрывание с девушками? У многих народов Дагестана,
мужчина, который хотел спросить или сказать что-нибудь группе женщин мог
сделать это только если в группе находилась его родственница, причем, он имел
право обращаться лишь к ней. Не люблю
оборота «тлетворное влияние Запада», но вынужден признать – есть такое. Причем,
наша молодежь начала увлекаться тем, что на Западе давно отошло.



- Но ведь это обратная
сторона медали. Если основным сдерживающим фактором являются реакция «своих»,
то среди «чужих» позволено все. А город как раз и есть «чужая» территория. Там
зажатый сельский паренек чувствует себя невидимым, неподотчетным. Может, нужно
как-то сдвинуть акценты в системе воспитания? Чтобы не осуждение односельчан
было главной «страшилкой», а что-то иное.



- Тут вы, конечно, правы. Если система перестает работать –
надо ее пересматривать. То, о чем вы сейчас говорите, приводит нас к
общеевропейской, так сказать, модели. Где личность, ее права и свободы – вот альфа и омега всего. Но у нас иная
модель. На первом месте интересы общины. Осознание себя частью общины – оно в
генетической памяти дагестанцев. Европейца попробуй, выгони из маленького
городка за какой-то проступок. Отряхнется, сплюнет и пойдет жить в другой
маленький городок. А для дагестанца изгнание из села – это позор и трагедия.
Иногда ради чести тухума приносятся огромные жертвы.



- И скрываются
преступления, да?



- Бывает и такое.
Если восстановление справедливости может бросить тень на репутацию твоего рода,
если из-за этого юношам не найти хороших невест, а девушкам не выйти замуж –
лучше промолчать. У нас и через 150 лет будут помнить и говорить «А, этот… Так
у них в роду…». Лучше, чтоб пострадал один.



- Слушайте, но это
бесчеловечно по отношению к этому «одному»!



- Светлана, вам не понять.



- Да. Мне – не
понять. Законы роя, законы муравейника для меня что-то бесконечно чужое и пугающее. Давайте, сменим тему. Скажите, а вот эта лезгинка на Манежной площади,
лезгинка, которую как-то слишком, на мой взгляд, демонстративно танцевали несколько
десятков человек – что это? Тоска по родине или вызов, желание показать
москвичам, кто тут хозяин? И насколько такое поведение вписывается в
традиционные нормы?



- Никак
не вписывается, сразу скажу. Эти публичные пляски показывают, насколько наши
молодые оторваны от национальной культуры и пусть вас не вводит в заблуждение
национальный характер танца. Есть принцип уважения к тем людям, на чьей
территории ты находишься, и к их традициям. Да это вообще норма для
воспитанного человека, кем бы он ни был – папуасом, голландцем или эскимосом. В
Дагестане же этот принцип был возведен в абсолют. Осуждать - причем, не только
словами, но даже мимикой, жестами - обычаи другого народа дагестанец просто не
мог. Даже удивления не мог выказать – это считалось дурным тоном. Ведь любое
оскорбление, нанесенное хозяевам или простая невежливость, рикошетом били не
только по репутации отдельного человека – это пятно опять-таки ложилось на весь
его тухум, на село, откуда он родом. То есть, выходцы из этого села не могли
рассчитывать на теплый прием в других местах, на полноценную защиту на чужой
территории. Скажу больше, даже на своей
территории дагестанец должен был проявлять уважение к гостю. Будь он сто раз
правоверным мусульманином, но если в его доме гостил христианин или иудей,
хозяин полагал правильным выставить на стол вино. Он мог не пить, этого от него
никто не требовал, но подчеркнуть уважение, обозначить его таким образом,
считалось нормой. А гость в свою очередь поднимал бокал за здоровье хозяина и
его семьи. После чего отодвигал спиртное.



- Помните, мы с вами говорили о
субординации. В частности, о рукопожатиях.



- Да,
конечно. О том, что именно старший должен был протягивать руку младшему, тем самым
оказывая ему честь, поднимая его до себя. И что сейчас как раз все наоборот.
Мальчишки во дворе подбегают к группе взрослых мужчин, и смело протягивают им
ладонь. Как это называется сейчас у молодых, «салам мочить»? Какая уродливая,
пренебрежительная фраза. Или вот студенты, которые сидят на занятиях,
развалившись, и хамят, стоящему перед ними преподавателю. И что, разве сейчас
преподаватель может пойти к отцу своего студента и сказать «Салам аллейкум,
дорогой! Тут твой сын себя неправильно ведет»? И разве отец немедленно примет
меры? Нет. К некоторым «отцам» и не достучишься, к ним на прием за год записываться
надо. А их дети гоняют на иномарках по университетской площади, и плевать
хотели на прохожих и на гаишников. А ведь безнаказанность – вот, что растлевает
больше всего. Заметьте, я вовсе не идеализирую традиционный Дагестан и не
утверждаю, что все прямо досконально придерживались правил, люди есть люди и
правила нарушались. Но дело в том, что они БЫЛИ! И человек, нарушивший их,
всегда знал, что он неправ и осуждение его поступков тоже было! Конечно,
возродить все то, что было в 19-ом веке абсолютно невозможно. Мир изменился.
Но… вы, понимаете, я откровенно любуюсь тем Дагестаном, той жизнью, теми
людьми. Любуюсь прекрасной цельной и гармоничной системой, которую выстроили
для себя наши предки и которую мы не сумели сохранить.





P.S. Книга Сергея Лугуева «Культура
поведения и этикет дагестанцев. XIX – начало XX века», книга, которая, по моему мнению, должна быть настольной книгой каждого,
кто живет в Дагестане и называет себя дагестанцем - издана ДНЦ РАН тиражом всего
в 300 экземпляров.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ну, что, решили, где будете отмечать Новый год? Тихо-мирно дома, под гудящий телевизор с тазиком оливье в обнимку, или загуляете в какой-нибудь развеселой компании? Пару лет назад мои знакомые зазвали меня в гости. Ребята, вроде, хорошие, знаю их тысячу лет. В нашей общей компании ...
Директор «Левада-центра» Лев Гудков поставил под вопрос существование социологической службы, поскольку  прокуратура признала ее иностранным агентом. По его сломам, деятельность центра может быть прекращена, поскольку в России среди чиновников и интеллигенции реанимировали ...
Утром, уходя на работу, я знаю наверняка, что притащусь домой поздно и мне лень будет пошевелить даже пальцем. Эта данность, как результат, черт бы её подрал, той же работы, усугубится не только отсутствием моих домашних, болтающихся в своих отпусках, но и изрядным чувством голода, ...
Их тоже власти берегут, а также бомжей с туберкулёзом в метро. Читаю: "Я про сказочную РФ, которая издает, напр., законы про гадюк.И это не анекдот, а вполне официальная вещь В Подмосковье, когда СССР был уничтожен, в любимых москвичами местах летнего отдыха, в деревнях, дачных ...
Почти всегда поведение женщины рассматривалось под лупой. И если вдруг оно отличалось от общепринятых норм, то наклеивались ярлыки и подвергалось порицанию общества. Ах, эти нравы… Английское чопорное семейство с осуждением принимает англичанку («страшная авантюристка из страны ...