рейтинг блогов

Крылья, парализованные страхом

топ 100 блогов vikond6516.06.2022 Крылья, парализованные страхом

82 года назад, 16 июня 1940 года, нарком иностранных дел Молотов вызвал в Кремль послов Латвии и Эстонии. Не тратя время на разговоры, он вручил им ультиматумы с требованием немедленного допуска на территории этих стран "неограниченных контингентов" советских войск, а также формирования новых правительств с участием советских представителей. Фактически это означало военную оккупацию и утрату суверенитета.

Двумя днями ранее такой же ультиматум был предъявлени Литве, а литовское правительство, напуганное советской военной мощью, решило его принять, несмотря на возражения президента Антонаса Сметоны, который тщетно призывал к сопротивлению. И уже 15 июня Литва была без единого выстрела оккупирована Красной армией. Власти Латвии и Эстонии отреагировали аналогично. Все требования были удовлетворены, правительства покорно ушли в отставку, отдав войским последний приказ оставаться в казармах и не препятствовать никаким действиям РККА.

Закономерно возникает вопрос: а что, если бы руководство балтийских лимитрофов оказалось не столь боязливым и решило бы дать отпор сталинскому диктату по примеру их северной соседки Финляндии, которой удалось в упорной борьбе отстоять независимость? Я не буду рассматривать все военно-стратегические аспекты этого гипотетического противостояния, а остановлюсь только на одном - авиационном, поскольку такова специфика моего блога.

Итак, какими военно-воздушными силами располагали получатели ультиматумов накануне советского вторжения? Разумеется, нет смысла рассматривать учебные, спортивные, опытно-экспериментальные и почтово-пассажирские машины, поэтому остановлюсь только на боевых.

Начнем с Литвы. Вот списочный состав ее ВВС по состоянию на начало июня 1940 года:
76 многоцелевых боевых самолетов (разведчиков и легких бомбардировщиков) ANBO различных модификаций.
12 вооруженных разведчиков итальянского производства "Ансальдо-120".
14 французских пушечных истребителей "Девуатин" D.501.
10 итальянских истребителей FIAT CR.20 (считались устаревшими).
14 английских истребетелей Глостер "Гладиатор".
Итого - 126 самолетов, из них 38 истребителей.
Крылья, парализованные страхом
Литовские "Гладиатор", "Девуатин" и ANBO-41.

Крылья, парализованные страхом
Литовские цельнометаллические пушечные истребители "Девуатин-501" и разведчики ANBO

Теперь - Латвия:
12 английских истребителей Бристоль "Бульдог" (считались устаревшими).
26 английских истребителей Глостер "Гладиатор".
3 английских легких многоцелевых самолета Хаукер "Хайнд".
21 чехословацкий легкий многоцелевой самолет Летов S-16 "Шмолик".
20 польских разведчиков RWD-8.
16 бельгийских ближних разведчиков "Стамп-Фертронген" SV-5.
Итого - 98 самолетов из них 38 истребителей.

Крылья, парализованные страхом
Латвийские "Гладиатор", "Хайнд" и "Бульдог".

Крылья, парализованные страхом
Шеренги латвийских "Гладиаторов" и зенитные орудия.

Наконец - Эстония.
12 истребителей "Бульдог" (морально устаревшие).
8 английских многоцелевых боевых самолетов Хаукер "Харт".
7 германских разведчиков-корректировщиков Хеншель HS.126.
4 чехословацких многоцелевых боевых самолета Летов S.228E.
Итого - 31 самолет, из них 12 истребителей.

Крылья, парализованные страхом
Эстонские "Бульдог", "Харт" и HS.126.

Таким образом, только в Эстонии авиация была откровенно слабой, а совокупный боевой состав ВВС стран Балтии насчитывал 255 самолетов, из них 88 истребителей (в том числе 36 морально устаревших). Конечно, это не шло ни в какое сравнение с сосредоточенной против Прибалтики советской воздушной армадой в 2000 самолетов. Однако, когда Финляндия вступила в "зимнюю войну", ее военно-воздушные силы состояли всего-навсего из 129 боевых самолетов, в том числе 57 истребителей (из них всего лишь 36 относительно современных "Фоккеров" D-21).

Таким образом, объединенный воздушный потенциал Литвы, Латвии и Эстонии вдвое превосходил боевой состав финских ВВС. А это значит, что балтийские летчики вполне могли оказать сопротивление, если бы не их позорно малодушное начальство. С момента предъявления советских ультиматумов и до начала вторжения у прибалтов были сутки на рассредоточение авиации по полевым площадкам, что сделало бы бессмысленными "обезоруживающие" бомбовые удары по стационарным и известным советской разведке аэродромам.

Впрочем, история, как известно, не имеет сослагательного наклонения. А на заставке - пропагандистская картинка из журнала "Крокодил" за июль 1940 года, на которой жители Прибалтики радостно приветствуют проносящиеся у них над головами "освободительные" советские бомбардировщики.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часть 1. Никогда бы не подумала, что если снять верхний слой почвы, то прямо под ним могут обнаружиться такие вот сплошные пласты угля. На многие метры вниз под землю - чёрные угольные горизонты. Я привыкла видеть уголь в вёдрах, когда его заносят с улицы в частный дом, топить ...
Ну что ж, ПЭАТ закончили сегодня, благополучно и проч. Я чуть не опоздал на него: поехал кататься на велосипедах с женой, и чего-то мы не подрассчитали. В итоге прибыли домой под самую завязку....Но ничего. Последний день, как ...
Уважаемые, всем здравствуйте. Опытные путешественники с детьми, подскажите. Ребенку 2,5 лет что нужно для комфортного пребывания на пляже: 1. Рашгард - это обязательный атрибут? В нем только плавать? Или тусить на пляже? Дети в этом не варятся? Или проще периодически обновлять слой ...
80 лет назад, в начале 1944 года, когда еще шла Великая Отечественная война, а значительная часть советской территории была оккупирована гитлеровцами, проектное бюро корифея советской архитектуры — академика Щусева разработало генеральный план восстановления и реконструкции города ...
Чтоб в жизни не происходило! Всегда нужно бороться! ЗАПОМНИ! Даже с самим собой. Бороться, стискивать кулаки, глотая слезы и улыбаться через силу. Надо стремиться к тому, что ты хочешь, что можно назвать ...