"Король свалился в лужу, и они ушли смеющиеся и полные надежды"

топ 100 блогов otkrytaja-kniga07.03.2015 У нас было время, когда казалось, что новая русская детская литература началась.

Было какое-то воодушевление, и всяческие премии появлялись, и вообще - вот-вот, казалось...
Потом, чуть позже, у меня наступило какое-то вроде бы разочарование. Попробовали многие, стартовали многие... а особых шедевров вроде бы и не появилось.
Ещё чуть позже я написал пост в том примерно духе, что как же так, где?
И мне ответили упрёком на упрёк, что вот, смотрите, есть они, их много, и тут вот, и вот тут, и здесь, и очень много...
К сожалению, это было уже время, когда я перестал понимать, в чём же прелесть этого нового, что с энтузиазмом выдавалось энтузиастами как многообещающее и долгожданное движение вперёд.
Я не смог оценить шедевральность жвалевских с пастернаками (не того, который, а та, которая), довольно вяло отреагировал на всеми признанный "Облачный полк" и уже с полным недоумением встретил волну обожания экзотических убыров... Осторожная моя надежда на русских поттеров-часодеев тоже угасла.

Что же осталось от первых пятнадцати лет Третьего Тысячелетия? Я не знаю... Уверенно сохранились тёплые воспоминания только об одной книге*. Она есть у меня даже с авторским автографом, но сейчас, хотите верьте, хотите нет, я повторяю эту небольшую статью без какого-либо желания напомнить о себе автору... Хотя и знаю - она, вроде бы, по-прежнему интересуется упоминаниями о себе в Интернете:)

Я не перечитывал эту книгу с того самого первого раза. Честно говоря, я боюсь. Я очень хочу, чтобы она осталась - хотя бы одна.

"Цирк в шкатулке" Дина Сабитова

Это удивительная вещь. И она закончилась. Будет ли ещё когда такое чтение? Я как ребёнок, у которого есть леденец, один-единственный, и его можно лизнуть раз неделю, аккуратно завернуть и спрятать до следующего праздника.
А потом – останется только фантик…

Сабитова для "Цирка в шкатулке" взяла лучшие качества старой, классической русской детской литературы - от Одоевского, Гарина-Михайловского, Аксакова - сохранив теплоту и интимность, семейность текста, при этом "обновив" стиль, не используя устаревшие приёмы, не впадая в "сентиментализм а ля Бернетт" (или, упаси бог, Чарской!). Также, не перешли в книгу Сабитовой избыточные, на мой взгляд, минорности старых русских шедевров. Это чётко видно в первой же сцене с Мариком – я боялся, что Рассказчик, поддавшись традиции, станет описывать классические гадости сиротской жизни – но Сабитова меня приятно обдурила! Да, невзгоды у Марика были, как же без них? Но умудриться так легко и мягко об этом сказать! Браво!

И ещё – чего нет или очень мало в старой русской детской литературе – это улыбки. Не приторно-сентиментальной, а обычной, весёлой, иногда шаловливой, порой ироничной. Сабитова и в этом преуспела – вся повесть играет. Недаром она о цирке. Смешинки рассыпаны везде, но это не хохмы, не хохот – это именно мимолётные, славные улыбки. Где-то они еле заметны, где-то чуть ярче видны, например, в сценах с Китценькой, или вот эта фраза с генералом:

- Меня зовут Гоша… а печенье у вас с корицей?

Обратите внимание – стилистика этой сцены абсолютно сказочная, чуть ли не игровая. Но в тексте она не выглядит фальшивой, не снижает уровня реалистичности. Так же как и разговоры зверей. Это гармонично вписано в мировосприятие автора, которое я с жадностью подхватываю.

Вообще, конечно, это сказка. И по законам сказки из её мира исключены многие реалистичные атрибуты. Ничего лишнего – и я всегда завидовал этому умению отделять нужное от ненужного. Не уничтожая души текста.

Образы повести. Они тоже "свои", не списанные из классики. Как ни странно, сложнее всего здесь, наверное, было бы с Мариком. Образ мальчика-из-приюта сделать одновременно реалистичным, привлекательным и оригинальным трудно. Особенно трудно угодить в этом мне – я очень капризен. Я ненавижу читать про глупых, злых, или слишком обыкновенных мальчиков – но как при этом не потерять убедительность? Как не угодить в ловушку приторного героя-паиньки-отличника?

Хочу обратить внимание на драматическое построение книги. Вернее, на антидраматическое, если, конечно, это можно так назвать. Объясню подробнее.

Все мы помним о катарсисах. Когда всем плохо, потом хуже, потом ещё хуже… а потом – если это история с хэппи-эндом – всем стало хорошо, все прослезились, порадовались и разошлись по домам. Основная масса книг построена именно так. И для меня такие книги, даже если они очень хороши – одноразовые. Ведь невозможно сделать вид при втором чтении, что ты уж совсем всё забыл. И катарсиса второй раз не достичь. Ещё – энергетический баланс. Драма выжимает тебя до нитки, и только в финале, может быть, выплеснет на тебя поток энергии, которая вся уйдёт снова в песок – ибо за время мучений всё в тебе пересохло и требует живительной влаги.

"Цирк в шкатулке" построен иначе. Уникален он или нет в этом смысле – я сказать не могу – сразу не приходят на память подобные вещи, но, возможно, они есть. Суть вот в чём. Книга состоит из множества сцен, в каждой из которых есть маленькая драматическая коллизия. Это-то обычно. Это есть почти в любой нормальной истории. Но!!! Особенность книги – почти в каждой сцене энергетический баланс ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. То есть, каждая сцена заканчивается всплеском энергии. И так всю книгу! Не от счастья к несчастью, а НАОБОРОТ! Идёт постоянная накачка светлыми эмоциями, и не натужно, не фальшиво, не так, как это делают какие-нибудь мантры. А именно по законам драмы-наоборот. Вот Марик попадает в цирк и его не прогоняют! Вот Марик встречает Шкатулку. Вот встреча Марика с Карамелькой. Игра Мелодиуса. Ослик Филипп встречает Льдинку. Туська катается с Филиппом. Тайна музыкальной шкатулки. Освобождение директора цирка. И наконец, конец 23-й главы, где все счастливы, где принцесса Карамелька "кажется, впервые в жизни видела клоуна".

Позабавило: "где специально для Марика накрыли сладкий стол и разложили на ковре несколько ярких игрушек. Это была работа спешно вызванного детского психолога, который уверял, что в таком окружении мальчик расслабится и легче пойдёт на контакт.
Марик вежливо выпил полстакана лимонада, посмотрел с недоумением на сидящего в ярком грузовике плюшевого верблюда и сказал, что готов ответить на любые вопросы"


Жаль, что я прочитал первые две трети книги уже давно и могу говорить о них сейчас только общими словами. Но, пока не стёрлись свежие сцены, напишу хотя бы о них.

Книга кажется простой и лёгкой, но она вобрала в себя самые разные настроения. Вот, например, начинается тема "тумана". Магазины и учреждения "закрыты на туман". Королева идёт во мгле, Королева встречает Лошадь, две грустные темы соединяются, largo. Карамелька ушла в потерянную страну в волшебном шарике. Мне вспомнились удивительные сказочные повести Турмуда Хаугена – этой темы ещё не было в книге. Да-да, "Цирк в шкатулке" притягивает в себя, не повторяя, но именно собирая, как на карнавал, на странное таинство, самые разные Истории – от Диккенсовских и Мало, до "Девочки и слона" и "Трёх толстяков". От "Каштанки" до "Исчезнувшего дня" и повестей про Эмиля и про мальчика "из спичечной коробки" Кестнера. Я даже уверен, что Рассказчик не то что нарочно это делала – но они сами собрались тут, чтобы получилась нечто новое, уютное, чарующее.

Дальше, продолжение "встреч в тумане": Китценька и "фрейлина в горошек". Тема "тумана" меняет многое, меняются – неуловимо, но как значимо! – тональности. Разговор Китценьки и фрейлины – это совсем другое, чем их первая встреча. И тут же – не обойтись без искорки-смешинки: "А зачем это нужно – кидать в королеву шалью?"

Встречи, встречи, встречи. И разговоры. И многое-многое меняется в отношениях героев за эти несколько страниц – психодинамика этих коротких нарезок, сценок-встреч в тумане – невероятно высока. И гармонична.

Ослик и Льдинка:

"…я заблудилась… и мне показалось, что я совсем одна на этом свете… а потом появилась королева – ещё более одинокая, чем я. А потом откуда-то вышла Миска и довела нас назад. Это было чудо, и, оказывается, именно ты попросил её нас найти…"

Мелькают загадочные искорки-совпадения – шаль Иды от фрейлины попадает к Китценьке, и потом – к королеве. Это как раз те совпадения, которые не "рояли в кустах", а цветы в окошках. Они – не для движения сюжета, они не снижают убедительность повествования, а наоборот, придают ему особую прелесть.

Королева изменилась. Вот её фраза, разве она могла сказать её в начале: "У вас рыжие волосы. У всех, кого я люблю, тоже рыжие волосы".

Разговор Иды и Эвы – это просто одно волшебство. Каждая фраза, вытаскивает за ниточки целые пучки смыслов, подготовленных предыдущими сценами.

И вот сцена, когда Ида возвращается в себя, от строчки к строчке всё сильнее, всё пронзительней…

"…мы ходили на ярмарку, и я выиграла этот шарик в тире. Карамелька была им так очарована, просто задохнулась от восторга".
"Потом родилась Карамелька… Комната была маленькая, но уютная. Помню, на окнах висели занавески с рыбками и морскими коньками. Над кроватью тикали ходики. В палисаднике перед окнами… мы сажали цветы – ирисы, пионы, флоксы, мальву, астры…
…Знаете, ведь я тогда сама сочинила ей несколько колыбельных. Она очень любила одну из них, про зябликов…"


Вообще-то, мне уже несколько страниц что-то тянет в слёзы, чёрт. Но дело не только в этой Истории. Врывается Прошлое, моё, настоящее, а я очень слаб к нему…

История близится к финалу.

"-Но вы можете открыть шкатулку!
-Да, я могу открыть шкатулку. Мы откроем её и, например, увидим там фигурку королевы. И что вы станете тогда делать?"


И – виртуозный финал главы. И начало нового витка: шкатулка открыта.
А дальше…

Но про последние главы я писать не хочу. Это сплошной фейерверк радости. Не только в книге…

Мне только жалко одного. Мальчишки могут решить, полистав книгу, что она для девчонок. А это совсем не так. Обидно будет, если её не сумеют правильно позиционировать. Она – для всех. Так же, как и книги Несбит, которые у нас стали "любимыми книгами девочек"…

Очень хочется, чтобы именно мальчишки читали побольше и таких книг. Им, мальчишкам, этого здорово не хватает.

*Впрочем, я соврал! Нечаянно! Есть ещё парочка книг... но о них позже...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
читала тут какуюто хуйню и наткнулась на обсуждения девачек, что если переспать с мужуком на первом свидании.... то дальше ничё не получится...потому что он сразу решит что вы шлюха! ну ладно....я допускаю что так может думать вьюнное создание... но когда такое слышишь от взрослой тётки ил ...
Добрый день, уважаемые сообщники! Имеется девочка 11 лет - умничка, хорошо учится, очень много читает. Хотелось бы подарить ей на Новый год хорошую книжку по возрасту, интересует только художественная литература. Гарри Поттер и Динка уже проглочены, много читает так называемые ...
gras48 все записи автора Что подать к чаю? Что лучше носить к чаю на работу? Для того чтобы организовать чаепитие, недостаточно купить и заварить чай хорошего сорта. К ...
Нет финансового обеспечения на развитие, но есть на не дешёвую диагностику — скажите мне фантомов из моей семье* Вопрос — а зачем ? Что потом с этим делать ?  Я могу обобщённо сказать — что бы вам дали даже партнёра с Душой — ЭТО НАДО ЗАСЛУЖИТЬ ! Фантомов 50% в общей базе, но ...
20*27.8 см. бумага Arches 185 гр/кв.м Ну и я, кажется, дозреваю до идеи продавать таки какие-то работы. Я скинула сюда основное https://fotki.yandex.ru/users/dianayus/album/169014/ , если есть желающие что-то приобрести, то прямо там можно и писать, ну или в любой удобной вам фор ...