Комната для тов. Водило
picturehistory — 07.11.2023Ленинград. 1957
Люди довольно часто пишут друг другу в письмах о жилищных планах и проблемах. Вот попалась на глаза симпатичная открытка с добродушным приглашением на просмотр обмениваемой комнаты.
Тов. Водило!
Прошу зайти уменя комната 22 метра 1 этаж высокий ваше обьевление читал, по Римскому Корсикову будет д 55 а по Лермонтовскому дом 9 кв 23 вход с Римского Корсикова парадный зайдите после 5 часов вечера или утром до 11 ч.
поговорим если подойдет
Пахомов Роберт А.
Жаль, что у Роберта первый этаж, но место симпатичное — в старой Коломне, у Могилёвского моста через канал Грибоедова.
Товарищ Водило — это уже известный читателям персонаж — педантичный отец семейства, учёный Павел. В следующей открытке он сообщает из Ленинграда жене о поисках работы и вариантах обмена.
14/VIII 57. Л-д
Дорогая Ирочка
Вчера 1/2 дня провел в политехническом ин-те. Приняли хорошо — декан металлургического факультета оценил мои работы, обещал помочь предоставить должность научного работника или доцента. Но это сразу не делается, не раньше конца сентября.
В геофизической обсерватории тоже хорошо приняли мои работы
по льду. Вот когда поможет мое «разбрасывание» —
интересов многими вопросами. Можно в
разные места устраиваться.
Возможно поставят мой доклад и решат о принятии меня сотрудником в геофизическую обсерваторию.
Ходил на ул. Лаврова. Сразу отказали. Их не устраивает отсутствие уборной. На улице Красной связи приняли хорошо. Даже чаем угощали и спрашивали, где остановился. Комната хороша, мебель шикарна. Они старые торговцы. Не говорят ни «да», ни «нет». Говорят «напишут». Видимо хотят доплату. Тысячи три можно было бы дать.
Из шести просмотренных квартир трое отказали, трое остались неопределёнными.
Смотрел «Поцелуй Мери Пикфорд». Я её видел лет тридцать назад. Запомнил один поцелуй...
Вообще-то, доплата в частные руки при обмене государственной жилплощади, на которую потенциально согласен Павел, — по советским законам криминал. Но весьма показательно, что в 1957 году люди этого уже не стесняются и отправляют подобные улики открытым текстом. Символична при этом лицевая сторона открытки — Московский фестиваль 1957 года, как символ новых времён и новых возможностей.
Такса за лишние метры при обмене всегда существовала по умолчанию. Изменяясь со временем в денежном выражении, в Ленинграде она соответствовала приблизительно хорошей месячной зарплате инженера или служащего за один квадратный метр.
Не знаю, где публиковал своё объявление не слишком везучий Павел Савельевич. Но удивительно то, как быстро в конце 50-х при отсутствии явных запретов возникли стихийные доски объявлений на заборах возле официальных отделов Горжилобмена, дожившие до перестроечных времён, более гибко и оперативно удовлетворяя спрос и предложение.
Больше конкретики и деталей на эту всегда актуальную тему можно встретить в недавнем сборнике «Моя жилищная история. Автобиографические очерки и биографические интервью»(тома первый и второй), который от всей души могу порекомендовать.
А товарищ Водило, оказавшийся товарищем Вадило, тем временем получает ещё одно предложение с Фонтанки:
Надеемся, что ему повезёт!