Коронационные платья русских императриц

топ 100 блогов ru_royalty14.05.2018
Коронационные платья русских императриц




Екатерина I


Коронационные платья русских императриц




Шелк, тафта, золотные нити; ткачество, шитье, аппликация

Платье было передано в Оружейную палату 23 мая 1724 г. «из комнат ее императорского величества через камердинера Козьму Спиридонова» в составе коронационного облачения императрицы Екатерины I. В комплект входили также «башмачки» из серебряной парчи, белые лайковые перчатки, чулки и подвязки пунцового цвета, вышитые серебром. Коронационное платье Екатерины I выполнено из малинового шелка репсовой выработки и украшено роскошной вышивкой. На купоне юбки шитые серебром фонтаны каскады чередуются с букетами, оплетенными кружевами, а в клеймах, образованных цветочными гирляндами, помещены аппликативные вышитые короны. Как отметил присутствовавший на коронации Ф.В. Берхгольц, платье Екатерины Алексеевны было сшито «по испанской моде». Судя по всему, подобное стилистическое решение коронационного костюма первой российской императрицы было заимствовано у западноевропейских монархов. Некоторые из них даже в XIX в. использовали в качестве коронационных костюмы в старинном испанском стиле.

Коронационные платья русских императриц



Анна Иоанновна


Коронационные платья русских императриц


Парча, шелк, кружево золотное; шитье.

Анна Иоанновна, вдовствующая герцогиня Курляндская и родная племянница Петра I, вступила на российский престол в 1730 году, после смерти Петра II. Ее коронационное платье было сшито из «новомодной» розовой узорной парчи, привезенной из Лиона - ведущего шелкоткацкого центра Франции. Цвет сохранился только в складках платья. Платье имеет плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVIII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать такой «колокол» в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье. Подол платья украшает роскошная кружевная сетка, сплетенная из золотных нитей. Особенно интересен шлейф, выполненный на подкладке из позолоченной парчи с муаровыми разводами. С помощью особой системы серебряных шнуров и кистей его можно было поднимать и драпировать. Есть основания полагать, что платье было сшито в России под руководством придворного портного, прибывшего из Курляндии вместе с Анной Иоанновной.



Елизавета Петровна


Коронационные платья русских императриц



Серебряный глазет, шелк, золотный позумент, ткачество, шитье

Екатерина II


Коронационные платья русских императриц



Парча, шелк, нить шелковая; шитье, аппликация, вышивка.

Коронационное платье императрицы Екатерины II было сшито в России в 1762 году. Оно выполнено из серебряной парчи в стиле рококо и состоит из корсажа, юбки с окружностью более пяти метров и шлейфа длинной 3 с половиной метра. Декольте и рукава украшены тонким льняным «брабантским» кружевом. Это единственное коронационное платье, основным украшением которого стало изображение герба Российской империи.

Коронационные платья русских императриц


Мария Федоровна
Само платье Марии Федоровны не сохранилось, есть только корсаж со вставками коронационного платья. Зато сохранились ее туфельки.


Коронационные платья русских императриц


Коронационные платья русских императриц


Елизавета Алексеевна


Платье выполнено из серебряного глазета, вышито серебряными нитями и блестками. Декольте и рукава обшиты кружевом, верхняя распашная часть платья напоминает жилет, складки на талии расходятся к подолу и образуют небольшой шлейф фигурной формы. К плечевым швам распашной части платья пришиты двухслойные фигурные ленты (рудиментарные откидные рукава), которые, перекрещиваясь сзади, охватывают талию с боков и спереди завязываются как кушак.


Коронационные платья русских императриц


Александра Федоровна


Парча, шелк, тафта, кружево, шелковые ленты, серебряные нити; ткачество, вышивка.

Императрица Александра Федоровна присутствовала на коронации в платье из серебряной парчи, украшенном высокорельефной вышивкой серебряными нитями. Нижняя его часть представляет собой платье с укороченным лифом и расклешенной юбкой, сшитое в точном соответствии с европейской модой середины 1820-х гг. Короткие рукава с буфами, имитирующие разрезанные на полоски двухслойные рукава XVI столетия, свидетельствуют о романтической ностальгии, характерной для европейского костюма первой половины XIX в. Передняя часть лифа украшена драпировкой с перехватом, под ним пришит крючок, служивший для крепления креста ордена Святого Андрея Первозванного, в результате чего бриллиантовая цепь, на которой был подвешен крест, образовывала две провисающие гирлянды. Верхняя распашная часть коронационного платья представляет собой род жилета со шлейфом, края которого, как и подол нижнего платья, обшиты рулом. Рукава-ленты, вшитые под углом в плечевые швы, свидетельствуют о том, что это «русское» придворное платье в его новой модификации. Декольте обшито блондами, а к плечам пришиты петли из белой тафты, предназначавшиеся, вероятнее всего, для крепления коронационной мантии.
Коронационные платья русских императриц



Мария Александровна


Глазет, серебряные нити, вышивка

Коронационные платья русских императриц



Мария Федоровна

Парча — Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы»; крой, шитье — Санкт-Петербург, фирма «Izambard Chancean»; вышивка — Санкт-Петербург, золотошвейный магазин «А. Ломан».
Парча, шелк, шелковые ленты, газ, серебряная нить; ткачество, шитье.

С начала XIX в. коронационные платья российских императриц шили исключительно в национальном «русском» стиле. Подобного рода платья, введенные в 1834 г. при российском императорском дворе в качестве обязательной парадной униформы, называли «шлейфами», или «сарафанами», а напоминали они, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан». Образцом коронационного «сарафана» является платье императрицы Марии Федоровны — супруги императора Александра III. Серебряная парча для платья императрицы была заказана в Москве в фирме Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX — начала XX в. Это платье было сшито в модном доме «Izambard Chancean», а роскошная орнаментальная вышивка серебром, покрывающая почти всю поверхность, выполнена в золотошвейной мастерской «А. Ломан». После коронации в Оружейную палату вместе с платьем императрицы были переданы белые шелковые ажурные чулки с вышитыми инициалами Марии Федоровны, белые лайковые перчатки и туфли из серебряного глазета на фигурном каблуке, украшенные на подъеме кружевным бантом, на которых сохранилось клеймо фирмы: «Алексей Егоров. Москва».



Коронационные платья русских императриц






Александра Федоровна

Коронационное платье последней российской императрицы Александры Федоровны, было изготовлено фирмой «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы», владелица которой Ольга Николаевна Бульбенкова была официальным поставщиком двора. Рисунок для вышивки заказывали нескольким московским художникам, в том числе и Михаилу Врубелю, однако императрица выбрала анонимный эскиз, автором которого в действительности являлась её фрейлина. Работа над вышивкой платья серебром и жемчугом продолжалась около года и была признана шедевром рукоделия.

Коронационные платья русских императриц

Коронационные платья русских императриц


Источник: Каталог «Церемониальный костюм Российского Императорского двора в собрании Музеев Московского Кремля»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Боди — вид обтягивающей одежды, закрывающей туловище. Может иметь короткие либо длинные рукава, «горло» может присутствовать или отсутствовать. Характерная особенность боди, отличающая его от леотарда, — то, что в паховой части оно застёгивается на кнопки. Вошло в моду в 1980-е годы. Явл ...
Пока все давятся в очередях за шарами от Кока-Колы в обмен на крышки с баллами (а предложениями о продаже по 1200 за штуку уже завален весь Авито), я вам сейчас расскажу еще об одной забавной акции. Точнее, о лотерее, которую придумали маркетологи магазинов OLDI. Такого даже я не ожидал. ...
Дзень добры, панове олигархи, светские львы, львицы и прочие иконы стиля, оставшиеся дома, а не улетевшие нахуй из Москвы на Евро. Посты про котлы и прочие аксессуары собирают много грамотных комментаторов, посему осмелюсь спросить вас. Скоро ...
Конкурс "ДЕЛО И СЛОВО" продолжается. Творческая команда благодарит всех участников и поздравляет прошедших в полуфинал. Вашему вниманию предлагаются две номинации: 1. Работа ( профессии) 2. Хобби ( увлечения) МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ...
Саксонский курфюрст Август Сильный был не только сильным, но и упрямым. Когда городской совет Дрездена в 1722-м году решил построить новую церковь в честь Богоматери, курфюрст не разрешил строить стандартный (хотя и очень большой купол) с деревянным каркасом и внешней оболочкой из ...