рейтинг блогов

Кош ба кош / 1993/ Бахтиер Худойназаров

топ 100 блогов pol_ned13.10.2019 скачанные файлы.png

Признаться, предстоящий просмотр «Кош ба кош»  Бахтиера Худойназарова особого энтузиазма у меня не вызывал, потому что само по себе отечественное кино  начала 90-х  уже обещает мало хорошего, начиная от качества и заканчивая токсичной атмосферой, но решив узнать о чем это вообще, понял, что тут случай несколько иной – кино не совсем отечественное (интернациональное производство – помимо России, еще Таджикистан, откуда режиссер родом, Швейцария, Германия и даже Япония), а самое неожиданное – Серебряный лев Венецианского кинофестиваля в 1993 году. Впрочем, доля скепсиса вполне оправданно вкралась и тут, поскольку прекрасно помню финансируемые зарубежными инвесторами фильмы, в которых традиционно присутствовало два атрибута – обнаженка и ужасы советского строя. Были и свои перлы вроде «Прорвы» Ивана Дыховичного, или «Затерянного в Сибири» Митты, но чаще такое, что теперь днем с огнем не сыщешь, ибо кануло в лету и слава богу, а что-то незримо присутствует, но руку сам отдергиваешь (особо страждущим приобщиться рекомендую «Чекиста» Рогожкина). Разумеется, на пике слома эпох европейские кинофестивали очень благоволили к  кинематографу периферийных государств, к коим относится и Таджикистан, который сам по себе, возможно, никому и интересен бы не был, но как обломок «великого и ужасного СССР» попал в тренд и не важно, что сам по себе Худойназаров по мировоззрению был европейцем и закончил ВГИК, для Венеции молодой режиссер являлся скорее представителем «этнического кинематографа», но умеренно этнического, как тот же Эмир Кустурица, с которым Худойназаров эстетически созвучен. В общем, фильм вышел в актуальное время и пришелся ко двору фестивальной публике, но вот незадача – сейчас о нем мало кто знает и помнит, а жаль, ведь «Кош ба кош» и впрямь хорош.
Кош ба кош / 1993/ Бахтиер Худойназаров 2067960.jpg


Первоначальное предубеждение буквально с первой минуты фильма пошатнула прекрасная музыка Ахмада Бакаева. Именно нежная мелодия стала моим проводником в мир этой картины и не будь ее, вряд ли я стал бы мучить себя и пытаться проникнуться этой историей, показавшейся мне тусклой и безысходной, но именно музыка на титрах (ярких!) обещала некое предстоящее чудо и, да, оно случилось, хоть и не сразу. Первое что мы видим на экране – практически постапокалипсис: пустынный индустриальный пейзаж, грязные лужи и какие-то потрепанные жизнью таджики, играющие в кости на деньги, причем большая часть актеров явно непрофессиональные. Где-то за кадром почти нон-стоп раздаются звуки стрельбы, по реке плывет труп, до которому и дела никому нет, того гляди замаячит тень Евгения Юфита. Один из этих немолодых мужчин, Ибрагим, проигрывает все свои деньги и в запале ставит на кон «все движимое и недвижимое», а его не менее распалившийся противник идет на принцип и продолжает игру. Итог предсказуем -  Ибрагим в проигрыше. Среди этих мужчин лишь один выделяется молодостью и сравнительно модным прикидом (с учетом реалий времени и места действия) – это Далер, такой же нищий как и остальные, но не отягощенный вообще ни чем, его носит как перышко на ветру и все его смешит и радует. Далер бабник и инфантильный оболтус, но об этом нам еще предстоит узнать позже, а в начале зрителю демонстрируют Душанбе и его жителей и зрелище это почти сюрреалистическое: каждый занят какими-то своими мелкими делишками, кто на что живет вообще непонятно, где-то там стреляют, но «все привыкли», а по вечерам комендантский час и милицейские машины с мигалками. Тишины в этом городе не бывает даже ночью, война же, но при всем этом никаких разговоров о политике, максимум – кто-то уезжает, а почему – «все уезжают, зачем мне оставаться?». И вот на фоне этого «все уезжают» к Ибрагиму неожиданно приезжает красавица дочь, Мира. Откуда она и зачем приехала – этого нам не объясняют, но учитывая что она метиска, а держится свободно и без оглядки на патриархальные нравы таджиков, можно догадаться.
Кош ба кош / 1993/ Бахтиер Худойназаров img-120380-de797020ab.png
Мира красива и харизматична, играет ее испанская актриса Паулина Гальвес. Возможно, тот факт, что актриса иностранка, внес свою особую нотку в фильм – девушка действительно кажется совершенно нездешним существом, совершенно особенным и выделяющимся на фоне всех остальных. И дело даже не в том, что она красива, от нее исходит энергетика свободы и независимости, а это именно те черты, которые сразу привлекают к ней Далера, ведь именно история их любви и становится центральной. Собственно, с момента знакомства Миры и Далера сюжет как таковой уходит на второй план и фильм становится рядом зарисовок из их совместного побега от реальности к радостным приключениям и озорству, эдакому балансированию между приземленным и возвышенным, а начало предполагало исключительно свинцовые мерзости  - пришедшие за долгом к Ибрагиму, хлопочащую по хозяйству Миру относят к категории «движимого имущества» и собираются «изъять». Далер в момент «изъятия долга» всего лишь веселый статист, который и умыкнул девушку, всерьез взамен от нее ничего не требуя, но получив куда больше, чем мог рассчитывать  и даже нафантазировать.

Кош ба кош / 1993/ Бахтиер Худойназаров img-120381-35b1c90507.jpg
Особую прелесть развитию этого романа придает то, что Мира действительно носитель иной системы ценностей, чем местные (кого-то это привлекает, кого-то возмущает) и это то, что как раз и пленит Далера настолько, что он готов не только настаивать на чем-то, или барским жестом оказывать покровительство, но и взглянуть на жизнь шире и под иным углом зрения. Показателен момент, когда молодой человек предлагает девушке: «Будь со мной!». Она интересуется в ответ, а почему она должна «быть с ним», а не он с ней?  На что Далер искренне удивляется: «Ты женщина, так принято!». Мира начинает выбрасывать с трудом раздобытую еду и на возмущенные крики Далера отзывается: «Ну я женщина, я капризная, так принято». И это не выглядит как ода феминизму, Мира там ни разу не борец за права женщин и спокойно ходит стирать с местными таджичками не только свою одежду, но и Далера. Мира о праве другой личности быть не ведомым, а равноправным спутником, хоть по факту доминантом как раз становится именно она, что вполне логично, учитывая инфантилизм Далера, который к тому же еще и младше героини на несколько лет (что глубоко шокирует его мать, но не его отца и в этом есть своеобразная ирония – поддерживать патриархальные устои общества некоторые женщины готовы больше, чем сами «патриархи»).
Кош ба кош / 1993/ Бахтиер Худойназаров kosh.ba.kosh.avi.image6.jpg

И вот смотришь на эту неожиданную пару в интерьерах рушащегося города и ждешь подвох – ну стреляют же, ну кино 90-х в конце-то концов и заранее всех жалко. Ан нет, не пошел режиссер таким легким и очевидным путем, за что ему отдельный респект. Нет, однозначного хеппи-энда ждать не приходится, но открытый финал дает большую надежду на то, что все как-то устроится и это чудесное послевкусие фильма остается с тобой надолго, как нечто теплое и нежное. Разумеется, «Кош ба кош» ни разу не шедевр, но я снова и снова возвращаюсь к музыке из этого фильма и не исключаю возможность, что когда-нибудь даже пересмотрю его снова. Только вот это очень настроенческое кино и сначала в него нужно войти эмоционально, а потом не дай бог выпасть (не тот случай, когда можно поставить на паузу, попить кофейка и вернуться спустя некоторое время снова), но если уж все звезды сошлись, то тихое скромное удовольствие вам гарантировано.
А вот за кадром все было не так весело.  В архивном интервью режиссера нашел совершенно жуткую историю о том, как возвращаясь после съемок он и Паулина Гальвес попали в руки неких боевиков, которые увидев иностранные паспорта решили «;на всякий случай» их расстрелять и только счастливое стечение обстоятельств позволило им миновать этой участи. Так что, могли мы и не увидеть этого фильма, а сравнительно успешная карьера молодой испанской актрисы могла бы прерваться на «этническом фестивальном кино».
Фильм посмотрен в рамках тематической кинорулетки

Музыка из фильма. Не та, что была на начальных титрах, но тоже очень красивая!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я когда-то занималась фигурным катанием в Лужниках (перефразируя известный фильм: была таким мааааленьким очаровательным телёночком на льду, а потом выросла большая... что-что, что выросло, то выросло), и у нас в группе девочек-мальчиков было ...
С виду совершенно обычная. Темные волосы, солнечные очки не на пике моды, кепочка от солнца. Вы бы точно прошли мимо, если бы не одно большое НО... Ее планы на выходные... Когда кто-то слышит о ее любимом хобби, то сразу открывает рот от изумления, ведь... Ведь эта девушка любит не ...
Мне часто задают вопросы о переезде в Краснодар и Краснодарский край из Москвы и других городов. Я всегда рада помочь тем, кто выбирает Краснодар для постоянной жизни. Как вы помните, друзья, мы переехали в Краснодар из Москвы в июле 2013 года. Краснодар стал для меня лучшим городом ...
В связи с военным конфликтом в Украине, некоторые внутрироссийские проблемы ушли на второй план. Абсолютно не вспоминается столь острая совсем недавно тема как проблема незаконной миграции в Россию, рост этнической преступности. Но ведь где экономический кризис, там и рост ...
Спасибо за ваши ответы на опрос здесь: http://i-cherski.livejournal.com/1382365.html Очень показательная статистика получилась. Честно говоря удивлен. Думал, что порадуется куда больше народу, потому что футбол - это то немногое, что нам еще вроде не совсем по херу. ...