Кое-что об "Иконографическом беспределе"


Книжка нормальная, но поскольку автор, видимо, не особо связан с православной традицией, то у него встречаются небольшие ляпы. Это нормально, у кого их не бывает. Один из них, однако, напомнил мне незадачливого экскурсовода: "Перед нами храм Трёх Святителей - Отца, Сына и Святого Духа".
Речь вот об этой иконе:

Албания, Берат, XVIII в.
Автор пишет, что на ней "св. Димитрий Солунский побеждает Диоклетиана, нарисованного в образе царя-мусульманина". Что тут можно увидеть такого мусульманского - непонятно, потому что в таком же византийском доспехе изображаются любые воины. Но, главное, изображённый здесь "Диоклетиан" - это болгарский царь Калоян, по своему воспитанию самый что ни на есть византиец.
У этого сюжета парадоксальная история. Калоян (если переводить его имя на русский, то "Иван Добрый" - Калос Иоанн) регулярно выписывал люлей крестоносцам, захватившим Константинополь (1204). За этим занятием он добрался до Фессалоник (Солуни) и осадил город, за стенами которого засел гарнизон добрых католиков и их коллаборантов из числа местных православных греков. К несчастью, Калоян внезапно умер (1207) и осаду пришлось снять. Скорее всего, причиной смерти послужила болезнь - быстро развившееся воспаление или что-то вроде того. Есть версия, что его убили свои же заговорщики, но последующие события на это не указывают. Однако греки потом придумали, что Калояна поразил копьём явившийся с того света св.Димитрий - небесный покровитель Солуни, и вписали историю в житие святого.
На самом деле она была сочинена гораздо позже смерти болгарского царя, когда у греков возникло серьёзное опасение, что болгары экспроприируют Димитрия и сделают его своим национальным святым (Солунь была наполовину славянским городом, из неё вышли основатели славянской письменности, так что почему нет). Поэтому греки учинили форменный иконографический беспредел и отвели Димитрию роль нового болгаробойцы, хотя Калоян был его почитателем и даже изображал на своих печатях.
|
</> |