Костюмы Натальи Полях в сериале "Графиня де Монсоро" (1998)
selyanka1 — 30.05.2020Художником по костюмам в фильме работала Наталья Полях , совмещавшая эту работу с работой над костюмами "Королевы Марго", которая снималась в соседнем павильоне
Наталья Борисовна Полях
Ниже рассказ Ирины Жигмунд, как она работала с Натальей Полях в этом сериале.
Познакомились мы с Наташей на съемках сериала "Графиня де Монсоро", где моя подруга работала ее ассистентом.
Ведь параллельно с "Графиней де Монсоро" снималась в соседнем павильоне "Королева Марго". И там и там – огромное количество персонажей, одетых по моде XVI века.
Слева Генрих Анжуйский. Портрет работы Франсуа Клуэ. (1570) Лувр; справа К. Казаков в роли герцога Анжуйского
Но, кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характер персонажей. Так, например, костюмом надо было противопоставить миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность миньонов подчеркивались с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружева, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.
Генрих III и его миньоны (в фильме герцог д’Эпернон, сеньор де Сен-Люк, граф де Келюс , Луи де Можирон, де Шомберг)
Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурнустью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны – это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).
К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.
Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактуры костюмов.
Луи де Клермон, граф де Бюсси д’Амбуаз (играет Александр Домогаров) и прочие анжуйцы (миньоны Франсуа, герцога Анжуйского)
Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.
Слева портрет настоящего де Бюсси, который в жизни был личностью с сомнительной моралью. Cправа кадр из фильма
Зато обратите внимание, воротнички героев часто имеют модную в 16 веке вышивку Blackwork!
Слева: образец вышивки Blackwork 16 век. Справа: вышивка Blackwork по вороту на портрете 1520 - е гг.
Героиня же, Диана де Меридор, имела в своем гардеробе платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический характер.
При этом, платья у нее сшиты по последней моде.
Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже - плоеный воротник "фреза", который ввела в моду Катарина Медичи.
Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма – шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, это был тоже реальный персонаж, дворянин по происхождению. Как пишет Википедия: "Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата". Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.
Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.
А представьте себе, что тогда в магазинах небыло красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета, фактурили ткани. Уже на съемках, часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой – меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.
Но в итоге, получился отличный костюмный сериал, последний хорошо и правильно одетый. Сегодня продюсерам жалко тратить много денег на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.
Отсюда