Кто графоман? Выходи!!
Сообщество "ДЕВОЧКИ В ОСТРОНОСЫХ ТУФЛЯХ ." — 18.11.2011Извините за дурацкий заголовок. Но тема как раз об этом.
Я могу честно сказать, что стал много думать на эту тему в связи с собственным осознанием не как издателя, а как писателя. Я всегда боюсь признаться в том, что пишу и очень хочу этого. Но вопрос ведь в том, почему боюсь?
Ответ - а вдруг я графоман?
Вот и стал думать о критериях.
Что надумал?
Писатель схож с графоманом в том, что и один и другой не писать не могут.
Но первый передает через слова свой внутренний мир, атмосферу, мысли, чувства. А второй пишет без всякого смысла.
Но. Боятся быть графоманом не надо. По той причине, что может быть Вы и не графоман. Просто Вас не хотят печатать.
На это есть масса причин. Назову некоторые. Издатели часто подвержены стремлению заработать деньги. На что они ориентируются? На мнение критиков и других писателей. А это своего рода закрытый клуб по интересам. А не все там, отнудь не все, являются писателями.
Я со многими общаюсь и общался. Есть разные. Но многие слишком известные хотят только одного - бабла. Именно бабла, а не денег за свой труд, что абсолютно естествеено. Я про деньги, а не бабло. Но когда ты написал в молодости хорошую вещь, а потом просто сплетаешь слова, ты уже не писатель. Извините, товарисч! Вы - чистой воды ГРАФОМАН. Вы отключили свое сердце и душу и думаете о тиражах.
Писатель, к огромному сожалению, тот, который отдает себя, часто заканчивает трагически. Либо спивается, либо совершаед суицид. Выживают другие - графоманы. И боятся надо их, а не безобидных людей, которым просто нравится складывать слова.
PS.
Некоторые комментарии :
Эмоционально я, наверное, с Вами согласен: хочется верить, что некое глубинное различие между писателем и графоманом есть уже на стадии создания текста.
Но если убрать эмоции, то разницу, пожалуй, можно найти только за пределами головы автора, и даже за пределами текста. Писателя из графомана делают читатели. Или так: посторонние читатели.
Предположим, некто А написал текст (будем считать, что А - "чёрный ящик": видно, что входит и выходит, но не видно, что внутри ). Текст попал в руки Б, который с А совсем не знаком. Б прочитал текст до конца - с неподдельным удовольствием / интересом / душевным изломом и т. п.
Вывод: А - писатель.
Других объективных критериев я пока не нашёл.
***
Самая важная отличительная черта графомана , на мой взгляд, это неумение сравнить себя с писателями, увидеть себя со стороны.
Писатель потому и писатель, что он растет, меняется. Он всегда совершенствутеся, и именно потому, что сравнивает себя с другими и самим собой, более ранним. А графоман ничего этого не делает.
Иногда писатели сами называют себя графоманами - в большинстве случаев это самоуничижение или кокетство.
***
Есть авторы, которых издают, а пишут они, по моему мнению, отчаянно плохо. Есть авторы, которых в книжном виде нет, а они сочиняют – опять-таки по моему разумению – отчаянно хорошо. Кто графоман, а кто писатель, я думаю, определяет система координат. Например, любитель французских «антироманов» может назвать графоманией жанровую литературу – и будет прав. А пожиратель любовных романов сочтет искания Роб-Грийе графоманией – и тоже будет прав. Я считаю, что Коэльо тиражирует чушь, а есть миллионы, которые придерживаются иного мнения. Кафка завещал уничтожить свою писанину, а она перевернула все устоявшиеся представления о литературе. Границы между писательством и графоманией всегда были зыбкими, а критики (не говоря уже о писателях) вечно скоры на расправу – ужасно весело читать лит.разборы времен, например, Чехова, где АнтонПалыча ругают, а хвалят – к примеру – Боборыкина. Я думаю, что даже один и тот же автор может быть и писателем, и графоманом: я ценю поэзию Пастернака, а от его «Д-ра Живаго» - из-за той же изысканности образного ряда - меня тошнит. Однако нобелевский комитет, как известно, прозу его оценил высоко. У другого нобелевского лауреата – Шолохова – есть тексты явно графоманские (как мне кажется), а есть восхитительный «Тихий Дон». Мне по душе изящная эссеистика Линор Горалик, а романы ее – тяжелый труд.
Я люблю и хорошо знаю прозу Булгакова, а пьесы не перевариваю (при том, что сам он любил себя больше в драматургии). Сейчас раздел между писательством и графоманией и вовсе смыт: критики – уже не авторитет, а толстые журналы – далеко не всегда инстанция,а следовательно задавать координаты некому. Поэтому остается лишь индивидуальный разговор читателя с автором, частное определение границ. Если веришь – значит литература, если нет – графомания.
***
На вскидку три различия между графоманом и писателем.
1,Писатель может существовать в потенциальном виде - т.е. он умеет хорошо писать, но писать или не любит или по каким-то причинам этого не делает. Графоман же по определению не писать не может - бо это страсть.
2,Писатель как правило лицо, которое зарабатывает или пытается заработать на жизнь своими писаниями. Т.е. профработник пера. Графоман может об этом мечтать - может не мечтать - но деньги для него как правило не на первом месте. Лишь желание высказаться и жажда признания. Ну а деньги - уже потом.
3,Несущественное отличие - качеством текста. Понятно, что чем выше качество, тем меньшее число людей способны его оценить. Как правило. Критерий весьма субъективный, бо зависит не только от уровня\ читателей, но от тиражей и критики. Люди редко способны что-то оценить самостоятельно, кроме того, что им действительно нравится. Здесь масскульт естественно рулит.И Донцова всегда будет иметь несомненное превосходство над калоедом Сорокиным :).А Солженицин пребудет великим писателем, хотя практически никто его не читал.
***
Что сделала сеть, а точнее интеренет-пространство: у людей появилась возможность открыто выражать свои мысли, но при этом лишь единицы завоевывают зрителя, читателя и становятся известными. Почему? Интернет- это иной раз мусорный бак, в который плюет каждый, кому не лень, и без определенной сильной идеи и должной поддержке солидных издательств ничего не получится.
***
Я помню, как об этом говорил мой вгиковский мастер В.И. Соловьёв:
"...И вот он сидит у себя на кухне, в городе Великие Луки, и думает, "Допишу, пойду на почту, пошлю заказным в "Новый Мир" Твардовскому, он напечатет, (хорошо бы с представлением, как Солженицына) и покатится волна по всей стране, как говорят, "проснулся знаменитым"... Или лучше в "Знамя"? - и так он думает, сладко себе воображает будущее, а РУКА ЕГО, ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, ЛЕГКО, БЕЗ УСТАЛИ, ПИШЕТ СЕБЕ, ПИШЕТ.
|
</> |