Книжное: фантастическая сага времен застоя; театральный детектив; Мастер и
arisoll — 08.07.2022«Малая Глуша». Мария Галина
Книга, увидевшая свет в 2009 году, состоит из двух частей, и я бы сказала, что это две отдельные повести, связанные лишь условно общей идеей о зыбкости наших представлений о мире, в котором может происходить что-то потустороннее. Точнее сказать, происходит в книгах Галиной. И одним маленьким эпизодом, не очень значительным, из первой части, который порождает целую самостоятельную историю во второй.
Первая часть повествует о 80-х годах прошлого века, действие происходит в одном из приморских городов СССР. По жанру можно отнести к городскому фэнтези, в котором семнадцатилетняя Роза устраивается на свою первую работу в санэпидемстанцию СЭС-2 в порту и за скучными реалиями не замечает, что сотрудники занимаются не поиском тараканов и мышей на судах, а отловом каких-то страшных сущностей, так и норовящих просочиться в трюмах. На карту поставлено существование всего нашего мира!
Очень славный контраст между действительностью, в которой существует нудная канцелярская работа, сложный быт с капризными детьми и больными родителями, злющие хамоватые продавщицы, с одной стороны, а с другой, фантастические существа и наличие у вроде бы обычных людей, с ними борющихся, магических возможностей. Хорошо передана эпоха застоя, во всяком случае, это классическое отображение какой-то печальной серости, разливающейся в воздухе, некая классика отображения действительности в поздних советских фильмах, например. Ну а Мария Галина родилась в 1958 году в Калинине (ныне Тверь), возможно, что-то схожее она ощущала в реальности.
Динамичное повествование после плавного погружения, интересные герои - зловредная ведьма Катюша, та самая замученная бытом доктор Петрищенко, наивная Розка, красящая ногти в зеленый цвет с помощью стержня из шариковой ручки, и самый харизматичный остроумный Вася.
Вторая часть посвящена именно Малой Глуши. Главный герой, московский чиновник, по какой-то надобности едет в далекую глубинку, деревню с этим названием. Путь неблизкий, он встречает попутчицу, женщину с громоздким чемоданом, и они продолжают своё движение вместе. Опять хамоватые продавщицы уже в сельской глуши, колоритные, но странноватые местные, ну и чем дальше, тем вообще все "страньше и страньше". Повествование перенесено на восемь лет позже, примерно 1995 год, уже не СССР, а постсоветское провинциальное пространство, возможно, на Украине.
Загадочная атмосфера, вызывающий симпатию спокойный адекватный главный герой и, наконец, совершенно фантастический сюжет, опять же связанный с чем-то потусторонним, но вызывающий более философское настроение, чем в первой части. Страшноватая пронзительная концовка.
Сложно даже сравнивать эти две части, настолько они разные, но каждая по-своему определенно хороша.
«Фантастическая сага времен застоя» - так сама писательница определяет жанр этого произведения. Вообще роман сравнивают со Стругацкими, вспоминая «Гадких лебедей» или «Понедельник начинается в субботу», а также Лукьяненко с «Дозорами». Я не сильно этого ощутила, может быть, самую чуточку. У Стругацких персонажи, их характеры, мотивация, всё это на порядок глубже прописано, а у Лукьяненко более положительные (в самом лучшем смысле) главные герои. Мне же «Малая Глуша» скорее напомнила рассказы Пелевина.
«Убийство по подсказке». Элен Макклой
Детектив, написанный американской писательницей в 1942 году. Нашла его в поисках театрального детектива. Действие разворачивается в бродвейском театре, где ставят «Федору» Викторьена Сарду. Мало того, само убийство происходит прямо во время первого акта, шок, скандал, полиция. Следствие определяет временные рамки в 40 минут, а также трех подозреваемых, двух актеров и актрису, которые потенциально могли убить жертву. Однако, на этом расследование заходит в тупик.
Хорошая театральная атмосфера, и сыщик неплохой, он даже не совсем сыщик, а психиатр из ФБР, помогающий полиции. Роман открывает серию о докторе Базиле Уиллинге. Интрига сохраняется до последних страниц, и идея вставить убийство в пьесу, в которой убивают того, кого играла жертва, занимательна. Роман схож с детективами Агаты Кристи, но не увлекает настолько сильно. Не хватает какой-то изюминки. Однако, если вы ищете
«Девушка с косой». Carbon, Джейд Дэвлин
Российский ромфант, написанный в 2018 году, открывает серию «Мир Призмы. Мастера и Оружия». Главная героиня - симпатичная студентка Ирина. Однажды она бросается на помощь котятам в темной питерской подворотне, но сталкивается с кем-то ужасным, оттяпавшим у нее не много, не мало, а кусок души! И ждала бы ее страшная погибель, но Ирину спасает незнакомец, сообщает, что она Мастер и теперь должна выбрать свое Оружие, ибо, погибель так и будет ее ждать, если с помощью присутствия этого Оружия она не зарастит дыру в душе. Из всего имевшегося арсенала Ирина выбирает ... ржавую косу! Странный выбор, но дальше все будет еще чудесатее, дома
В жанре ромфанта неплохо, много юмора, много уюта какого-то в обустройстве странной парочкой своего быта, много секса (тут для меня скорее минус, хочется больше приключений, а не страстных воссоединений, хотя, может, так заведено уж в жанре), много романтики. Интересное построение мира Призмы, вернее, миров. Не понравилось, что к концу с появлением подростка, являющегося тоже Оружием, появился мелодраматизм. Какая-то лишняя линия, парочка словно приобретает ребенка с трудной судьбой, пребывавшего ранее фактически в рабстве, носятся с ним, выстраивают отношения... Что-то мне это не по душе пришлось. Но попробую, пожалуй, следующую книгу цикла. Ромфант читаю крайне редко, но иногда и он нужен (люблю его скорее за юмор и фэнтези, чем за романтику) посмеяться и отдохнуть.