Конго, часть I: С древнейших времен и до последней трети XIX-го века....
borianm — 27.03.2017
С самого начала уточню – в своем цикле я постараюсь быть
максимально нейтральным, именно потому, кстати, я стараюсь не
заниматься отечественной историей, как в узком, так и в
широком смыслах – там подсознательно сложнее действительно
нейтрально рассматривать картину, такова уж человеческая природа.
Даже если вы захотите где-то увидеть расизм, то вы его
увидели ошибочно. Мне доводилось общаться и работать с очень
достойными чернокожими, как африканского, так и американского
происхождения, и любой расизм кроме узкобытового мне чужд…
Начнем с краткого изложения истории этого региона до начала
известных событий. Скорее всего, 2-3 тысячи лет назад данные
территории заселяли люди, чей антропологический тип значительно
отличался от привычного нам образа африканского негра, из которого
собственно путем кропотливой селекции и образовались негры
американские, бразильские и прочие вне-африканские. Причем, что
характерно, чем дольше продолжалась эта работа, тем качественнее
получился продукт на выходе! Считается, что основное население
тамошних лесов и саванны в то время составляли два иных подвида
вида Хомо Сапиенс – пигмеи (негрили), и койсаны (бушмены),
которые вообще ныне считаются первой ветвью, отколовшейся от общего
дерева нашего вида так давно, что они имеют иное строение гортани,
оптимизированное для произведения щелкающих звуков, которые никто
кроме них произносить не в состоянии. Не говоря уже о том, что их
внешность заметно отличается от привычного стереотипного образа
темнокожего африканца.
И тут, где-то три-три с половиной тысячи лет назад (т.е. когда
кое у кого уже была письменность, культура и т.п.) к югу от Сахары
предки нынешних банту-язычных негров (не они одни, был и
другой центр, на территории современного Судана, но он для нас
менее интересен) в первом, максимум втором тысячелетии до н.э.
замутили свою неолитическую революцию с подсечно-огневым мотыжным
земледелием и ямсом, а позднее и металлообработкой с ритуальным
каннибализмом. Было ли это влияние культур Средиземноморья или
собственное достижение, сейчас судить сложно. Там вообще сложно с
историей и археологией из-за специфики почв, растительности, но
главное – нынешней политкорректности. Раньше считалось, что очаг
этой культы находился собственно на плоскогорье Катанга, но сейчас
пришли к тому, что бантуязычная экспансия началась с территории
Нигерии и Камеруна, а в богатую рудами Катангу они пришли несколько
позже, уже в первых веках нашей эры, осели и, освоив в первом
тысячелетии уже нашей эры металлургию меди и железа,
двинулись дальше на запад, восток и юг. И, как считается, пик
экспансии банту пришелся непосредственно на 10-16-й века нашей
эры…Так или иначе, в результате они довольно быстро набрали
там силу и, буквально за несколько веков, выбили или частично
ассимилировали охотников и собирателей на огромных территориях,
подходящих для их способа земледелия, загнав остатки последних или
в глухие леса, как пигмеев, или в пустыни и полупустыни Южной
Африки, как готтентотов… По этому признаку банту в целом вполне
уместно сравнить, скажем, с индоевропейцами…. В масштабах своего
континента они вполне себе достигли успеха!
А потом началась стагнация… Мотыжное земледелие на бедных
малоазотистых почвах и местные агрокультуры преимущественно ямса и
сорго не обеспечивало достаточного уровня прибавочного продукта,
чтоб выйти на следующий технологический уровень, ни одно
животное из местного «зоопарка» не было одомашено, а животные,
полученные от иных цивилизаций с Северо-Востока, как правило,
в местных условиях не выживали из-за неспособности адаптироваться,
а главное - болезням. Но даже с учетом всего этого бантуязычные
негры проводили активную экспансию, и в регионах, где можно было
разводить скот, освоили также скотоводство коров. Но на
интересующей нас территории со скотоводством не особо заладилось.
Даже позднее, в славные времена Бельгийского Конго в регионе
с животноводством было откровенно плохо.
Большинство населения находилось все еще на стадии разложения
первобытно-общинного строя, а т.н. «государства», которые
некоторые толерантные ученые пытаются там найти представляли собой
просто разросшиеся вождества, держащиеся, как правило, на
личности собственно вождя, сумевшего покорить соседние
племена, и сменяли друг-друга как в чехарде…
Это в отличии от прочих фото не Конго, но рядом - очень уж щит
из зёбры хорош!
Из интересного мне – военное дело у местных племен было
примерно на уровне древнейших цивилизаций. Как и там, основу
составляли воины с крупными ростовыми щитами, чаще всего обтянутыми
шкурой – нам наиболее привычен их зулусский вариант с покрытием из
шкур коров, но у земледельческих и лесных племен покрытием служили
шкуры диких животных, особенно хорошо защищали варианты из
толстошкурых - слонов и бегемотов.
Основным орудием были дротики с крупными широкими
наконечниками и топоры, в которых явно прослеживается происхождение
от каменных прототипов, где ударная часть (железко) вставлялась в
комлевидный конец топорища. Луки, впрочем относительно слабые
т.н. «простые» и стрелы считались скорее охотничьим оружием…
Оружием вождей были широкие листовидные короткие мечи, сильно мне
напоминающие некоторые античные образцы. Строй известен не был и
как правило воевали классическим «обезьяним» полумесяцем. Схватка
редко переходила в ближний бой, за исключением вождей и героев, в
основном обе стороны перестреливались и перекидывались дротиками…
Местное железо было весьма низкого качества, потому оружие весьма
массивно... У некоторых племен в ходу были виды оружия весьма
причудливой формы, по большей части не для боя, а для ритуальных
жертвоприношений....Канибализм был не только героическим прошлым,
но и банальнам настоящим африканского человечества...
И тут приплыли португальцы. Сразу оговорюсь, что останься
Африка сферической и в вакууме, то рано или поздно на конголезских
банту нашлись бы свои «тутси», суровые воины-скотоводы-нилоты, с
«рыцарской» конницей, длинными мечами, доспехами и т.п. которые бы
их покорили и ими правили, как произошло восточнее, с тутси и хуту…
С другой стороны, если брать Африку не сферической и не в вакууме,
но исключить фактор европейцев, то не стоит забывать и об арабах –
иной культуре рабовладельцев и воинов, идущих с другой стороны…. Но
исторически не сложилось. Первыми стали португальцы, принеся
ружье и крест….
Их очень быстро заинтересовало, прежде всего, главное
богатство Черного континента – человеческий ресурс. К тому времени
темнокожие рабы-африканцы вовсе не были для жителей Иберийского
полуострова, взаимодействовавшими с исламской культурой столетиями,
в новинку. А тут еще открыли Бразилию, где была острая нужда в
рабочей силе, способной действовать в тропических условиях…
И понеслось! Правда, приписывать одним португальцам все грехи
несколько неверно. А то еще как Билл No-penetration-no-sex Клинтон
во время поездки в Африку в 1998-м официально придется извиняться
за рабство. Собственно португальцы долгое время удерживали только
сеть портов-факторий на побережье, торгуя с местными племенами.
Причем основными товарами, которые их интересовали, были слоновая
кость и рабы, а основным платежным средством – вовсе не бусики,
зеркальца и т.п. подобная мишура, а вполне себе огнестрельное
оружие и боеприпасы… Так что в данном случае каждому африканцу надо
для начала задуматься, прежде чем требовать от белых людей
покаяния, чей он потомок – рабов или работорговцев?
Опять же, мы традиционно смотрим на рабство несколько
однобоко, зачастую не понимая, что для конкретных проданных в
рабство людей альтернативой была только смерть, от голода или рук
врагов. Конкретные территории могли прокормить строго определенное
количество постоянно размножающихся людей, потому именно в этом
ключе надо рассматривать продажу в рабство в плодородные, но
относительно малозаселенные регионы, где была нужда в крепких
рабочих, а иногда и воинских, руках, что тут, что скажем у славян,
тюркских кочевников или черкесов…
В то же время ни португальцы, ни иные «колонизаторы» в глубину
континента далеко не проникали, ютясь вдоль берега. Дело в том, что
это эндемичный регион болезней, весьма опасных даже для туземцев, и
смертельно опасных для белых: тропической, самой тяжелой, малярии,
она, похоже, из этого региона и происходит, «сонной болезни»,
разносимой знаменитой мухой це-це, которая не менее опасна для
скота, чем для людей, а так там, пожалуй, полный набор: холера,
желтая лихорадка, Эбола, геморрагические лихорадки Конго и
Марбург, лёгочная чума. Плюс местные племена вполне уже
ознакомились с огнестрельным оружием, обращаться с которым
предсказуемо особо не умели, но, во всяком случае его не
боялись…
Впрочем в немногих глубоких экспедициях на территорию нынешней
Анголы, где условия и противник были схожими, если вы посмотрите на
карту, то поймете почему, португальцы продемонстрировали что пехота
с аркебузами и стальным оружием - полупиками и мечами, если хватает
людей построиться в каре, способна в принципе при достатке
боеприпасов отбиваться от любого количества туземцев. С другой
стороны португальцами в регионе начало усиленно насаждаться
христианство. Впрочем с ритуальным каннибализмом и традиционном
многоженством оно стыковалось плохо. Именно принимающие
христианство прибрежные или приречные племена и стали основным
орудием по отлову и транспортировке рабов из глубин страны...
Так продолжалось довольно долго, пока, наконец, прогресс,
отменивший устаревающее рабство, которое последней отменила
примерно в те годы Бразилия, но жаждущего иных ресурсов, не
потребовал от белого человека ринуться вглубь Африки. Причем к
моменту проникновения белых людей на территории, которые ныне
составляют ДРК (ну и соседние тоже), что произошло в последней
трети, а скорее даже четверти XIX-го века, регион активно
осваивался арабами, строившими свою собственную торговую империю со
слоновой костью и чернокожими невольниками…
В следующей серии у нас будет Леопольд, которых "давайте жить
дружно", Свободное государство Конго с винчестерами и пулеметами,
ну и собственно колониальный период Бельгийского Конго....
Да, и по Конго периода от обретения независимости и до окончания
т.н. конголезского Кризиса, а также обострений 77 и 78-го годов я
собрал около 500 приимущественно "военных" фотографий :). Но
минимум треть из них - шведы - все же у германских народов какая-то
маниакальная страсть фотографироваться...