Короткий век "фашистского" дирижабля

топ 100 блогов vikond6505.11.2024 Короткий век фашистского дирижабля

Конечно, все знают, как бескомпромиссно и целеустремленно СССР боролся с фашизмом. Гораздо менее известно то, как активно и взаимовыгодно он сотрудничал в довоенные годы с фашистской Италией в области авиации, судостроения, в производстве оружия и в целом ряде других отраслей.

А вспомнил я об этом, потому что сегодня, 5 ноября, исполнилось ровно 90 лет со дня первого полета крупнейшего и наиболее совершенного советского довоенного дирижабля СССР В-6 "Осоавиахим", построенного по проекту генерала итальянской армии Умберто Нобиле, которому сам дуче Муссолини лично присвоил звание "почетного фашиста". Вот, что писал о нем в 1928 году известный большевистский агитатор Владимир Маяковский:

Фашистский генерал на полюс рьяно лез.
На Нобиле благословенье папское.
Не карту полюса с собой он вез, а крест,
Громаднейший крестище и шампанское.
Аэростат погиб, спаситель — самолет.
Отдавши честь рукой в пуховой варежке,
Предав друзей, вонзивших когти в лед,
Бежал как трус фашистский генералишка.


Однако Нобиле считался одним из ведущих мировых специалистов в области дирижаблестроения, а советское руководство в начале 1930-х годов решило наряду с авиационной создать еще и дирижабельную промышленность. Но своих спецов не было, поэтому уже в 1931 году генерал получил официальное приглашение за хорошие деньги приехать в СССР и организовать в подмосковном городке Долгопрудный завод по производству дирижаблей. Никакие "непримиримые идейные разногласия", о которых постоянно трубила советская пресса, этому не помешали.

В следующем году, получив разрешение Муссолини, Нобиле с группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих прибыл в Долгопрудный и сразу развил бурную деятельность. Уже в 1933 году по его проекту и под его руководством был построен первый в Советском Союзе дирижабль полужесткого типа "СССР В-5", а в следующем - гораздо более крупный трехдвигательный "СССР В-6" длиной 104 метра, способный перевозить до 20 пассажиров и членов экипажа.

Этот воздушный корабль считался флагманом советского дирижаблестроения. В 1937 году он установил мировой рекорд продолжительности беспосадочного полета, продержавшись в воздухе 130 часов, то есть, более пяти суток, и пройдя за это время 4800 километров по замкнутому маршруту.

Однако история этого надувного шедевра оказалась короткой и трагичной. 6 февраля 1938 года "Осоавиахим" совершал полет над Карелией из Москвы в Мурманск. Это был пробный полет перед предстоявшей операцией по спасению эскпедиции Папанина со льдины, дрейфовавшей в районе Северного полюса.

Но до Мурманска В-6 не долетел, его подвела невнимательность экипажа и безобразное качество тогдашних топографических карт, имевших мало общего с реальной географией. Согласно карте, дирижабль летел над обширной болотистой равниной, поэтому из-за низкой облачности и снегопада высота была небольшой — всего около 200 метров.

Лишь в последне секунды перед гибелью воздухоплаватели увидели сквозь пургу, как прямо перед ними неожиданно выросла неотмеченная на карте гора высотой более 400 метров. Времени на маневры у них уже не было. Дирижабль врезался в эту гору с неблагозвучным названием Небло и взорвался. Погибли все 13 человек, находившихся в основной гондоле, а выжили только шестеро мотористов, сидевшие в задних мотогондолах.

Так нелепо погиб лучший дирижабль Советского Союза. А "фашистский генералишка" к тому времени уже отработал свой пятилетний контракт и вернулся в Италию. В 1939 году вышло постановление Совнаркома о прекращении строительства дирижаблей в СССР. Надувные воздушные корабли были признаны бесперспективными, а долгопрудненский дирижабельный завод перепрофилировали на выпуск аэростатов заграждения для ПВО, которые в Кремле сочли гораздо более полезными на будущей войне.

На заставке — Умберто Нобиле в форме генерала итальянских ВВС и его советское детище — дирижабль "Осоавиахим".

Короткий век фашистского дирижабля
"Советско-фашистский" дирижабль выглядел довольно внушительно, хотя, он был гораздо меньше таких гигантов как американский "Акрон" и германский "Гиденбург". Но судьба всех трех оказалась одинаково печальной.

Короткий век фашистского дирижабля
"Осоавиахим" и толпа провожающих перед стартом. На заднем плане - другой дирижабль "СССР В-7", также построенный по проекту Нобиле. Вскоре он сгорит в ангаре от удара молнии.

Короткий век фашистского дирижабля
"Осоавиахим" в полете.

Короткий век фашистского дирижабля neblo.jpg
Крушение "Осоавиахима" и зловещая гора Небло, ставшая братской могилой для 13 членов его экипажа.

Короткий век фашистского дирижабля
Колумбарий погибших аэронавтов на Новодевичьем кладбище.

Короткий век фашистского дирижабля
Обломки "Осоавиахима" на лесистых склонах горы Небло находили еще в послевоенные годы. На фото - подмоторная рама одной из мотогондол. Сам двигатель, очевидно, вывезли раньше.

Короткий век фашистского дирижабля
"Осоавиахим" в виде довоенной елочной игрушки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сообщения о том, что 10 пиратов, захваченных в ходе операции по освобождению ...
А вы знаете,как по португальски шапка?)-шапеу).Это я про про свою шапку)... Есть у меня одна такая).Долго она лежала в отложенных вещах.А в этом году достала и ношу.Холодно было,а она теплая.Но смотрюсь на себя в зеркало в этом головном уборе и что-то меня смущает,хотя все симпатично). ...
Убеждён в том, что спорт - это понятное абсолютному большинству граждан инструмент (механизм) консолидации общества, а не только профессиональная или любительская деятельность, направленная на предотвращение физической и моральной деградации нации (общества). Убеждён и в том, что ...
Не налили ...
У меня не хватает матерных слов. 21 век. Богатейшая ресурсами и умными во власти людьми страна. Единственная дорога, связывающая всю область в Центральной России. 10 лет я езжу в Костромскую область к своим родителям. И 10 лет одно и то же - это убитая в ноль дорога Кострома-Верхеспас ...