Когда ревнует муж к успеху
tanjand — 18.11.2019Кем была Мари Бракемон?
В 1928 году французский историк искусства Анри Фокийон написал, что существует три «великих дамы» импрессионизма: Берта Моризо, Мэри Кассат и Мари Бракемон. Эти три художника - практически единственные женщины-импрессионисты, которым удалось достичь при жизни славы. Из них Мари Бракемон, пожалуй, наименее известна.
Мари Бракемон (1840-1916) – французская художница, представительница импрессионизма.
Мари Бракемон (урожденная Куиворн) родилась в г. Арджентон в 1840 г. Детство и юность художницы были тяжелыми. После гибели отца Куиворны часто переезжали по пригородам Франции, пока в итоге не обосновались в Этампе. Здесь девушка открывает для себя искусство живописи и берет первые уроки у художника-реставратора М. Уоссера.
У Мари не было профессионального образования, но в 1857 г она решается предложить свою картину в Салон. Работа была одобрена жюри и принята на выставку. Здесь же Бракемон знакомится с А. Стевенсом, художником, который, впечатлившись талантом девушки, знакомит ее со своим учителем – мастером академической живописи Энгром. И жизнь Мари стала на новые рельсы.
Посещая студию Энгра, Бракемон совершенствует свое мастерство и по протекции главы французских музеев графа де Ньевенкерк получает заказ на написание копий хранящихся в Лувре картин старых художников.
Удача ей сопутствовала, работами художницы заинтересовалась императрица Евгения, и Мари писала по ее заказу.
Однако, ей не хотелось искать дружеский контакт с Энгром, по-видимому, из-за его сексистских взглядов.
В письме 1860 года она писала: «Суровость месье Энгра напугала меня… потому что он сомневался в смелости и настойчивости женщины в области живописи… Он назначал им только роспись цветов, фруктов, тишины».
Она покинула его студию и продолжала получать заказы, неуклонно наращивая свою карьеру. Но прежде, чем уйти, девушка знакомится с художником-гравером Феликсом Бракемоном, который имел много друзей из круга импрессионистов. В 1869 году Феликс и Мари поженились, и уже через год родился их сын Пьер. Здоровье мальчика было ослабленным, поэтому семья в 1871 году принимает решение о переезде в Севр, пригород Парижа.
Терраса Виллы Бранкас (1876), Феликс Бракемон. Мари изображена слева, а ее сестра - справа.
Мари помогала мужу создавать эскизы для фарфоровых и керамических изделий местных фабрик, работала, не покладая рук.
Но она всегда находила время для живописи, писала пейзажи, преподавала рисование в школе, была участником парижских Салонов 1874 и 1875 годов.
Работы Мари привлекли внимание Дега, познакомившего ее впоследствии с единомышленниками – Ренуаром и К. Моне.
И опять в ее жизни случился поворот. Импрессионисты произвели неизгладимое впечатление, навсегда изменившее ее творчество. Мари отказывается от академизма и начинает работать в новой манере.
Позднее Бракемон представляла свои работы на – четвертой, пятой и восьмой выставках импрессионистов, которые проходили соответственно в 1879,1880 и 1886 годах. Всего на них было представлено 11 картин. Большую известность получили работы «Послеобеденный чай», «Леди в белом», «На террасе в Севре».
Мари Бракемон «Феликс Бракемон в студии» 1886 г
И личная драма Мари: в своем творчестве она не находит поддержки у мужа.
Феликс запрещал ей общаться с импрессионистами, ревностно и критически относился к успехам жены. Крайне удивительно, но он не любил импрессионизм и всегда был очень недоволен тем, что Мэри выбрала Моне и Дега в наставники.
Но последней каплей стало знакомство с Гогеном. Именно Гоген научил ее придавать цвету максимальную интенсивность. И Муж приревновал. К успеху, независимости, оригинальности письма – она его обходила во всем.
По словам их сына Пьера, Феликс не просто критиковал Мари. Казалось, он активно обижался на ее работу, на ее успех.
Он, например, отказался показать ее картины посетителям и отвергал ее критику своей работы.
Несмотря на просьбы сына и друзей, уставшая от постоянных упреков мужа, Бракемон оставляет живопись и работает только над эскизами для местных мануфактур.
«Под лампой» - одна из самых известных работ Мари.
Здесь Бракемон нарисовала своего друга, художника Альфреда Сислея и его жену, когда они сидят за обеденным столом.
Существует не так много информации об этой акварельной работе, которая в настоящее время находится в частной коллекции. Белый фон предполагает, что это незаконченный эскиз.
Мари Бракемон умерла в 1916 году, оставив после себя прекрасные 90 произведений, свыше 30 акварелей и 9 работ в технике гравюры. Пускай ее творчество невелико в количественном исчислении, но художественное его значение неизмеримо. Картины Бракемон оставили яркий след в истории искусства и развитии импрессионизма.
|
</> |