Кто "скинет" Митта Ромни?
vsirin — 06.09.2012В последний день августа кандидат в президенты США Митт Ромни в своей предвыборной речи «Мы верим в Америку» причислил Россию к врагам и обещал проводить жесткую политику по отношению к ней. Это невзирая даже на то, что буквально за неделю до этого Россия официально вступила в ВТО и стала полноправным участником мирового торгового пространства.
Понятно, что тема «холодной войны» между Россией и всем
остальным «цивилизованным» миром в XXI
веке стала популистской, то есть не имеет никакого отношения
к реальности, но отлично работает на публику как в России, так и в
США. Российский и американский народы с особенной радостью готовы
поддержать тех политиков, которые обещают «прищучить»
державу-соперника. Но оставим эту тему для грязных словесных
телепоединков и прочих «К барьеру».
Очевидно, что Россия, став частью глобального экономического механизма, получила возможность развиваться не вопреки, а вместе с западными странами. Но есть одно большое «но»: наша промышленность в 1991 году была поставлена в унизительное положение – на первый план в экономике вышли всевозможные спекуляции и продажа природных ресурсов. Однако долго так продолжаться не могло: в двухтысячных стало понятно, что если не развивать производство, то крах экономики неизбежен: высокая цена на нефть – величина непостоянная. Понимание-то пришло, а время на развитие было упущено – мы отстали от всего мира на десятилетия. «Свободный» рынок, как оказалось, ничего сам не отрегулировал, а лишь отправил наши заводы в нокдаун. Спасать предприятия пришлось государству путем частичного или полного контроля, как это делалось в Европе после второй мировой войны.
Я уже писал, как в 2007 году Кремль для реанимации отечественной промышленности создал госкорпорацию «Ростехнологии». В ее состав включили целый спектр предприятий: от «АвтоВАЗа», «КамАЗа» и «Ижмаша» до производств вертолетов и авиаузлов. «Ростехнологии» направили на предприятия своих антикризисных менеджеров. Были восстановлены производственные цепочки, ликвидированы краткосрочные задолженности, реструктурированы кредиты – и после этого вновь запущены станки. Но технологии производства оказались устаревшими и зачастую кустарными: чуть ли не коленкой детали придают нужную форму, а потом на своем горбу тащат в печь закалять — тонкая ручная работа. Понятно, что так делать сегодня уже нельзя, но своих передовых технологий у России нет во многих областях, а выкручиваться надо. Власть не может просто попросить иностранные государства и компании прийти, влить в модернизацию сотни миллиардов долларов и поделиться своими современными технологиями «за просто так». Мы должны что-то предоставить взамен – возможность участия иностранцев в капитале наших предприятий с тем, чтобы потом вместе зарабатывать деньги и занимать рынок. В мире такая технология совместных предприятий (СП) давно обкатана.
Первым успешным примером создания крупного СП для «Ростехнологий» стало сотрудничество «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan. Французско-японский альянс планирует инвестировать до 2015 года 2 млрд долларов. Ожидается, что это позволить повысить уровень продаж «АвтоВАЗа» до 1,6 млн автомобилей в год.
Иностранный концерн предоставил нашему автозаводу не только средства, но и технологии: уже сейчас «АвтоВАЗ» выпускает автомобили Lada Largus на французской платформе B0. К 2014 году по лицензии Renault-Nissan в Тольятти будет производиться семейство двигателей нового поколения. В ноябре 2012 года в Тольятти стартует производство седана Nissan Almera, а в будущем году добавятся новые модели Renault на платформе B0. Возможно, на мощностях «АвтоВАЗа» будут также собирать автомобили Nissan под брендом Datsun. Кроме того, на подконтрольном «АвтоВАЗу» «ИжАвто» уже в конце текущего года может начаться крупноузловая сборка автомобилей Renault.
Как у любого крупного современного автомобильного
концерна, у «АвтоВАЗа» теперь есть и свой электромобиль – El
Lada. Он был в числе прочих представлен на
Московском международном автосалоне. Первым
покупателем машины стал глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. В
интервью «Ъ» он сообщил,
что общий объем инвестиций в разработку электромобиля составил
немногим более 10 млн евро благодаря тому, что использовался не
только мировой опыт, но и собственные оригинальные разработки
концерна, в частности, редуктор и приводы колес.
Президент Ford Motors Company Алан Мулалли уже заявил, что к 2013 году автомобильный рынок России станет крупнейшим в Европе. Этому, в том числе, может поспособствовать уже полтора года готовящееся «Ростехнологиями» объединение «КамАЗа» с «МАЗом». В конце августа стало известно, что «Ростехнологии» и белорусское правительство достигли принципиальной договоренности о слиянии двух производителей больших грузовиков. Здесь будет действовать тот же принцип, что и с «АвтоВАЗом» и Renault-Nissan. Конечно, «КамАЗу» от белорусского «МАЗа» нужны не технологии, а дополнительные производственные мощности, с которыми татарстанский автозавод станет более привлекательным в свете намечающегося объединения с концерном Daimler. Уже сейчас владелец марки Mercedes совместно с ЕБРР владеет 15% акций «КамАЗа». В начале 2013 года доля Daimler может быть доведена до 25%, что, несомненно, придаст русским грузовикам мерседесовское качество и шик – иначе зачем Daimler попусту тратить свои деньги?
«Обувать» отечественные машины, произведенные с использованием иностранных технологий, будет также совместное предприятие «Ростехнологий» — на этот раз с мировым лидером в производстве шин — Pirelli. В начале 2012 года СП были переданы Воронежский и Кировский шинные заводы. В модернизацию этих заводов будет вложено 200 миллионов евро. Ежегодный объем продаж продукции совместного предприятия, как ожидается, составит 300 миллионов евро в 2012 году и превысит 500 миллионов в 2014.
Возвращаясь к заявлению Митта Ромни, можно с уверенностью сказать: если он станет президентом и останется верен своему желанию проводить агрессивную политику в отношении России, то его быстрее «скинут» западные корпорации (а в их мощи, надеюсь, никто не сомневается), не желающие терять масштабный и многообещающий рынок, нежели Ромни успеет сделать хотя бы один серьезный шаг для осуществления своих популистских планов.
|
</> |