Кому война, а кому мать родная...

топ 100 блогов amarok_man16.12.2016

Кому война, а кому мать родная...

Пока страна и народ в борьбе с гитлеровской Германией напрягали все силы в тылу и на фронте, находились расхитители народного имущества. Преступники имеющие доступ к дефицитному продовольствию воровали его и затем продавали по спекулятивным ценам. Здесь представлены сканы документов НКВД о таких случаях. Не удивлюсь если персонажей, о которых сообщается в рапортах, "Мемориал" считает невинно пострадавшими.


1944 год. Докладная линейной милиции в Актюбинский обком партии о фактах припрятывания товаров в ОРСе ст.Актюбинск

Кому война, а кому мать родная...

Докладная записка  адресована секретарю Актюбинского обкома партии Тайбекову. Гриф «совершенно секретно», исходящий от 22 ноября 1944 года.
Документ подписан начальником Линейного отделения милиции НКВД  ст.Актюбинск мл. лейтенантом Гусевым.
Милицией 16 ноября была проведена внезапная проверка четырех точек районного ОРСа станции Актюбинск, в том числе базы ОРСа.
Было обнаружено припрятывание товаров под прилавков. Зав. магазина №2 Олейникова пояснила, что  от начальника торгового отдела райОрса Малафеева было указание без его ведома товары не реализовывать.
Приводится список товаров с указанием цены и количества. Мыло, табак,  спички, нитки – самые необходимые и ходовые товары.Аналогично и по базе ОРСа.  Только количество товаров еще большее.
Начальник линейного отделения милиции в заключение пишет, что в результате такого припрятывания рабочие вынуждены покупать все это на рынке. Совсем по другим, многократно завышенным ценам.
Документы из  государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №13, арх. дело №27 http://myaktobe.kz/archives/36735
В общем, в торговле все как всегда. И в войну у работников торговли,  при всеобщем катастрофическом дефиците товаров, было еще больше возможностей для злоупотреблений и спекуляции.

1944 год. Докладная линейной милиции в Актюбинский обком партии о крупном хищении государственного нормированного хлеба в Актюбинске

Кому война, а кому мать родная...

Кому война, а кому мать родная...

Докладная записка  адресована секретарю Актюбинского обкома партии Тайбекову, а копия секретарю горкома Киселеву и секретарю парткома Узла Гнеушеву. Документ подписан зам. начальника Линейного отделения милиции НКВД  ст.Актюбинск мл. лейтенантом Гусевым.
Даты нет, но внизу документа имеется резолюция, датированная 1 сентября 1944 года.
Начальник линейного отделения милиции сообщает, что ими вскрыта группа, расхищавшая государственный нормированный хлеб. В нее входили:
1. Контролер Облторга Ситдиков Мухтар, 1924 г.р., член ВЛКСМ.
2.Печатник газеты «Актюбинская правда» Ступенко Афанасий, 1908 г.р.
3.Наборщик типографии «Актюбинская правда» Шофиев Хайбрахман 1916 г.о., судим по ст.166 УК РСФСР (Тайное, а равно открытое похищение лошадей или другого крупного скота у трудового земледельческого и скотоводческого населения —  лишение свободы на срок до пяти лет.
Те же действия, совершенные повторно или по сговору с другими лицами, —  лишение свободы на срок до восьми лет)
.4. Продавщица ларька ОРС Депо Гавлик Мария 1914 г.р.
5.Зав. маршрутного ларька ОРС Депо Лодякова Клавдия 1918 г.р.
Вызывная паровозного депо Дихтярева Мария 1889 г.р.
Возглавляли хищническую группу Ситдиков, Лодякова и Гавлик.
Ситдиков, работая в карточном бюро, в феврале 1944 года выдал хлебных талонов на 200 кг., недостача образовалась у продавщицы Галик. После чего в апреле Ситдиков взял у Гавлик один наркомовский талон как образец и отдал его Ступенко и Шрфиеву, которые подобрали шрифт в типографии и стали делать на тискальном станке фиктивные наркомовские талоны.
На них в течение 4-х месяцев  похитили  4000 кг. хлеба, 400 кг. колбасы, 80 кг. сахара.
За  изготовление фиктивных талонов  Шофиев и Ступенко получили от Ситдикова 24 тысячи рублей.
Ситдиков фиктивные талоны передавал Лодяковой и Гавлик, которые отчитывались перед картбюро этими талонами и брали с ларька в неограниченном количестве хлеб, сахар и колбасу, реализовывали на рынке Актюбинска, после чего пьянствовали.
Лодякова и Гавлик через вызывную Дехтяреву (в тексте с буквой «е» в первом слоге) реализовали печеного хлеба на 20 тысяч рублей.
Через члена партии Рембовскую Веру, работающую нарядчиком паровозного депо ст.Актюбинск, реализовали печеного хлеба и сахара на 10 тысяч рублей.
Сообщается, что все вышеуказанные лица арестованы по Закону от 7 августа 1932 года, за исключением члена партии Рембовской, на которую милиция просит дать санкцию на арест по тому же Закону от 7.08.32г.
Внизу документа имеется рукописная резолюция: « на арест Рембовской согласен«.  Подпись, судя по всему, первого секретаря обкома партии Тайбекова.
Хищение масштабное, да еще и способ нетривиальный. Интересно, как 20-летний Ситдиков попал работать в квартирное бюро? А ведь там были и ранее хищения и злоупотребления.
Документы из  государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №13, арх. дело №27.http://myaktobe.kz/archives/36702

1944 год. Запрос областной милиции в Актюбинский обком партии на привлечение к уголовной ответственности председателя колхоза за хищения и злоупотребления

Кому война, а кому мать родная...

Кому война, а кому мать родная...

Докладная записка под грифом «совершенно секретно» от  августа 1944 года, подписанная зам. начальника управления милиции НКВД по Актюбинской области ст. лейтенантом милиции Утемисовым и зам. начальника ОБХСС  УМ  НКВД мл. лейтенантом милиции Сумцовым.  Адресована секретарю обкома Тайбекову.
Сообщается, что председатель колхоза имени Дзержинского Мартукского района Линник Иван Семенович занимается хищением семенного зерна и другими злоупотреблениями.Приводится факт хищения 120 кг. семенного проса, двух баранов, взятых председателем себе и съеденных.
Он же допустил накопление средств, собранных от колхозников за пастбища, в сумме 35 тысяч рублей, которые счетоводом Волковой не были сданы в кассу колхоза.
Линник, имея связь с Волковой, дал ей расчет и последняя выехала неизвестно куда, не сдав в кассу указанную сумму.
На основании этого милиция просила санкцию на привлечение председателя колхоза к уголовной ответственности. На арест Линника санкция не запрашивается.
Документы из  государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №13, арх. дело №27http://myaktobe.kz/archives/36621
1944 год. Запрос областной милиции в Актюбинский обком партии на арест и привлечение к уголовной ответственности председателя колхоза и завфермой за хищения и разбазаривание

Кому война, а кому мать родная...

Кому война, а кому мать родная...

1944 год. Запрос областной милиции в Актюбинский обком партии на арест и привлечение к уголовной ответственности директора совхоза, других руководящих работников и прочих лиц за хищения и разбазаривание

Кому война, а кому мать родная...

Кому война, а кому мать родная...

Кому война, а кому мать родная...

Кому война, а кому мать родная...

Докладная записка под грифом «совершенно секретно» от 11 августа 1944 года, подписанная зам. начальника управления милиции НКВД по Актюбинской области ст. лейтенантом милиции Утемисовым и зам. начальника ОБХСС  УМ  НКВД мл. лейтенантом милиции Сумцовым.  Адресована секретарю обкома Тайбекову.
В отличие от предыдущего документа здесь речь идет о совсем другом масштабе.
Директор Хобдинского мясосовхоза Есимбеков Айтмухамбет, директор Хобдинского отделения Облторга Ильясов Нуртай, имея связь с директором Треста совхозов Снегиревым занимались систематическим разбазариванием хлебопродуктов, продовольственных и промышленных товаров из полученных продуктов для рабочих, служащих, иждивенцев Хоблинского мясосовхоза за счет завышения контингента. Произведенной ревизией установлено следующее:-Численность контингента рабочих и служащих совхоза, даваемая директором совхоза в отделение Облторга,  оказалась в два раза больше, чем фактическая,, — в апреле 1944 года дано Облторгу на 1225 человек, в действительности – 690. Вследствие этого перерасход муки составил 4,5 тонны.
-По распоряжению директора совхоза Есимбекова и по его же запискам отпущено 990 кг. муки.
-Имелись двойные ведомости: к отчету в совхозе приложены раздаточные ведомости на муку, на которых подписи получателей выполнены одной рукой; в то же время в Хобдинском отделении Облторга предъявлены другие ведомости – с подписями получателей и на меньшее количество муки. Разница составила 5 тонн 210 кг.
-Поступившие нормированные продукты: рыба – 291 кг., чай – 47 кг., масло растительное 47 кг., кондитерские изделия – 257 кг. не имеют оправдательных документов на расход. Часть этих продуктов разбазарена директором рай. Торга Ильясовым и директором совхоза Есимбековым в Актюбинске и в совхозе.
-При перевозке муки и зерна с Хобдинской экспедиции, находящейся в Актюбинске, в совхоз или наоборот, были систематические недостачи продукции, на которые составлялись акты.
Таких актов было 17 на 902,5 кг. муки. Мер никаких не принималось, недостачи ни с кого не взыскивались.
По показаниям причастных лиц эта продукция распродавалась, а деньги или купленные на них товары делились. Есимбекову лично давались деньги и товары.
Так, возчик Нуржанов, у которого была 480 кг. недостача, показал, что в Актюбинске в  экспедиции получил муку, из которой им было продано 200 кг. (по 100-125 рублей за килограмм) на сумму 25 тысяч рублей, на них частично куплен чай, деньги и чай раздал  возчикам и другим лицам.
Старший механик совхоза Мамбетов после такой же поездки  в Актюбинск имел недостачу 25 пудов муки (400 кг.). он дал директору совхоза костюм и ботинки и разговор о 25 пудах недостачи затих.
Были найдены и допрошены свидетели, покупавшие в Актюбинске муку у Мамбетова.
Приводятся и другие факты.
В частности, продуктами совхоза, находящимися в экспедиции в Актюбинске, распоряжался директор Треста совхозов Снегирев. Так, на допросах подтвержден факт отпуска 150 кг. муки.  Экспедитор Лупоносов однажды доставил на дом Снегиреву 10 литров растительного масла и 78 кг. рыбы. Директор отделения Торга Ильясов (иногда в документа –Ельясов) в беседе с главным бухгалтером Треста совхозов сказал, что с экспедиции брали муку, сколько хотели, как-то директор Треста Снегирев и бывший заместитель этого Треста Бурайтес – около тонны.
При снятии в ходе ревизии наличия зерна и товаров на складе мясосовхоза обнаружено 64 центнера 16 кг. разного сорта семенных культур, как в недостаче. так и в перерасходе.
По имеющимся у милиции данным за период с октября 1943  по июнь 1944 года 12 тонн 237 кг. муки похищено и разбазарено указанными выше лицами.
На основании изложенного милиция просила санкцию на арест и привлечение к уголовной ответственности директора Хобдинского мясосовхоза кандидата партии Айтмухамбетова (так ошибочно из имени Есимбекова сделали фамилию), бывшего директора отделения Торга  Ельясова Нуртая, директора Треста совхозов (областная структура)  члена партии Снегирева Григория Николаевича, ст.механика Хобдинского мясосовхоза Мамбетова Ромазана и других работников Хобдинского м/совхоза и Треста совхозов.
В документе, как уже говорилось, имеются ошибки в напечатании фамилий директора совхоза и начальника райотделения Облторга.
Вот так припеваючи жили в войну некоторые. Возможно, что и лучше, чем до войны. Все рождения от 1907 до 1914 годов, самый призывной возраст.
Документы из  государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №13, арх. дело №27.http://myaktobe.kz/archives/36616

документы взяты отсюда: http://myaktobe.kz/archives/category/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8/1944-%D0%B3%D0%BE%D0%B4/page/2

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
В Сочи вчера улетел, сегодня обещал вернуться. ...
Когда я была советская школьница , меня исключили из пионеров .Там дело вот как было .В Москву первый раз приехал чехословацкий "Луна-парк" (признавайтесь,кто помнит ?!).Но как-то все не получалось сходить. И вот последний день .Завтра этот чудесный ...
Кронпринцесса Виктория, принц Даниэль и их дочка уже (в час дня по местному времени) отправились из больницы домой. UPD : Завтра, в пятницу, на заседании правительства, король Карл Густав объявит имя и титул новорожденной принцессы. Ну а пока ...
         В начале 1920-х годов у Пикассо на его полотнах начинают появляться небывалые до сих пор женские фигуры, которых Гертруда Стайн иронично окрестила "Большие женщины". А вот и сама влиятельная дама в литературно-художественных кругах ...