Корвет «Меркурий» введён в строй ВМФ России
bmpd — 14.05.2023 13 мая 2023 года в Балтийске состоялась [email protected]" target="_blank">торжественная церемония приёма в состав Военно-Морского Флота Российской Федерации нового корвета «Меркурий» проекта 20380 (заводской номер 1007) и подъема на нем Георгиевского Военно-морского флага. Церемония была проведена под руководством Главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова в день 240-летия Черноморского флота, в состав которого зачислен корвет.Корвет «Меркурий» проекта 20380 (заводской номер 1007) перед церемонией подъема Георгиевского Военно-морского флага и вступления в состав ВМФ России. Балтийск, 13.05.2023 (с) Виталий Незвар / ТАСС
Корабль был построен в Санкт-Петербурге на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (в составе АО «Объединенная судостроительная корпорация») и изначально строился под названием «Ретивый». Церемония закладки для ВМФ России двух корветов модифицированного проекта 20380 «Ретивый» (заводской номер 1007) и «Строгий» (заводской номер 1008) состоялась на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» 20 февраля 2015 года.
Первый их этих корветов «Ретивый» был выведен из эллинга Северной верфи 25 декабря 2019 года, а в феврале 2020 года он был введен в плавучий док для установки бульбового обтекателя, успокоителя качки и рулевого устройства, и последующего спуска на воду. Спуск корабля на воду был произведен 12 марта 2020 года. Как и с предыдущими кораблями серии, его строительство велось весьма неспешными темпами.
Напомним, что ранее Северная верфь осуществила строительство для ВМФ России четырех корветов проекта 20380 - «Стерегущий» (заводской номер 1001, головной корабль проекта 20380, строился с 2001 года, приемный акт подписан 28 февраля 2008 года), «Сообразительный» (заводской номер 1002, сдан ВМФ России 14 октября 2011 года), «Бойкий» (заводской номер 1003, сдан 16 мая 2013 года) и «Стойкий» (заводской номер 1004, сдан 18 июля 2014 года).
Дальнейшее строительство корветов для ВМФ России на Северной верфи предполагалось вестись по переработанному проекту 20385, по которому в 2012-2013 годах были заложен корветы «Гремящий» (заводской номер 1005, введен в строй 29 декабря 2020 года, 30 ноября 2021 года прибыл к месту базирования во Владивосток в состав Тихоокеанского флота) и «Проворный» (заводской номер 1006, сильно пострадал от пожара 17-18 декабря 2021 года на этапе подготовки к спуску на воду, в результате сдача корабля сейчас ожидается не ранее 2026 года). Однако ввиду того, что корветы проекта 20385 должны были в оригинальном исполнении оснащаться дизельными двигателями германской компании MTU, поставка которых стала невозможной ввиду введенных против России в 2014 году западных санкций, то ВМФ России в 2014 году решил временно вернуться к постройке корветов проекта 20380 по в очередной раз откорректированному проекту.
От предыдущих корветов проекта 20380 корабли «Ретивый» (заводской номер 1007) и «Строгий» (заводской номер 1008) отличаются главным образом установкой на них нового многофункционального радиолокационного комплекса «Заслон» с размещением неподвижных антенн в башнеподобной надстройке, аналогично корветам проекта 20385. Радиолокационный комплекс «Заслон» устанавливается также на последующих корветах проекта 20380, строящихся на ПАО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре, начиная с третьего корпуса «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (заводской номер 2103, введен в строй 25 декабря 2020 года).
Развитие серии корветов проекта 20380 должно было быть осуществлено в глубоко модифицированном (по сути новом) проекте 20386, в соответствии с чем АО «ЦМКБ «Алмаз» 17 апреля 2014 года подписало с Министерством обороны России контракт на выполнение опытно-конструкторской работы «Проект 20386». Церемония закладки головного корвета проекта 20386 под названием «Дерзкий» (заводской номер 1009) была произведена на Северной верфи 28 октября 2016 года. 23 апреля 2019 года в присутствии Президента России Владимира Путина на заводе была произведена церемония стыковки блоков корпуса этого корвета, тогда же переименованного в «Меркурий» в честь знаменитого брига «Меркурий».
Однако головной корабль проекта 20386 превратился в долгострой и до настоящего времени перспективы проекта 20386 остаются неясными. как и сроки ввода головного корабля в строй. Технический спуск корпуса корпуса корвета «Меркурий» проекта 20386 в низкой степени готовности был произведен на Северной верфи в начале марта 2021 года, и с тех пор его корпус остается на плаву без видимого продвижения работ. В связи с тем, что пополнение Черноморского флота корветом с высочайше утвержденным названием «Меркурий» таким образом откладывалось на неопределенное время, то по политическим мотивам было принято курьезное решение - 15 октября 2021 года уже почти завершенный на Северной верфи корвет «Ретивый» (заводской номер 1007) проекта 20380 был переименован в «Меркурий», а головному строящемуся корвету проекта 20386 (заводской номер 1009) было возвращено его изначальное название «Дерзкий».
Второй однотипный строящийся на Северной верфи корвет «Строгий» (заводской номер 1008) был технически спущен на воду в июне 2019 года, однако затем снова был возвращен в эллинг завода. Сроки его сдачи флоту неизвестны.
Корвет «Меркурий» таким образом стал шестым кораблем семейства проекта 20380/20385, сданным Северной верфью за 15 лет.
На церемонии подъема Георгиевского Военно-морского флага и вступления в состав ВМФ России корвета «Меркурий» проекта 20380 (заводской номер 1007). Балтийск, 13.05.2023 (с) Виталий Незвар / ТАСС
Видео (с) ТАСС :
|
</> |