Крокодил 1985 № 18 (165) " Черные списки"

топ 100 блогов monetam27.04.2021
ЧЕРНЫЕ СПИСКИ
  Скажите, у вас случайно знакомого зубопротезиста не найдется, а? А по части очковых оправ человечка нет? Может, тогда в техобслуживании кто есть? А в кругах, близких к телефонным? Нет? И в мясном никого? Плохи ваши дела! Ну, а сынишку одних знакомых других хороших знакомых в спецшколу пристроить можете? Да в любую, хоть с ветеринарным уклоном, а? Хороший, говорят, парень! И в детсадике каком особенном руки не имеете? Напрасно улыбаетесь. Недавно одна любящая мамаша взяла и пристроила своего дитятю с орлиным зрением в спецдетсадик для близоруких. Серьезно. А почему бы и не пристроить, если блат был? Но у вас, как я понимаю, ничего такого не имеется. И в среде преподавателей тоже, да? Ну, тогда к вам эта история никакого отношения не имеет.
    А свои зримые очертания она начала обретать, когда под величественными сводами ВПИ - Волгоградского политехнического института – впервые возникла энергичная фигура ювелира Адамова С.П.—красавца, любимца фортуны и других дам.
   Все было у Сурена Павловича: и здоровье, и, главное, то, за что он легко покупал остальное. Для полнейшего счастья не хватало ему сущего пустяка - диплома. Нет, менять ювелирную профессию на инженерную Адамов С. П., находясь в здравом уме, намерения не имел. Но престиж!.. Блажь, конечно, прихоть, но почему бы не потешить самолюбие, поимев пока не поголовно доступные синие корочки?!
   -  О чем речь, венец ты наш алмазнейший! – с пониманием встретили у врат науки золотых дел мастера доценты Целкович Б. М. и Бубнов К. И. А второй, удачно оказавшийся заместителем председателя приемной комиссии по химии, добавил:- Ты, главное, не перепутай: золотишко – это по-нашему аурум, серебро - аргентум, а про разные неблагозвучные феррумы-купрумы-ангидриды у нас и речи не будет.
   Надо ли говорить, что химию понятливый абитуриент сдал своему консультанту на твердую четверку. Без напряга спихнул и остальные экзамены. Оно и понятно, ведь консультант наказал экзаменаторам строго-настрого:
     - Внимание! Человек из «Черных списков».
     Такая уж традиция издавна сложилась в этом учебном заведении: обозначенным в зловеще названных списках счастливчикам двоек не ставить. Установка для дисциплинированных преподавателей более незыблемая, чем правило буравчика.
     Историю возникновения «Черных списков» летопись политеха до нас не донесла. Жаль! Но скорее началось все до обидного заурядно. С банальнейшей просьбы посодействовать племяннику, знакомцу, восходящей звезде спорта... Обычное, в общем-то, дело.
     «А почему бы, спрашивается, и не посодействовать? - рассудили влиятельные в политехе лица, среди которых можно назвать, скажем, секретаря приемной комиссии Г. Ф. Лихачева или проректора Ю. Н. Каргина.-  Подумаешь, ни бум-бум симпатичный племянник в математике! Зато в барьерном беге - профессор ».
    Короче, с давних пор, оттесняя тренированными локтями бледных очкариков-хорошистов, к заветным синим корочкам неудержимо продвигалась монолитная колонна «позвоночников».
     Сколько их здесь было, науке, как и следствию, неизвестно. Многие давно уж стали дипломированными «специалистами» и в меру сил трудятся в разных областях народного  хозяйства.
    Следственный интерес к деятельности научных столпов политеха появился, когда в рядах избранников все чаще стали попадаться отменно кредитоспособные граждане.
      Одним из первых к распродаже студбилетов и поспел ювелир Адамов С. П. Потом, не торгуясь, уплатил вступительный пай в тысячу рублей, стал студентом и его племянник Саша. А затем с легкой руки ювелира в Волгоград зачастили предприимчивые жители солнечных республик, страстно желающие вкусить райских плодов просвещения.
     С племянником, правда, вышла промашка. Несмотря на крепнущий авторитет дяди в политехнических кругах, маловосприимчивый ко всем наукам, кроме физподготовки, юноша был-таки отчислен. Но в целом система работала бесперебойно.
     И так бы это, наверное, и продолжалось, если бы в один прекрасный день прошлого лета в Волгоград не заявился житель Абхазии М. Асланиди. Падкого до знаний юношу заботливо сопровождали мама и дядя - тоже, кстати, питомец политеха.
     - О чем речь, генацвале! Ученье - свет, это каждому ясно! - узнав о цели визита, обрадовался дипломированный ювелир, границы деятельности которого к тому времени раздвинулись до статьи, трактующей вопросы посредничества в получении взяток должностными лицами.- Конечно, поможем. Согласно имеющимся расценкам.
     -  Поможем!—выслушав ходатайство ювелира, вынесли вердикт Лихачев и Каргин. И юноша без проволочек был включен в заветный списочек. Для пущей надежности Лихачев даже разузнал для него тему сочинения. Пусть напишет дома, не волнуясь. А потом случилось непоправимое. Нет-нет, в политех юноша, конечно, поступил. Подумаешь, тридцать ошибок в сочинении. Но в первую же  сессию был отчислен.
       - Жулики! Верните плату за обучение! – вскричала мать безутешного экс-студента и, орошая слезами милицейские мундиры, принялась строчить чистосердечное признание.
      Как не понять горя матери: отчислили ее сынка действительно по ошибке. Чадолюбивая родительница передала посреднику-ювелиру не только вступительный взнос, но и плату за последующее обучение- четыре с половиной тысячи. Но откуда же было знать об этом Лихачеву и Каргину, если бесчестный ювелир передал им только вступительную тысячу!         
   Потому на сессии экзаменаторы и подошли к безвинному юноше с присущей им порой
строгостью и неподкупностью.
     И- вот совпадение! - почти одновременно с матерью Асланиди в УВД появилась еще одна зареванная женщина:
   - Помогите закончить политех! Мыслимое ли дело- платить по сотне за каждый зачет! Эдак на высшее образование никаких денег не напасешься! В органах милиции, конечно, вошли в положение бедной женщины, пообещав взять часть расходов на себя. И в качестве гонорара доценту Котову А. Я. была вручена стопка кредиток с малозаметной надписью «ВЗЯТКА БХСС».
     Так возникли сразу два уголовных дела. Как видите, роковой шаг от невинной вроде бы протекции до скамьи, на которую сели перечисленные в фельетоне лица, оказался не слишком широким. Кстати, назначая сроки, судьи справедливо отметили особую опасность преступления, дискредитирующего высокое звание педагога.
     На шесть лет избавлен от ювелирных и посреднических дел и Адамов. Заодно избавлен он (жаль, один!) и от диплома.
      Только как свидетели проходили по делу одиннадцать преподавателей-бессребреников, ставивших свои «хор» из одной почтительности к руководству.
     Что делать, статьи, подразумевающей ответственность за подготовку липовых командиров производства, в Уголовном кодексе не имеется. Правда, на суде эти овечки громогласно разоблачали своих неопасных теперь начальников.      Но вот уразумели ли они, что угодничество во имя спокойной жизни не менее опасно, чем уголовно наказуемая корысть, что, наплодив липовых специалистов, они нанесли вред народному хозяйству? Не
знаю, не уверен. И частным определением, которое дал суд в адрес политеха, цх, конечно, не проймешь. Вот если бы им предстояло оказаться под ножом хирурга - выходца из «Черных списков»,- тогда дело другое.
г. Волгоград.

КОММЕНТАРИЙ :
  «Сунуть», «дать в лапу», «зарядить», «подмазать»- этими скользкими словечками и выражениями в народе называют то, что на языке юриспруденции именуется дачей взятки должностному лицу.
    Это тихое, «келейное» преступление опасно не меньше грабежей и бандитизма. Оно губит человека. И того, кто «заряжает», и того, кто берет. Взяточничество разъедает нравственные устои личности, и происходит это с пугающей быстротой, по известной поговорке «коготок увяз- всей птичке пропасть».
     Я не сомневаюсь, что многочисленные «герои» фельетона М. Хазина «Кому не страшен ревизор» были до поры до времени нормальными, честными работниками. Но вот не устоял от соблазна получить легкие деньги один, потом второй. И сейчас перед нами—целая компания должностных преступников, шайка взяточников.
   Проведенное однажды исследование уголовных дел о взятках показало, что очень многие из преступников вели себя по привычной схеме «красивой жизни»: пьянствовали с купеческим размахом, выстраивали себе особняки, больше похожие на падишахские дворцы, общались с людьми только на уровне системы «ты- мне, я- тебе».
    Как известно, человек живет у нас не где-то на необитаемом острове, а в своем коллективе. Он же, коллектив, частенько не замечает происходящую трансформацию личности.
     Снисходительность, терпимость, бесконтрольность- это компоненты атмосферы, в которой происходит нравственное падение личности. Начинается такое падение, как правило, с «пустяков». С принятия подарков и подношений от подчиненных, от людей, в чем-то зависимых, со всякого рода застолий в честь «нужных» людей.
    Взяточничество расцветает там, где считают, что скрупулезно выполнять законы, положения или инструкции—пустой формализм. Правила приема в вузы страны- достаточно строгие—написаны не из бюрократического рвения, а для того, чтобы обеспечить объективное отношение ко всем абитуриентам. Когда же об этих правилах пренебрежительно говорят: «излишняя бюрократия»,- когда преподаватели, а то и руководители вуза грубо нарушают порядок поступления в высшие учебные заведения, вполне может создаться «питательная» среда для взяточничества. Как это произошло в случае, описанном в фельетоне «Черные списки». Особые условия преступной деятельности преподавателей Волгоградского политехнического института создались с прямого попустительства руководителей вуза. Как те, так и другие не желали считаться ни с какими правилами и свою «деятельность» в институте превратили в источник наживы и стяжательства.
    Изучение прокурорской и судебной практики показывает, что в тех коллективах, где работали должностные лица, занимавшиеся взяточничеством, царила атмосфера расхлябанности и равнодушия. Если и вскрывались факты должностных преступлений, материалы о них в следственные органы не передавались.
    Поэтому там и «брали», и «подмазывали».
    Словом, хапали.
    Да, взяточничество не так-то легко обнаружить. Оно одно из наиболее скрытых, тщательно маскируемых преступлений, его участники предпочитают обходиться без свидетелей. Однако чаще всего следы все-таки остаются, и взяточник никогда не может, не должен быть уверен в том, что его не разоблачат. Человек, потерявший совесть и честь, превративший свое служебное положение в средство преступного обогащения, не должен спокойно пользоваться результатами своих преступных действий.
  Формула «дал—взял» обязательно должна заканчиваться так—«получил».
   Получил по всей строгости закона, по заслугам.
Ю. А. ЮДИН,
помощник генерального прокурора СССР,
государственный советник юстиции 3-го класса.

Крокодил 1985 № 18 (165) Черные списки

Крокодил 1985 № 18 (165) Черные списки

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно обнародованная «Анонимным Интернационалом» переписка главы Счётной палаты Татьяны Голиковой ( полный архив ) — чтение во многом предсказуемое. Кого сегодня удивишь известием, что экс-министр нашего здравоохранения непрерывно лечится и наблюдается в клиниках за рубежом? Что жизнь ...
На карантине прочитал интересные факты из жизни советских деятелей кино. 1. Юткевич не как Вы сначала подумали, а вовсе даже караим) 2. Награды Юткевича МКФ в Канне (1954, Специальная премия Высшей технической комиссии, за режиссуру, фильм «Великий воин Албании Скандербег») МКФ ...
или пара слов о рекламеВчера, совершая покупки для приготовления ужина, не мог спокойно пройти мимо вот этого, на мой взгляд шедевра рекламной компании:Конечно респект и уважуха тому, кто это придумал, по мне так очень даже забавно. Но вот меня ...
За это время не выкурила ни одной сигареты. Только один раз соблазнилась на кальян в компании хороших людей, но удовольствия от самого процесса курения не получила, больше желания курить  нет. Хотя аромат настоящего табака был приятен. Мне ...
Привыкайте к розничной продаже вашей страны , россияне)) Думаю, новости о продаже месторождений будут звучать всё чаще. И ещё - очень важная новость, но пока неизвестно, как к ней относится. Подождём комментариев. Снята с должности и заменена целая куча генерал-майров, генерал-лейтена ...