Колонка в "Медведе", ноябрь

топ 100 блогов xlarina04.11.2010 Колонка в
Женщина на корабле смеха
Ксения Ларина


Из жен надо выбирать веселых. Из веселых – умных.(Михаил Жванецкий)

Широко объявленный Константином Эрнстом крестовый поход на «Кривое зеркало» и «Аншлаг», знаменующий собой масштабный переход на новое качество юмора, завершился трагедией: на телевидении стали шутить женщины. Обилие женских юмористических шоу выявило картину абсолютной и беспросветной жути. Собирающиеся вместе за одним столом (в одной студии, на одной сцене) известные артистки, журналистки, писательницы и шоу-вуменши напрочь теряют свое обаяние и природный интеллект. Эта странная и печальная закономерность подтвердила расхожую, но до нынешний поры спорную мысль о том, что юмор – это мужская территория. Юмор – этот тот корабль, на который женская нога приносит несчастье.

В истории отечественной эстрады есть немало примеров грандиозного комического женского дара. Рина Зеленая, Фаина Раневская, Мария Миронова, Тамара Кушелевская, Татьяна Пельтцер - все они уникальные пересмешницы, острые на язык и весьма свободные в выражениях. Но никто из великих «комических старух» никогда не выступал с собственными импровизациями, на сцене и на экране они произносили чужие тексты, а шутки собственного производства были доступны лишь узкому кругу посвященных.

Профессионально шутить на глазах у публики имели право только мужчины. В программе «Вокруг смеха» Александр Иванов собирал вокруг себя лучших производителей советского развлекательного жанра – от Жванецкого и Искандера до Ярмольника и Абдулова. Ни одной женщины на сцене «Вокруг смеха» я не помню.

«Веселые ребята» Андрея Кнышева, берущие свое начало от запретного и далекого британского «Монти Пайтона», стали поворотным для жанра событием. Молодые неподцензурные мальчики открыли для зашоренного массового сознания совсем другой вид развлечения, другое видение смешного – это был юмор парадокса, юмор абсурда, юмор запрещенных в советское время обэриутов, юмор Хармса и Зощенко. Ни одной женщины в «Веселых ребятах» я не помню.

Клуб «Белый попугай» на канале REN TV стал, по сути, первым юмористическим импровизационным шоу. Это было не просто вечер анекдотов и баек – это был настоящий поединок интеллектуалов, с непредсказуемыми реакциями, с язвительными репликами и сатирическими комментариями. Ни одной женщины кроме, пожалуй, искристой Людмилы Гурченко в «Белом попугае» не задержалось.

А дальше началось время Петросяна и Дубовицкой. Развлекательное телевидение накрылось могильной плитой дурновкусия и похабщины. Сквозь этот гранит не прорастало ничего. Но зато появились шутящие женщины. Имя им – кажется, легион. Кривлявые пародистки читали чудовищные монологи, изображали из себя «простых баб» из народа, почем зря уродовали свои, и так далеко не совершенные, тела и лица. В женском исполнении русские женщины выглядели сущими мегерами - отталкивающими, неумными, безвкусными, жадными и истеричными.

Упорное и агрессивное навязывание подобного образа вытолкнуло на первый план свою «звезду» – Елену Воробей. Феномен популярности это весьма средней, если не сказать резче, артистки объяснить трудно. Воробей - это воплощение антиженственности. Уровень шуток застрял в ее исполнении где-то на уровне кривых ног. Практикуются еще дегенеративное косоглазие, нарочитая шепелявость и хриплый бас. Воробей любит выступать и в мужском обличье – оно не менее отвратительно, чем женское. Отсутствие таланта в ее случае компенсируется искусственно нагнанной популярностью. На этом фоне и Елена Степаненко кажется остроумной, и это наталкивает на мысль, что продвижение Воробей является секретным пиар-ходом в пользу супруги главного режиссера этого театра дебилов.

Звезда «Аншлага» Клара Новикова – это пример загнанного в жесткие рамки амплуа свободного таланта. Актриса стала заложницей собственной маски, что явилось уделом многих эстрадных артистов. Артиста разговорного жанра рано или поздно начинает душить текст. Страх перед импровизацией погубил не одну талантливую эстрадную душу. Исполнитель и автор в одном лице у нас на сегодня один – Михаил Жванецкий, блистательный как в своих сиюминутных монологах, так и привычном чтении с листа. В жанре соло с ним конкурировать бессмысленно. Коллективным производством шуток сегодня также заведуют мужчины.

Телевизионные продюсеры, опьяненные успехом мужских импровизаций, решили этот успех повторить в женском формате. И тут началось страшное. Посаженные за один стол «Девчата» (канал «Россия 1»), а вслед за ними – участницы шоу «Раньше всех» (Первый канал) провалились с позором. Оказалось, что привлекательно и сексуально смеющаяся женщина и женщина шутящая – совсем не одно и то же. Женский хохот не подразумевает наличия чувства юмора.

На этих шоу обнаружилась главная причина юмористической отсталости женщин: они лишены самоиронии. Лишенные этого качества любую шутку превращают в процесс самолюбования, который выражается в невероятном самомнении и апломбе. «Нам есть чем потрясти кроме остроумия, правда, девочки?» - томно произносит Марина Голуб, недвусмысленно поглаживая себя по широким бокам. «Николай, хотелось бы знать, когда вы сможете ходить по большому?» - игриво спрашивает Ксения Собчак у Николая Цискаридзе.

Парадокс в том, что каждая из участниц – сама по себе является человеком ярким и талантливым. Марина Голуб – прекрасная комедийная артистка, Ольга Шелест, Рита Митрофанова и Тутта Ларсен - профессиональные и успешные шоу-вумен, Ксения Собчак – человек острого ума и язвительного нрава, что она не раз демонстрировала в других форматах. Собравшиеся же вместе они превращаются в недалеких циничных особ, озабоченных собственным совершенством и склонных к похабщине. Аналогичный случай произошел с их товарками с Первого канала (программу «Раньше всех» прозорливые начальники, видимо ужаснувшись происходящему, закрыли быстро). Участницы «Девчат» упорно и расточительно продолжают портить свою биографию. Ведь как говорила та же Раневская - «деньги кончатся, а позор останется».

Но эти печальные выводы не стали бы правилом, если б у них не было исключений. И они, по счастью, есть. Шоу «Без комплексов» (Первый канал), в недавнем времени занимавшее первые строчки телерейтингов и активно обсуждавшееся критиками и зрителями, – это безусловный успех его ведущей Лолиты Милявской. К Лолите публика предъявляла массу претензий – и одета не так, и вульгарна, и груба в выражениях. Но у нее не отнять главного – Лолита была потрясающе свободной, не скованной ни условностями, ни начальниками. Ее естественность компенсировала все прочие недостатки – от весьма специфических манер до вызывающих нарядов. Свобода и естественность обнаруживала самые ценные человеческие качества артистки - самоиронию и незлобивость. Она не боялась быть смешной, и никогда в ее шутках не проскальзывало ни зависти к чужому спеху, ни попытки унизить участников шоу (а это, в большинстве своем, были простые, непубличные люди). Легко представить себе сегодня Лолиту в мужском обществе «Прожектора» - думаю, что по части реактивности и остроумия она дала бы фору самому Ивану Урганту.

Эталоном вкуса и меры по-прежнему остается главная клоунесса нашего ТВ – Татьяна Лазарева, или как она сама себя называет «Танька-артистка». Лазарева – один из немногих бриллиантов, выкатившихся из КВНской тусовки и не затерявшихся в общей груде фальшивых самоцветов. Наверное, потому, что свой путь в жанре она выстроила по восходящей – не изменяя своим принципам и интуиции. В ней чудесным образом сочетаются артистический талант и личное человеческое обаяние. Может быть, по этой причине, она легко маневрирует между своим собственным образом и образом сценическим, не отождествляя себя с ролью, но и не отказываясь от нее. При этом в Лазаревой есть некая отдельность, независимость, непохожесть. Будучи великолепным чутким партнером, она не способна петь в хоре, любое давление только усиливает ее индивидуализм, любая попытка впихнуть ее в формат обречена на взрыв формата.

Как выяснилось, личностная уникальность сегодня не моде: в обойму скорее попадут тиражированные, жестко отформатированные болванки, чем яркие неповторимые личности, способные кроме животного смеха предложить развращенному пустотой зрителю то самое «обаяние ума», которым отличались упомянутые «комические старухи».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну, вы уже в курсе, что теперь жители Крыма, успевшие обзавестись новенькими, пахнущими свежей типографской краской и высокими зарплатами/пенсиями паспортами РФ, при поездках на материковую часть Украины должны планировать свой маршрут через Ростов (это  в России, есличо). То есть ч ...
Некропостинг 2016 года. Одна из скрытых от моего разума вещей (а их много, на самом-то деле) - откуда среди фанатов " Звездных войн " берутся эти упоротые странные люди, готовые носится в черных и белых шлемах, пугая всех вокруг звуками "хххх-щщщщ" и ...
В этом году было 30 лет этим уже таким далеким событиям. Я в тот момент в Киеве не находился, служил в СА, но вкус эпохи помню как сейчас. Ровно через три года, зимой 1992 года, Союза уже не будет и все эти люди уже без улыбок, с остервенением начнут делить наследство СССР на территории ...
Кладовка Левконои - ...
Владислав Микоша. Советский Союз в цвете Владислав Микоша. Советский Союз в цвете. Часть 2 Владислав Микоша. Советский Союз в цвете. Часть 3 Фотограф Владислав Микоша. Фотографии 1930-х годов Фотограф Владислав Микоша. Фотографии 1930-х годов. Часть 2 Фотограф Владислав ...