Кое-что об огне и воде
anchoret_lander — 06.04.2011 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин 5:2-4)Почему-то при чтении этого места мало кто задумывается, а что это за купальня такая, и зачем она нужна. Между тем, это была так называемая "миква" - купель, служащая для ритуального очищения паломников, прибывающих в Иерусалим, чтобы они могли очиститься перед входом в Храм. Обычные миквы были рассчитаны на одного человека, а для тысяч и тысяч паломников нужен был целый бассейн, и не один (второй такой миквой был Силоам).
Современные археологические раскопки показали, что Вифезда состояла из двух бассейнов, разделенных перегородкой шестиметровой толщины, причем собственно для омовения предназначался нижний (47х52 м), а из верхнего (53х40 м) в него подавалась вода для пополнения и, возможно, освежения имеющейся. С этой целью служители миквы периодически открывали шлюз, который находился у верхнего бассейна, на некоторой глубине внутри тоннеля, соединявшего оба резервуара. Поступавший поток воды вызывал то самое движение или "возмущение", которое местное предание связало со схождением ангела.
Возникает естественный вопрос: неужели эти люди были настолько наивны, что не могли понять настоящую причину происходящего у них под самым носом? Но у нас есть прекрасный пример, совершенно аналогичный этому и современный нам - схождение благодатного огня. Сколько бы ни говорилось о его вполне естественном происхождении, всё равно тысячи и тысячи людей продолжают верить в него, как в чудесное явление.
|
</> |