Кому на Руси за счет современного искусства жить хорошо?!
rovego — 03.08.2012 С интересом наблюдаю, как в последнее время активизировался Марат Гельман, чья наиболее заметная заслуга на сегодняшний день – развитие художественного вкуса у ни в чем не повинных пермяков. На фото, к примеру, пермская «поленница» - арт-объект современного искусства, которая стоила несколько миллионов.Весьма уважаемый мной писатель Алексей Иванов, помнится, о Марате Гельмане (руководителе странного проекта «Пермь – культурная столица Европы») говорил очень много плохого. Для Иванова – Пермь и ее окрестности – не только любимая Родина, но и предмет культурного исследования (один только фильм «Хребет России» чего стоит). А для Гельмана Пермь, - подозревал это с самого начала, – предмет освоения бюджетных средств. Все эти красные человечки, непонятные деревянные конструкции и прочие «объекты современного искусства», которые, убежден, никакой художественной ценности не представляют – остались в Перми напоминанием, как умелый демагог от искусства может развести власти. Проект изначально представлял собой хаотичный набор культурных акций и объектов – чтобы запутать и критиков, и руководителей края. Отношение населения к данному проекту резко отрицательное. Пермь не знает сегодня, что делать с так называемым «наследием Гельмана». Вроде бы, деньги потрачены, и сносить все эти арт-объекты жалко, но в то же время мириться с этим «искусством» большинство горожан не хочет.
Губернатор Пермского края Чиркунов, есть подозрение, действительно верил в этот проект, хотя в блогосфере вдоволь потешались над вкусами «современных художников» и пермских властей. Механизм освоения средств отлично описан в прессе, он следующий. Финансирование проекта, в основном, осуществлялось из бюджетных средств, выделяемых на культуру. Кроме того, регулярно выбивались дополнительные целевые средства, а также спонсорские деньги . По закону края, деньги выделяемые спонсорами на социалку позже вычитаются из налогов. То есть фактически и это тоже бюджетные средства. Гельман является директором Краевого государственного автономного учреждения «Пермский центр развития
дизайна». По закону учреждение может заключать договора без проведения конкурсов. То есть средства «на культуру» расходовались вообще бесконтрольно.
Пока при губернаторе Чиркунове схема работала без сбоев, Гельман был всем доволен. Но теперь, как только его стали отлучать от бюджетной кормушки, он вдруг стал ярым «оппозиционером», и выступает с резкой критикой властей.
Между тем, на днях газета «Версия» (http://versia.ru/articles/2012/jul/30/gelmantoz_kulturnogo_prostranstva) опубликовала материал, в котором утверждается, что Гельман проделал двухмиллиардную(!) дыру в бюджете Пермского края. На культуре в России можно сделать отличные деньги, особенно если с циничным снобизмом заявлять всем критикам, что они де просто ничего не понимают в современном искусстве.