Кто и зачем мутит воду в Украинской Церкви?
bizantinum — 25.01.2012 Предыдущий пост вызвал резонанс. Тема, разумеется, весьма скользкая. А потому, во избежание различных кривотолков, я решил обратиться напрямую к пресс-секретарю Киевской Митрополии о.Георгию Коваленко.По словам, о.Георгия было проведено два аудита по финансированию строительства кафедрального собора в Киеве. Один, тот самый, иницированный митрополитами Одесским и Донецким, о котором писалось ранее. Второй - со стороны самых крупных благотворителей, чьи деньги собственно шли на строительство. Оба аудита ничего не нашли, да и не могли найти. И вот здесь важно расставить все точки над "i", во избежание дальнейших инсинуаций и провокаций. Кафедральный собор не просто строится, он ещё и функционирует: работает временный деревянный храм, открыта галерея "Соборная", работает временный деревянный храм, реализуются просветительские и благотворительные проекты, таким образом, "деньги на строительство собора", это не означает только "деньги на бетон, металл и кирпичи". Все расходы совершенно вписываются в приходской устав и задачи поставленные Блаженнейшим. Всё это в принципе, известно и так.
После таких слов о.Георгия, остается лишь задаться вопросом - зачем же все это было затевать?
И здесь, я хотел бы напомнить читателям ряд моментов. Во время становления УПЦ сразу после раскола среди, мирян с, так сказать, "активной гражданской позицией" сформировалась группа, целью которой было отстаивание церковных интересов. И в самом деле, активисты защищали храмы от захватов и делали много полезного, не смотря на отдельные эксцессы. Но вот, ситуация с УПЦ нормализовалась, внешняя опастность миновала. Казалось бы, всё хорошо. Но беда в том, что осталась "активная гражданская позиция", а применить ее некуда. Разумеется, жажду бурной деятельности можно было бы скомпенсировать миссионерской деятельностью, работой с инвалидами, благотворительность и т.д. Свободные руки и головы Церкви нужны всегда. Но, увы. Привычка к митингованию и комплекс "спасителей канонического православия" возобладала. С тех пор, часть активистов с завидной регулярностью борется с кодами, пикитируя Верховную Раду, а другая часть с такой же регулярность вносит смуты в Церковь. Одним из видных деятелей второй группы, является Василий Анисимов, бывший глава пресс-службы УПЦ. Не смотря на то, что он давно уволен с должности, он этого какбы не замечает и продолжает именоваться "главой пресс-службы", а свой сайт именует "Официальным сайтом Украинской Православной Церкви" И вот этот человек чаще всего стоит за всеми вбросами, которые время от времени колеблют церковный корабль, одновременно изображая из себя главного эксперта по церковным вопросам. И самое смешное, что ему верят, верят многие церковные круги, как в Украине, так и в России. Однако, в действительности ни один из прогнозов группы Анисимова, котрые транслируются, как маргинальными сайтами царебожников, так и вполне респектабильными на манер официального сайта епископа Ионафана Тульчинского и Брацлавского, не сбылся. Только в прошлом году нас пугали угрозой немедленной автокефалии на Поместном Соборе УПЦ, изменением устава, отстранением Блаженнейшего... Ничего этого не произошло. И вот новая инсинуация, якобы комиссия по проверке финансов, о которой говорилось в выше нашла страшные злоупотребления и ненавязчиво намекается, что за этим стоит владыка Александр (Дробинко), который якобы страшно боиться грядущего Синода и всеми силами постарается, чтобы заседание было перенесено.
Снова сошлюсь, на о.Георгия - аудит ничего не обнаружил, Синод состоится в срок. Что же до роли архиепископа Александра Переяслав-Хмельницкого и Вишневского. Его подпись нигде не стоит. Т.е., все эти аудиты фактически направлены не против владыки Александра (чье имя фигурирует в "разоблачительных" статьях) но против самого Блаженнейшего Митрополита Владимира. Так как на всей документации именно его подпись. Нужно также учесть, что аудиты проводились за весь 2011 год. Таким образом, инсинуации, что что-то могло пройти мимо заболевшего Блаженнейшего не выдерживают критики, так как большую часть прошлого года, Блаженнейший был в добром здравии.
Любой непредвзятый человек давно должен убедится, что группе Анисимова верить нельзя. И тем не менее.
Очевидно, проблема не только в Анисимове, его истерики, лозунги и вбросы совпадают с чьими-то конкретными интересами. Кто-то откровенно, неприкрыто, неприлично рвётся к власти.
Что может быть дальше? Синод покажет. Или у митрополита Агафангела хватит мудрости отдать печать Блаженнейшего, которой он весьма сомнительно овладел и сделать вид, что ничего не произошло. Или начать открытую конфронтацию - а это шаг до нового раскола. Остается надеяться на милость Божию и на здравомыслие иерархов.