Книга о начале войны. Черновые отрывки. Глава "Разгром". Часть 19.
p_balaev — 07.09.2022 6 декабря в сообщении «В последний час» Совинформбюро сообщило, что только на Истринском, Звенигородском и Наро-Фоминском направлениях, советские войска сдерживая наступление противника, с 16 ноября по 6 декабря нанесли ему следующие потери: в танках – 777, уничтожено и захвачено автомашин – 534, орудий – 178, минометов – 119, пулеметов – 224, потери немцев убитыми – 55 170 человек. В эти данные не включены результаты действий авиации – нашему Генштабу, который передавал данные в Совинформбюро, спорные сведения о потерях противника были неинтересны, лучше недосчитать убитых супостатов, чем пересчитать.За 20 дней – 55 170 одних только подтвержденных трупов на довольно узком участке фронта. Если прикидывать классическое, что на каждого убитого приходится трое раненных, то больше 200 000 общих потерь. Больше 20 дивизий у фон Бока гавкнулись за 20 дней. По дивизии в день. Так это потери, в основном, в боевом составе подразделений, во вспомогательных и тыловых, само собой, столько не теряли. Плоховато у вермахта было с просачиванием. Такой успех в наступлении равносилен собственному разгрому.
Поэтому уже после войны фон Бок, еще 6 декабря докладывавший Гальдеру, что осталось только надавить на русских из последних сил, потому как у русских войска уже закончились, их почти всех убили, вспомнил, что, оказывается, 10 декабря он составил телеграмму на имя Браухича, только отправлять ее не стал и привел в своем «дневнике» текст этой телеграммы:
«Вынужден повторить то, о чем уже неоднократно докладывал: фронт группы армий наличными силами долго удерживать нынешние позиции не сможет. Даже если нам и удастся ликвидировать в некоторых местах вклинивание противника в нашу оборону, это будет достигнуто ценой полного истощения последних имеющихся в наличии боеспособных войск. Эту точку зрения разделяют все командующие армиями. Несмотря на неблагоприятные погодные и дорожные условия, фронт группы армий находится в постоянном движении, поскольку все части, какие только можно высвободить из сравнительно спокойных мест, из этих мест высвобождаются и направляются на наиболее опасные участки фронта, на передовую. За исключением нескольких секторов в расположении 4-й и 9-й армий, нигде никаких работ по укреплению позиций и обустройству зимних квартир не производится. Из-за обледенения дорог, снегопадов, а также плохого технического состояния танков, тягачей и грузовиков крупномасштабный быстрый отход войск группы армий к сокращенным оборонительным позициям по линии Курск — Орел — Ржев — Волга будет неизбежно сопряжен с крупными потерями в артиллерии и различном снаряжении. Ограниченный отход последних дней это доказал. Равным образом, в результате подобного отхода войска окажутся в тяжелых зимних условиях на неподготовленных позициях. Более тщательная подготовка к отходу потребует как минимум нескольких недель. Таким образом, нам остается одно: упорно защищать каждый метр занятой нами земли и осуществлять локальный отход только в случае крайней необходимости, когда ситуация другого выбора не предоставит. Но это связано с опасностью полного разгрома того или иного соединения в случае мощных атак противника. Как свидетельствуют перехваченные нами радиосообщения, противник намеревается продолжать атаки...».
Жаль только, что он не указал, где он нашел эту свою неотправленную телеграмму: в кармане его галифе она случайно сохранилась или в немецком архиве. Если в архиве, то далеко немцам до наших архивистов-историков. Нет того мастерства и размаха. Рудик Пихоя с Сережкой Мироненко нашли бы и план немецкого отступления до Берлина, лично подписанный Гитлером еще в июне 41-го с самыми настоящими печатями и на старой бумаге. Оказалось бы, что это не Советский Союз победил Германию, а немцы планомерно отступали, три раза убив всю Красную Армию. Хотя, было такое, еще в Перестройку пахло запахом «военно-исторической мысли», что СССР, понеся огромные потери, войну, фактически, проиграл. Вот надо было наших мастеров в архивы запустить к немцам в эти склады старой бумаги, они бы там обнаружили и документы о победе Германии над СССР.
Но даже без российского архивного размаха Федька Боков, оказывается, планировал сам отступить до Ржева, отойти на 200 километров от Москвы даже по прямой. А то, что наши войска по этой «прямой» громили части его армий, так то не громили, то «…осуществлять локальный отход только в случае крайней необходимости, когда ситуация другого выбора не предоставит». А если уж кого и разгромили, то это «…связано с опасностью полного разгрома того или иного соединения в случае мощных атак противника».
Правда, совсем немного камрад Боков с этим запланированным отступлением задержался и Совинформбюро радовало советских людей 11 декабря сообщениями, что войска генерала Лелюшенко, смяв части 1-ой танковой, 14-ой и 36-ой моторизованных дивизий вермахта заняли Рогачев и окружили части немцев в Клину. Войска генерала Кузнецова освободили Яхрому и продолжают преследование разбитых 6-ой, 7-ой танковых и 23-й пехотных дивизий противника. Войска генерала Рокоссовского гонят части 5-й, 10-й и 11-й танковых дивизий, дивизию «СС» и 35-ю пехотную дивизию противника и освободили г. Истру. Части армии генерала Говорова прорвали оборону 4- х дивизий немцев и вышли в район Кулебякино – Локотня.
Войска генерала Болдина, разгромив северо-восточней Тулы две танковые дивизии и полк СС «Великая Германия» начали охват 296-й дивизии вермахта.
А как рубилась наша кавалерия! Кавалерийский корпус генерала Белова «последовательно разбив 17-ю танковую, 29-ю мотопехотную и 167-ю пехотную дивизии противника, преследует их остатки и занял город Венёв и Сталиногорск». Немцы, ваши танковые дивизии точно не на тачанках были?!
Армия Голикова к 11 декабря, отбросив части 18-ой танковой и 10-ой мотопехотной дивизий, заняла города Михайлов и Епифань.
И, наконец, «… войска, генерала Власова, преследуя 2-ю танковую и 106-ю пехотную дивизии противника, заняли г. Солнечногорск». Да, это тот самый Власов. Уже в изданном Сборнике сводок Совинформбюро его имени нет, там - «войска, где начальником штаба генерал САНДАЛОВ». Правильно выбросили имя предателя из летописи войны? Точнее, он остался в ней только в качестве предателя. Я считаю – правильно. Правильно и то, что такие гниды даже могильного холмика не заслуживают.
За 5 дней весь фронт группы армий «Центр» рухнул. Это уже был разгром. Но это еще было только начало. И в этом начале у немцев еще небольшое было преобладание в численности, в танках, у нас небольшое – в артиллерии. Можно допустить – равенство сил. Еще продолжавшие наступать части вермахта столкнулись с наступлением равных им по силам войск Красной Армии – встречный бой. И немцы побежали.
Этот «момент истины» показал, у кого какая тактика лучше работает, и кто в тактику лучше умеет…
Благодарю за поддержку.
карточка Сбербанка 2202200535946089
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582