Кризис вида Homo Sapiens
shepherd_lonely — 05.01.2011Современный человек переживает кризис. Я имею ввиду в основном западный тип человека. Кризис который предсказывали многие мыслители, как Ницше, Ортега-и-Гассет, кризис, о котором свидетельствуют данные науки и медицины, кризис, который усматривали культурологи и историки, кризис, который особое выражение получил в России, стоящей на краю пропасти...
Человек существо двойственное. Он имеет две стороны, определяющие его суть и природу: биологическую и социальную. Будучи животным, живущим согласно инстинктам и законам природы, он, в силу эволюционной обстановки, шел так же по пути социального развития. Его эволюция определялась помимо биологических механизмов феноменами внебиологическими - культурными, нравственными, интеллектуальными. Сейчас же человек оказался в особом положении. Цивилизация, с ее техническим прогрессом и социальным устройством стала подавлять природную сторону существа человека. Началось это еще давно, с влияний религии. Например, христианство сотни лет учило жизни духовной (в его понимании), отдаляющей человека от природы, игнорирующей его инстинкты и животные потребности, учащая аскетизму и страданиям, самоистязаниям, жертвенности - она перевернула инстинкты самосохранения, уча, обратному: не сохранению себя, а ослаблению себя. Центр тяжести был перемещен с природного, материального, ощутимого и реального в призрачное, метафизическое, недоказуемое. Людей учили ждать смерти, они жили не ради настоящего, а ради того, что должно быть после кончины. Таковы были социальные установки, извращающие инстинкты жизни - инстинкты борьбы за существование, инстинкты размножения. Вытесненные и подавленные эти инстинкты проявились в зверских формах (как инквизиция), а также в перенесении на представления о демонах, дьяволе и аде, которые оказались воплощением всего жуткого и ужасного - всего вытесненного и запрещенного религией, получившего искаженные формы. Тяга к удовлетворению инстинктов объяснялась влиянием сил зла - искушениями бесов, испытаниями высших сил, на дьявола проецировались собственные глубинные переживания. В нем происходило их удовлетворение. Размышления о дьяволе и демонах, страх перед ним, запугивание им, давали возможность самим ощутить все эти проецируемые и вытесненные свойства.
В дальнейшем, в эпоху возрождения, подобные античеловеческие, антиприродные настроения были ослаблены. Но сейчас, при техническом прогрессе, они возымели новую силу и мощь. Но уже по-другим причинам. Снизилась физическая активность и физическое развитие, ухудшилась окружающая среда, мир наполнился ядами и мутагенами, мусором и отходами, идет интенсивное унчитожение лесов, загрязнение рек, озер, морей, почвы, атмосферы. Люди стали питаться лишенными витаминов, но полными вредных веществ продуктами ( с концерогенами, красителями и т.п.). Биологическая сторона существа человека извращается, отклоняется с пути природного. Идет вырождение.
Однако, на этом дело не кончается. Теперь вырождается еще и духовность. Если при том же христинстве, с его враждебностью к жизни, все таки было духовное и интеллектуальное развитие, то теперь нет и его. Человек теряет обе стороны своего существа, следовательно, он теряет всего себя. Что я имею ввиду под духовным упадком? Преобладающим становится тип человека стадного, человека массы, человека-потребителя. Люди становятся поверхностными, маловдумчивыми, жаждущими наслаждений и веселья, вместо сурового познания и самоограничений. Они поглощают экскременты массовой культуры, оболваниваются поверхностными и малосодержательными фильмами, книгами, музыкой. Все серьезное и глубокое, все сложное, стало в тягость современному человеку. Научное познание, строгая и жизненная философия, высокое искусство не интересны им. Эстетичность, требовательность и изысканность во вкусах, требовательность к себе и своим стремлениям, высота этих стремлений, как нравственные ориентиры, критичность во взглядах и суровость в познании - все это ослаблено, все это снижено и унижено, высмеяно и очернено. Базарный шум и маскарад, громкие крики, красочные обложки пустых книг - вот чего хочет толпа, вот чему она отдается в самозабвенном экстазе.
Эрих Фромм считал, что современные люди всем этим пытаются преодолеть свое отчуждение друг от друга, но получают при этом лишь имитацию подобного преодоления. Хосе Ортега-и-Гасет объяснял это слишком доступным овладением правами и свободами, без осознания обязанностей и ответственности, без прививания высших ценностей и ориентиров. Еще раньше них, Ницше предрекал эти времена нигилизма и оболванивания, и видил лишь один выход из этой ситуации...
На мой взгляд, во всем этом так плохи даже не столько все эти негативные явления, как два других интересных фактора. Первый - огромное множество людей чувствует кризис и ощущает его, говорит о нем. Их настроение - это ощущение кризиса. Само настроение уже говорит о том состоянии, в котором находится испытывающий, говорит о его силах и устремленности. Плохое настроение, ощущение кризиса говорит о плохом состоянии, говорит о внутреннем упадке. Люди видят не испытание, с которым они мужественно справятся. Они видят кризис - яму, в которую они упали. И это довольно плохо, если, конечно же, они не увидят лестницу, по которой смогут выйти из этой ямы. Но видят ли они ее? Создают ли? Многие из них слепо отрицают или даже ненавидят все совершающееся в нашем мире, либо просто страдают и хулят реальность, убегают от нее, забываясь во всяческих химерах.
Второй фактор - это то, что многие не видят ничего вообще, кроме собственного самодовольства. Они не считают, что существует кризис, они всем довольны, они счастливы и плавают в реке упоения благами цивилизации. Они не видят каких-либо целей - высоких целей, не видят вершин, на которые нужно взбираться. Им и так хорошо в своих низинах и болотах, на своих пастбищах и лугах, на своих цикровых площадках и театральных сценах.
Таким образом, одни чувствуют себя плохо, другие чувствуют себя довольно хорошо.
Но никто из них не создает лестницу, по которой можно выбраться из человеческой ямы, никто не создает мост, по которому можно перейти в светлое будущее. Нет даже цели, нет осознания проблемы. Впрочем, есть единицы, кто эту проблему понял, и кто понял, что есть Мост, и куда он должен вести. О чем будет позже. Сейчас же, я хочу обратить внимание на то, что особую остроту кризис имеет именно в России, которая подобна больному на инвалидной коляске. Проблем в ней очень много, здесь и десяти книг не хватит для их краткого перечисления. Наиболее актуальной же я считаю проблему национального самосознания, самоощущения. Чтобы выработать ценности и ориентиры, нужно понимать себя - что тебе нужно, каков ты и к чему предрасположен. А чтобы понять себя нужно взглянуть на свои корни, на свое происхождение. Нужно вспомнить прошлое, понять его уроки и знамения, дабы увереНно идти в будущее. Хорошо о роли прошлых времен написал Чаадаев:
"У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. Люди в такое время скитаются по свету и дух их блуждает. Это пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. Они тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для грядущих поколений. Все общества прошли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотворные идеи. В этом и состоят необходимые общественные устои. Без этого они не сохранили бы в своей памяти ничего, что можно было бы полюбить, к чему пристраститься, они были бы привязаны лишь к праху земли своей. Эта увлекательная эпоха в истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их зрелого возраста. Мы, напротив, не имели ничего подобного."
Он говорит, что мы не имели подобного, не имели собственную отраду и поучения. Но Чаадаев не видел и не признавал того простого факта, что мы имели собственную веру - языческую веру, а значит, имели личный свод ценностей и идеалов, имели свое уникальное мировоззрение и мироощущение. В язычесокй мифологии отражался дух нашего народа, в традициях и культах - опыт поколений. И это наше кровное было объявлено "вне закона", вместо него стали насильно прививать христианскую веру. Начали искусственно взращивать в нас иноземные плоды, и вырывать с корнями то, что развивалось и формировалось многие поколения в результате естественного хода вещей. Это был своеобразный плевок в душу народа. Потому что человек может быть поистине счастливым только тогда, когда следует своей индивидуальности, реализует свой потенциал. А значит и с народом так же. А это было отвергнуто. Тем самым был сделан шаг против самой природы. Ибо каждое растение растет на своей земле и в определенном климате, а на другой земле либо умерает, либо становится гораздо слабее и менее плодоносным, так и всякий народ: живет в собственном духовном климате, и расцветает в нем. Сильнейшие расы и народы не были носителями чужеродных искусственно созданных верований и ценностей. Ибо как организм может отторгнуть чужеродные органы, которые пересаживает врач, так и народ склонен не принимать чужеродные верования. Таким образом, наше Я было вытеснено и убито.
|
</> |