Книга о начале войны. Черновые отрывки. Глава "С.М.Штеменко" Часть 2.

топ 100 блогов p_balaev21.07.2022 В книге Штеменко, само собой, достаточно много дряни. В том числе, и о Ворошилове. А что вы хотели, если Г.К. Жукову пришлось в свои мемуары внести более 500 правок разного объема по настоянию редактора. Т.е., будем говорить прямо, переписывать их, пока они не стали удовлетворять требованиям идеологического отдела ЦК. Полностью удовлетворять. В результате то, что сейчас делает А.Исаев, как историк, является всего лишь пересказом «Воспоминаний и размышлений», разбавленных реверансами в сторону вермахта и гитлеровского генералитета гитлеровской подстилки.
     «Воспоминания и размышления» и есть история ВОВ в редакции брежневского ЦК в рамках реализации решений 20-го съезда.
    Но Штеменко хоть что-то удалось отстоять. В частности, как было уже в предыдущих главах, о начале войны и о «катастрофе» Юго-Западного фронта под Киевом.
   В разрезе обороны Москвы есть для вас еще один сюрприз от Сергея Матвеевича.  Но сначала это:
«Неудача, постигшая нас под Вязьмой, в значительной мере была следствием не только превосходства противника в силах и средствах, отсутствия необходимых резервов, но и неправильного определения направления главного удара противника Ставкой и Генеральным штабом, а стало быть, и неправильного построения обороны. Вместо того, чтобы выделить Западному и Резервному фронтам самостоятельные полосы для обороны с полной ответственностью каждого из них за эти полосы в целом как по фронту, так и в глубину, 24-я и 43-я армии Резервного фронта к началу наступления противника занимали оборону в первом эшелоне, находясь между левофланговой армией Западного и правофланговой армией Брянского фронтов. Остальные три армии Резервного фронта, растянутые в одну линию на широком участке, находились на позициях в непосредственной глубине обороны Западного фронта по линии Осташков — Оленино — Ельня. Оперативное построение крайне затрудняло управление войсками и взаимодействие фронтов. Даже в результате хорошо, правильно организованной обороны на направлении главных ударов врага ни Западный фронт, ни войска направления в целом не имели превосходства».
   Автор этой цитаты предлагает именно то, на что я указывал раньше: выставить весь Резервный фронт в первую линию обороны, т.е., дать немцам возможность окружить и разгромить все войска Западного и Резервного фронтов одним махом. По сути – это план собственного разгрома, так же, как и план выдвижения к границе в июне 41-го всех сил Красной Армии.
    Пока автора называть не буду. Пока вам из Штеменко:
«Не оставалось никаких сомнений в том, что подготавливается наступление непосредственно на Москву. Генштабу было известно, что Гитлер предназначил для этого группу армий «Центр» под командованием фельдмаршала Бока численностью более миллиона человек с 1700 танками и штурмовыми орудиями при сильной авиационной поддержке. Эти данные в последующем подтвердились.
Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандования приняли соответствующие контрмеры. Основные силы созданного еще в июле Резервного фронта расположили за Западным, увеличив таким образом глубину обороны. Для действий на дальних подступах к столице привлекались некоторые дивизии московского народного ополчения, сформированного из добровольцев. В строжайшей тайне в глубине страны проводилось формирование и обучение резервных армий, о существовании которых знали только члены Ставки и отдельные связанные с этим лица из Генштаба. Готовились к переброске на запад несколько хорошо подготовленных дивизий из Забайкалья и с Дальнего Востока. Ускоренно шло строительство Вяземского и Можайского укрепленных районов. Создавалась так называемая Московская зона обороны, рубежи которой вкруговую опоясывали столицу на ближайших подступах, в пригородах и, наконец, в самом городе до Бульварного кольца включительно.
Ставка посылала своих представителей в войска, чтобы они на месте разобрались во всех деталях обстановки, посоветовались с командованием соединений и оперативных объединений, как лучше решить коренные вопросы обороны Москвы. От Генштаба на Западный фронт в октябре выезжала комиссия ГКО, в которой от Ставки работал А. М. Василевский».
    И еще о Александре Михайловиче: «В конце сентября у нас в Оперативном управлении состоялось очередное партийное собрание. Несмотря на чрезвычайную занятость, пришли почти все, в том числе и начальник Генштаба Б. М. Шапошников. Обсуждался единственный вопрос — «Текущий момент и задачи коммунистов». Докладчиком был А. М. Василевский.  Александр Михайлович не приукрашивал положения. Он прямо заявил, что обстановка создалась архитяжелая, требующая от каждого отдачи всех сил, а может быть, и жизни. Дальше будет, возможно, еще труднее. Но падать духом не следует. Ленинград стойко держится, враг там не прошел. Это позволяет думать, что никаких новых фронтов севернее Москвы не возникнет и наши резервы, припасенные про черный день, останутся в сохранности.  Каждое слово доклада было проникнуто глубокой верой в конечную нашу победу, в мудрость партии и Советского правительства. Это собрание — одно из ярчайших моих воспоминаний того периода. И мне и всем моим товарищам по службе оно дало тогда мощный заряд бодрости и мужества».
     Как вы догадались, первая цитата взята из «Дело всей жизни» А.М.Василевского. Я подозреваю, что инсульт у Александра Михайловича случился после того, как он увидел, что редакторы сделали с рукописью его мемуаров, в результате прославленный маршал, который даже в фильмах о войне, снятых при жизни Сталина, стоит рядом с Верховным, не дожил и до первого издания «Дела всей жизни». Брежневское время по степени гнусности с нынешним вполне может посоревноваться.
    Если же верить С.М.Штеменко, то никакой ошибочности в построении наших войск не было. Больше того, Ставка даже допускала, что придется останавливать немцев и в самой Москве, предполагала – вплоть до Бульварного кольца.  А фон Боку готовились сюрпризы в виде резервных армий. Фактически, фон Бок лез в мышеловку, которую перед ним поставила наша Ставка.
   Цугцванг. Конфигурация наших фронтов на московском направлении, организация обороны, была такой, что чтобы не делали немцы, любое их решение, любой ход вели к поражению. Без всяких вариантов. Советское руководство не было авантюристами, оно «блицкригов» не планировало, судьбу Родины на кон не ставило.    



Благодарю за поддержку.

карточка Сбербанка 2202200535946089
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
И ещё немного из DME, на этот раз - чуть детальнее и без текста;) ( всё кликабельно до 1400) 2.  3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Первая часть  - здесь . Вот на этом пожалуй и ...
Я же забыл про Цоя нопейсать! Сегодня же то ли день рождения, то ли Икарусов день. Пешу. По молодости я с него тащился как тараканы тащатся по пачке дуста. Вот это вот всё - фенечки, чёрные одежды, гитара. Даже у стены Цоя на Арбате как-то "выступал", собрав с одним ноне известным в узк ...
Отчаялся вчера - и взял "бомбу" по скидке. Нормальное сухое каберне, как в старые времена.. "Кибернетическое" - звали его. В противоположность "Эрети" - ...
Господи, какой ужас! Ведь это был один из самых крутейших персонажей советской и российской музыки. Его вклад в развитие русского рока вообще невозможно переоценить. Скольких музыкантов поставил на ноги, помог, приютил, проспонсировал. Его замечательный дом на Николиной горе и квартира ...
Намедни black_z , забредя в старый пост о концерте Игоря Моисеева спросила: - «А зайцем с Тверской» - это как? В смысле как пройти тайком в Концертный зал им. Чайковского (в Москве). Да очень просто! Сейчас расскажу. Выходите из метро Маяковская, но не идете налево, к ...