КОГДА РЕБЁНОК — «ИДИОТ», А МАТЬ — «ПОЛОВАЯ ПСИХОПАТКА». Атмосфера повести В. Санаева
kildibekova — 06.12.2016
Помните, в тексте
о
багах воспитания детей мы говорили о том, что помимо заботы о
ребёнке и его обучения важно не навредить случайным словом. То
есть, можно подарить дорогую игрушку, а потом ляпнуть: «Выклянчил,
дрянь такая», отвести в кафе-мороженое, и сорваться, когда малыш
пожаловался на больное горло, помогать с уроками, но, когда он
сделает ошибку, назвать его дураком.
Повесть «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева
автобиографична и по-своему уникальна своей искренностью и щемящим
отчаянием. Она наглядно показывает, как ни в коем случае нельзя
разговаривать с ребёнком, и до какой озлобленности может довести
женщину депрессия:
«— Вонючая, смердячая сволочь! (Мне показалось, что зубы у
бабушки лязгнули.) Твоя мать тебе ничего не покупает! Я таскаю все
на больных ногах! Надевай, замотаю полотенцем ногу!»
По сюжету бабушка забрала внука у нерадивой матери и
выхаживает его. Дедушка возит на машине в школу, бабушка, когда
мальчик болеет, каждый день звонит по телефону его однокласснице и
по часу записывает всё, что они делали на уроках, и домашнее
задание. Все средства идут на питание и на лекарства. Однако она
каждую минуту ругается и проклинает ребёнка, объясняя, что его мать
нагуляла, а он её тяжкий крест, и она мечтает, чтобы он умер
поскорее:
«— Будь ты проклят…
Любимое проклятие.
— Чтоб ты жизнь свою в тюрьме кончил…
Комбинация.
— Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли:
печень, почки, мозг, сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк
золотистый!
Комбинация.
— Раздевайся, буду вытирать заново!!!»
Еду она ставит на стол с непременным «Жрите!», но сколько сил
тратится для ее приготовления: «Она поставила на стол гречневую
кашу и котлеты паровые на сушках. Паровые, потому что жареное — это
яд и есть его могут только коблы, которых не расшибешь об дорогу, а
на сушках, потому что в хлебе дрожжи и они вызывают в организме
брожение». «Капусту принеси мне сегодня, я щи сварю. В «Дары
природы» иди, в «Комсомольце» не покупай. Там капуста свиней
кормить, а мне ребенку щи варить, не только тебе, борову.
Принесёшь?»
Главный герой ведёт себя безответственно (убегает и бегает по
стройкам, как и большинство мальчишек его возраста пачкает и портит
одежду, бьёт посуду) и, несмотря на слабое здоровье, сам выходит
зимой на холодный балкон. У него высокая температура, это редчайший
момент, когда бабушка чуть-чуть добрее:
«Бабушка пошла в другую комнату за яблочком, а я стал думать,
о чем бы попросить ее еще. Болея, я часто просил бабушку о том, что
мне на самом деле не было нужно, или специально говорил, что у меня
заложило нос или болит горло. Мне нравилось, как бабушка суетится
около меня с каплями и полосканьями, называет Сашенькой, а не
проклятой сволочью, просит дедушку говорить тише и сама старается
ходить неслышно. Болезнь давала мне то, чего не могли дать даже
сделанные без единой ошибки уроки, — бабушкино одобрение. (…) —
Баба, не ругайся. Я больной, — напомнил я, призывая соблюдать
правила.»
Но не надо думать, будто у «бабушки-тирана» не было
предшественников. Вспомните хотя бы бабушку из «Хлеба с ветчиной»
Чарльза Буковски: «Первые слова, которые я помню, были слова моей
бабушки, произнесенные за обеденным столом. «Я всех вас похороню!»
— заявила она, перед тем как мы взяли свои ложки.
Если встать на место бабушки, то понимаешь, почему она так
сходит с ума:
«— Вспотел… Матерь божья, заступница, вспотел, сволочь!
Господи, спаси, сохрани! Ну сейчас я тебе, тварь, сделаю козью
морду!
Мы вошли в квартиру.
— Снимай все, ну скорей. Рубаху снимай. Весь потный, сволочь,
весь…»
Для ребёнка, у которого множество хронических болезней и
инфекций чуть ли не с рождения, даже просто вспотеть и простудиться
— может оказаться смертельным. Её «сдохнешь в 16 лет» попытка
уговорить его во время принимать лекарства и не бегать по свалкам,
собирая гайки с приятелями. Тем не менее, её слова звучат как
страшная установка. Ежеминутная характеристика «идиот» и «гнилой» и
ненависть к «здоровым кодлам» способна сделать больным любого
человека даже с самым крепким здоровьем:
«Почему я идиот, я знал уже тогда. У меня в мозгу сидел
золотистый стафилококк. Он ел мой мозг и гадил туда. Знали это и
лифтерши. Они знали от бабушки. Вот, например, ищет она меня с
гомеопатией, спрашивает у лифтерши:
— Вы моего идиота не видели?
— Ну почему идиота… На вид он довольно смышленый.
— Это только на вид! Ему стафилококк давно уже весь мозг
выел.
— А что это такое, извините?
— Микроб такой страшный.
— Бедный мальчик! А это лечится?
— У нормальных людей да. А ему нельзя ни антибиотиков, ни
сульфаниламидов.
— Но за последнее время он вроде вырос…
— Вырос-то вырос, но когда я его в ванной раздеваю, мне
делается дурно — одни кости.
— И еще ко всему и идиот?
— Полный! — с уверенностью восклицает бабушка, и чувство
гордости за внука переполняет ее — второго такого нет ни у
кого».
Бабушка постоянно клеймит внука, выставляет его
нежизнеспособным выродком, а не даёт оценку его детской
рассеянности и оплошностям. То есть, одно дело сказать: «Я
волновалась, это поведение было идиотским, недопустимым», и совсем
другое: «ты — идиот», да ещё убеждать в этом окружающих.
Ещё одна недопустимая ошибка заключается в том, что она
сравнивает его с другими детьми. Например, говорит, что «этот —
здоровый, его об дорогу не расшибёшь, а ты ненормальный, не такой
как все». Апофеозом становятся её жестокие слова о
девочке-отличнице, играющей на скрипке «Ты говна её не стоишь».
Но главный герой, Саша, не стоит говна и умершего сына бабушки
Веры, о чём она ему напоминает чуть ли не каждый день:
«И тут Алешенька заболел… Какой мальчик был, какое дитё! Чуть
больше года — разговаривал уже! Светленький, личико кукольное,
глаза громадные серо-голубые. Любила его так, что дыхание замирало.
И вот он в этом подвале заболел дифтеритом с корью, и в легком
нарыв — абсцесс. Врач сразу сказал: он не выживет. Обливалась
слезами над ним, а он говорит мне: «Не плачь, мама, я не умру. Не
плачь». Кашляет, задыхается и меня утешает. Бывают разве такие дети
на свете?! На следующий день умер…»
Идеальный сын умер. Зато теперь у неё осталась только
потаскуха-дочь, про которую она говорит: «забеременела сволочью
этой». По уверениям бабушки, некрасивого дистрофичного внука ей
повесили на шею, однако она ревнует его и не хочет отдавать:
«— Мать придет, кипятком перед ней ссышь: «Мама, мама!»
Продашься за любую игрушку дешевую. Все мои слезы, все мои нервы с
кровью за машинку копеечную продашь. Тот еще иуда! И тебе не
верю…»
«А что было, когда Оля замуж вышла! «Это ты ей квартиру
построил! Ты из неё половую психопатку воспитал! Хочешь, чтоб она,
как я, всю жизнь ничтожеством оставалась!» А Оле тогда двадцать
семь лет было, не то что школьница какая-нибудь», — рассказывал
своему другу дедушка. Это как раз то, что называется «токсичные
родители». Изначально каждый желает своему ребёнку хорошего, но…
Если ты страдал, ютился по углам и терпел лишения, твоё подсознание
не даёт тебе смириться с тем, что дочь получила квартиру «просто
так», ей помогли её купить и т.д. Это внутренний ребёнок человека
топает ногой: «Я в твои годы…» «Я пороги обивала, ночей не спала, а
ты ишь!»
Дочь, вынужденная общаться с пожилой матерью, держится из
последних сил, стараясь отшучиваться в ответ на оскорбления и
проклятья:
«— Привыкла, что жопу до пятнадцати лет подтирали, что ж, и в
сорок подтирать теперь?!
— Тридцать шесть, не надо мне прибавлять, — засмеялась
мама.
— Да тебе и прибавлять нечего, ты в этой шапке на пятьдесят
выглядишь».
«— Эх, господи, сколько сил ушло, сколько нервов отдано — все
впустую. За что, Господи, — одного ребенка похоронила, второго
проституткой вырастила?
— Что ж ты меня все в проститутки записываешь? У меня за всю
жизнь два мужчины было, а в проститутках я у тебя лет с
четырнадцати хожу».
А вот ещё интересные установки, которые, жалуясь, бабушка
прививает внуку: «Нас окружают предатели», «жизнь такой сделала»,
«папочка запретил», «работать, а не жопой вертеть»:
«— А почему наш кораблик стоит и никуда не плывет? — спросила
вдруг бабушка нараспев, словно начала читать сказку. — Потому что с
него сбросили сети. А в сети попались только две рыбки. Эти рыбки
мы с тобой, Сашенька. Нас обоих предали, нас окружают предатели.
Тебя мать предала, променяла на карлика. Меня дедушка всю жизнь
предавал. Ты думаешь, я всегда такая старая была, страшная,
беззубая? Всегда разве кричала так и плакала? Жизнь меня такой,
Сашенька, сделала. Хотела актрисой быть, папочка запретил. Сказал,
работать надо, а не жопой вертеть. Так и стала секретаршей в
прокуратуре».
То есть, она стала секретаршей, а потом домохозяйкой не
потому, что ей не хватило духа убедить родителей или не было
актёрского таланта, а так сложилась жизнь и папочка приказал
работать в прокуратуре. Но ведь папочка был и против отъезда из
Киева, однако это не помешало ей выйти замуж за актёра и уехать в
Москву? Получается, бабушка, по сюжету и стилистики книги, существо
неоднозначное и покалеченное судьбою, оправдывает собственное
бездействие, неправильный выбор, неумение устроиться в жизни и
нравиться людям.