
Когда женщина была божеством



Мерлин Стоун — это псевдоним Мэрилин Джекобсон, родившейся в Нью-Йорке в 1931 году. Со школьных лет она интересовалась искусством, мечтала стать скульпторшей, но университет закончила за восемь лет вместо четырёх или пяти, а почему? Потому что рано, в девятнадцать лет, вышла замуж. Учёбу пришлось совмещать с ведением хозяйства и воспитанием двоих детей. Получением диплома, как водится, трудности не закончились. Одновременно преподавать скульптуру, самостоятельно работать в студии и вести дом было нелегко, а муж стараний не оценил, и в 1963 году брак закончился разводом.
Может быть, книги и не было бы, если бы Джекобсон не попала в 1968 году на работу в колледж Беркли, где сложилась совершенно определённая интеллектуальная атмосфера. Её очень точно передал фильм 1990 года Berkeley in the Sixties: свободная циркуляция идей, социальный протест, ну, и психоделики, из песни слова не выкинешь. Кинетическая скульптура, перформансы, световое искусство — всем этим модным увлечениям Джекобсон отдала дань, но и своё увлечение археологией древности не забывала. Свой magnum opus она писала десять лет. В основу труда были положены своеобразно преломленные идеи Роберта Грейвза («Белая Богиня», «Маммона и Чёрная Богиня»), и, собственно, все претензии, которые предъявлялись Грейвзу, можно с успехом предъявить и «Когда Бог был женщиной». Во-первых, непонятно, насколько мы можем экстраполировать этнографию современных охотников и собирателей (а также охотниц и собирательниц) на палеолитические культуры. Что творилось в Ханаане каменного века, мы можем знать лишь гадательно. Ни аборигены Австралии, ни коренные обитатели Амазонии нам о Ханаане понятия не дадут... Второе: доисторический матриархат в изображении Стоун выглядит утопией. Взгляд в духе «вот жили люди в мире, достатке и благополучии, поклонялись Великой Богине, но тут пришли вредные мужецентричные евреи и всё испортили» страдает некоторой однобокостью и примитивизацией. Главное дело, опять евреи виноваты! Сразу возникает вопрос, а чем они так отличаются от остальных-прочих. Но цельность художественного высказывания, как часто бывает, перевесила академические недостатки произведения. Я далека от того, чтобы утверждать, что всё движение Богини основывалось на «Когда Бог был женщиной», как на священной книге, но факт остаётся фактом: Мерлин Стоун так же важна и актуальна для фем-неоязычества, как Риан Айслер или Мария Гимбутас. Не знаю, насколько Стоун объяснила минувшее, но на настоящее, приходится признать, она повлияла капитально. Более того, дискуссия продолжается, появляются такие рефутации стоуновской концепции, как «Миф о матриархальной предыстории: как вымышленное прошлое лишает женщин будущего»; [The Myth of Matriarchal Prehistory: Why an Invented Past Will Not Give Women a Future] Синтии Эллер [Cynthia Eller] (2000), о которой будет рассказано позднее.
|
</> |
