"Клавдия Еланская". Часть 1: актриса моря
varandej — 16.12.2019
"Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт" - фраза невыносимо
банальная, но жизненная. По крайней мере среди редких в нашей
континентальной державе и потому неповторимых пассажирских судов.
Названный в честь прославившегося успешным проектами губернатора
"Игорь Фархутдинов" на Курилах непригляден, но
надёжен, и записываться к нему лучше сильно заранее. Названного в
честь корабела "Механика Калашникова" в Обской губе никто не сумел
заменить, и в том числе судно "Черномырдин". Номерные паромы "Сахалин" всем своим видом наводят на
мысли о каторге. Ну а Клавдия Еланская, театральная актриса начала
ХХ века, сочетала "рациональный подход к работе над ролью (...)
с сильной эмоциональностью, ярким и мощным природным
темпераментом". Вот и "Клавдия Еланская", курсирующая из
показанного в
прошлых частях (3 месяца назад) Мурманска на восток вдоль
побережья Кольского полуострова - очень красивое, очень уютное и
очень капризное судно.
О своём знакомстве с "Клавой" я расскажу в двух частях. Во второй -
сам вояж вокруг Кольского, ну а в первой - судно, наши с ним
мучения, Рыбный порт и виды Мурманска с тёмной воды залива.
Дальние морские пассажирские линии - пожалуй, самый редкий вид
транспорта в современном мире. А уж в России, где у моря жить удел
немногих, их и вовсе по пальцам легко сосчитать. Паромы "Сахалин"
ходят из материкового Ванино в островной Холмск, "Игорь Фархутдинов" - на Курилы из Корсакова, а "Гипанис" - с Камчатки. Речные
"Механик Кулибин" на Лене, "Хансута яптунэ" на Енисее и "Механик
Калашников" на Оби выглядывают в моря близ устий, в Тикси, Диксон и
Антипаюту соответственно. Ещё есть "Капитан Сотников"
на Чукотке, "Беломорье" в Архангельске, и вроде бы, вместе с нашей
сегодняшней героиней - всё. Но Чукотка или Лена далеко, "Беломорье"
мелок и некомфортабелен, а потому именно "Клавдия Еланская" среди
всех своих "коллег" находится в центре внимания туристов. За то
время, что я веду ЖЖ, френд-лента приносила мне десяток постов о
"Еланской", я сам видел её то в море напротив Териберки, то в
пассажирском порту рядом с атомным "Лениным" (на кадре ниже), а
своё путешествие всё откладывал и откладывал на потом. Наконец, в
мае знакомый моряк предупредил меня, что дела в Мурманском
пароходстве плохи, к банкротству движется оно неумолимо (ведь
главный его актив - атомные ледоколы, - с 2008 года выделен в
отдельное пароходство "Росатомфлот"), команда "Клавдии" третий
месяц не получает зарплату, и нынешняя навигация может стать
последней для неё. Тут надо заметить, что в теории "Еланская"
курсирует довольно часто, примерно каждую неделю - но в ЗАТО
Островной, где без пропуска и на берег не выпустят, и даже билет
продадут через раз. Кроме того, от Мурманска до Островного ночь
пути, и по ночам "Клава" туда ходит, так что если хочется увидеть
что-то кроме неё самой - фактически ехать стоит лишь летом. Летом,
однако, раз в месяц она совершала куда более дальний и интересный
рейс - вокруг Кольского полуострова, из Мурманска на Белое море в
труднодоступные деревни за Варзугой на Терском берегу.
2.
И вот, прочтя письмо знакомого моряка, я тут же побежал звонить в
морскую кассу на мурманском автовокзале и бронировать две каюты на
рейс в середине полярного дня. Компания на две каюты нашлась быстро
- верная Оля с её перьями в шляпе, знакомая по
Оби, Надыму и Печоре Лена из Кирова с напарником Артёмом, и Марина
ilance с
другом, которую я виртуально знал 15 лет, но благодаря "Клаве"
впервые повстречал в реале. Намечались и другие попутчики, например
небезызвестная Полина из московского Музея кочевой культуры,
чья фотовыставка сейчас висит в Дарвиновском
музее, и даже кое-кто из популяризаторов космонавтики. Я предвкушал разговоры о
покорении дальних планет на фоне туманного горизонта Арктики, как
в группе поклонников "Клавдии
Еланской" вдруг появилась новость - у теплохода серьёзная
поломка главного двигателя, ближайший рейс отменён, а наш дальний
рейс в Чаваньгу сдвинут на сутки и вообще под вопросом. Мы ещё не
знали, что это "под вопросом" равно однозначному "нет", а потому
всё же поехали в Мурманск. Пассажирский порт теперь занят грузовыми
судами, выжитыми из родной гавани разросшимся угольным терминалом,
ну а белоснежная "Клавдия" надменно стоит среди траулеров в рыбном
порту:
3.
Морская касса же изгнана на автовокзал, а автовокзал в свою очередь
низведён в подъезд пятиэтажки, выходящий во двор за пол-квартала от
автобусных перронов. Кассирша явно была вкрай задёргана вопросами о
том, будт ли рейс, и первый день в Мурманске, сняв квартиру на его
окраине, мы периодически ходили или звонили туда, раз за разом
оставаясь в неведении. Наконец, мы дозвонились до начальства, и
начальство сообщило, что рейсу быть - только не в 19:00, а в 23:00.
На радостях я даже забыл сделать главное уточнение, которое вскоре
услышал в кассе - рейс-то будет, но не в Чаваньгу, а лишь до
Островного и назад. И я до сих пор вспоминаю, как расслабленные
улыбки оползали с лиц нашей компании, и в глазах у всех читалось
"это фиаско, братан!"... Дальше мы разбрелись по Кольскому, я уехал в Карелию и
Питер, но группу теплохода мониторить продолжал. За считанную
пару недель бюрократы успели уволить команду и списать теплоход, а
затем вернуть в строй и людей, и машину - только теперь не тяжело
больному Мурманскому пароходству, а куда как более успешному
Северному пароходству из Архангельска. Фактически, летом "Еланская"
ходила в каком-то неопределённом статусе, под прямым патронажем
готовившегося к выборам и.о. губернатора Чибиса, и мы застали
актрису уже верной Архангельску, но ещё с мурманским белым медведем
на трубе. И хотя расписание её сбилось, впереди вновь замаячил
беломорский рейс. Три недели спустя после провала, теперь только с
Ольгой вдвоём, мы опять оказались в Мурманске:
4.
И купили билет - с предостережениями, что всё может сорваться, и
упрёками, что "здесь вам не круизное судно", - но без лишних
вопросов. Мы бронировали по телефону и брали в день отправления в
кассе, но как обычно, буквально на следующий рейс билеты стали
продавать в интернете - как и на "Фарха", через автобусный сервис. Йоканьга, как и Гремиха - это одно
из имён Островного, в штампе стоящее по умолчанию. Внизу - цена до
Чаваньги в 4-местной каюте, и что характерно:
4а.
Порт в Мурманске тянется почти по всей длине города, плавно
переходя от одного терминала к другому. От жилых районов он отделён
железной дорогой, а потому соседствует с ним почти исключительно
промзона. От разделённых путями железнодорожного и морского
вокзалов до рыбного порта минут 20 ходьбы. Один из бараков с 1997
году переделан в храм Трифона Печенгского:
5.
В зданиях рыбного порта есть пара-тройка рыбных лавок, но цены в
них те же, что в ларьке близ вокзала. Почти напротив церкви -
мощная сталинка портовой конторы, за которой виднеется 8-я
проходная:
6.
К началу посадки пассажиров от автовокзала на причал возят
специальные автобусы. В отличие от Сахалина и Курил, вполне себе
бесплатные, вот только нужды особой в них нет - по билету в порт
пропускают даже без всяких досмотров. 8-я проходная - ближайшая к
цели, но воспользоваться можно и другими проходными, в том числе
круглосуточной 1-й.
7.
Порт встретил облезлыми стенами, криками чаек и едким запахом их
помёта. На заброшенных зданиях возник целый птичий базар!
8.
9.
А за ними тихо стоит сама "Клава". Пассажирские суда СССР
практически всегда заказывал за границей, на верфях дружественных
компартий - например, "Калашникова" сделали в ГДР, а "Фархутдинова"
- в Польше. Ну а пассажирские теплоходы ледового класса "Мария
Ермолова" рождались в 1970-80-е годы там, где море в последний раз
замерзало в Средние века - на Адриатике, в городке Кралевица, ныне
принадлежащем Хорватии. Ещё меньше с суровой судьбой сочетался
цветник артистических имён в их названиях. Из 8 "морских актрис" 5
поселились во
Владивостоке, но на Золотом Роге после распада СССР их судьбы
сложились печально - одна затонула у берегов Японии, остальных
продали за границу и там порезали на лом. Та же судьба постигла
одно из трёх судов, отправленных Мурманск, так что дожили до наших
дней лишь "Клавдие Еланская" (1977) и головная в серии "Мария
Ермолова" (1974). Последняя ныне живёт в
Астрахани, возит круизы по Каспийскому морю, иногда видимо
пересекаясь с так похожим на неё "Кючек-ханом" из персидских Энзелей. Тут надо заметить, что
настоящая Клавдия Еланская родилась именно в Астраханской
области... но теплоход её имени остался на северах. У судна
биография пожалуй побогаче, чем у самой актрисы - прежде чем выйти
на прибрежно-рейсовый покой, "Еланская" возила людей на Шпицберген,
Землю Франца-Иосифа (куда и теперь ходит изредка) и даже в
Антарктиду. После угловатого "Фарха" и грязных "Сахалинов" у
"Еланской" вид действительно очень женственный. Так же, наверное,
смотришь на миловидную актрису, карьера которой пролегала через
швейные фабрики и службу санитаркой на фронте...
10.
Характер у "Клавы" однако всё равно не по-заполярному женский: "я
девочка, я в шторм не пойду!". Да и правда, как такое маленькое и
изящное судно в волны Баренцева моря выпускать? Поэтому и ходит она
не чаще раза в неделю: дата в расписании - это только начало
посадки, а ждать выхода из порта "Клава" может и по несколько дней.
Особенно - на рейсах в Чаваньгу, где нет причалов, а с трапа нужно
прыгать прямо в лодку. Пассажиры, тем не менее, согласно расписанию
могут занять места в каютах, и просто днями живут на судне в рыбном
порту:
11.
Изнутри вид у "Клавы" какой-то очень домашний. Холл, куда мы
поднялись по трапу:
12.
На стенах, помимо разных стендов о пожарной безопасности - и вот
такое. Человек и пароход:
13а.
Более подробный стенд о той, в честь кого названо судно:
13.
В администраторской выдают по билету ключи от кают, туда же можно
подойти с каким-нибудь вопросом. В нашем случае конечно же главный
вопрос был "Когда отходим?".
14.
С другой стороны - буфет с телевизором и светящимся интерьером в
стиле клубов "нулевых". На вышедшую в тираж рок-звезду похож и
Кудрявый Буфетчик, приветствующих гостей панибратски. Меню здесь
скудное, порции маленькие, цены выше, чем того хотелось бы, и
неплохое в общем качество еды не перевешивает этих недостатков.
Поэтому Кудрявый Буфетчик спокойно относится к тому, что пассажиры
используют его локацию как кинозал и интернет-кафе - в отличие от
кают в глубине железного корпуса, здесь исправно ловит
мобильник.
15.
Всё это находится на Верхней палубе, выше которой есть ещё
Шлюпочная палуба, а ниже - Главная и соответственно Нижняя, в
обиходе более известная как Трюм.
16.
У администраторской палубы прошивает винтовая лестница:
17.
Ближе к корме - пологие трапы:
18.
В коридорах - ковролин, симпатичные интерьеры, фотографии красивых
мест и самой "Клавы" на их фоне. "Морские актрисы" строились с
расчётом на круизы, которые "Еланская" также возила в основном по
тем же полярным морям. Моя двоюродная бабушка в Перми, будучи женой
директора цеха, ходила в такие круизы - на Вайгач, Новую Землю и
Землю Франца-Иосифа. Они уже тогда стоили огромных денег, и всё же
на порядки дешевле современных полярных круизов на атомных
ледоколах. И может быть моя бабушка захаживала в этот самый
ресторан... но в рейсовую навигацию он заперт.
19.
На Главной и Нижней палубах - узкие коридоры с дверями кают:
20.
Сами каюты уютнее номеров многих гостиниц, особенно если учесть,
что жили мы тут вдвоём:
21.
И все, в которые я заглядывал, чуть разные - вот тут например есть
колыбелька.
21а.
Дверь же на переднем плане ведёт в санузел - все каюты рассчитанной
на "интуристовские" круизы "Еланской" с удобствами. Открыв горячий
кран и не обнаружив в нём горячей воды, я совсем не удивился -
разве у пароходства на грани банкротства может быть как-то иначе?
Лишь через пару дней Оля обнаружила, что на умывальнике просто
перепутаны краны, и из "холодного" льётся почти кипяток - зелёный
чай заварить бы хватило! Ну а в каюте с душем и неделю вполне можно
жить...
22.
Главное же отличие кают на двух палубах - иллюминаторы. В трюме они
задраены наглухо, а вот на Главной палубе можно откинуть не то что
ставню, а даже само стекло. Туристам лучше бронировать каюты по
правому борту - ведь именно направо из Кольского залива лежит путь
"Клавдии", и слева за иллюминатором лишь морской простор. Но есть
одна засада, на которую мы и попали - последняя пара кают перед
носом (№94-95) тоже задраены! К тому же в них гораздо холоднее.
Администраторы, однако, вошли в наше положение, и когда "Клавдия"
прошла Островной и почти опустела, нам разрешили переселиться:
22а.
В коридоре есть общий санузел (не знаю точно, для кого он) и титан
с кипятком:
23.
А мощные двери отсеков разделяют обе палубы на части для пассажиров
и команды:
23а.
Мы этого поначалу не знали, и дойдя до самой кормы обнаружили там
душевую и недавно топившуюся баню:
24.
На Шлюпочной палубе вид коридоров поблагообразнее:
24а.
А за закрытыми дверями попадаются накрытые столы - видимо, там
обедает команда:
25.
У одной из столовых нас приметил щуплый человек с лицом
злодея-интригана из околофэнтезийного кино, и вкрадчиво
поздоровался с нами: "Всё-таки поехали?" - словно уже о нас что-то
знал. Периодически отлавливая нас в коридорах, он неоднократно
задавал такие же вкрадчивые вопросы, я пребывал в полной
уверенности, что за нами приглядывает безопасник, а потому старался
не фоткать крейсера и ледоколы вблизи окна его каюты. Но когда
после вечера на палубе я прервал разговор с ним на то, чтобы
высморкаться в салфетку, "чекист" вдруг переменился в лице и
побежал в свою каюту за лекарствами - нашим собеседником оказался
скучающий без пациентов судовой врач...
26.
Трапы с причалов приводят на Верхнюю палубу, где по бокам от
администраторской - вот такие предбанники с грузами для дальних
деревень:
27.
Здесь же телефон внутренней связи, таблица приливов и отливов и
лебёдка трапа:
28.
К корме тянутся красивые галереи прогулочных палуб. Стёкла их
грязноваты, но воздух здесь свежее, чем в каютах и теплее, чем на
открытых палубах:
29.
Вот только курить нельзя, и в шторм суровому северному мужики тяжко
будет не столько от качки:
29а.
Как-то ближе к концу рейса мы смогли выйти по Верхней палубе на
нос, где вообще-то высится кран и пассажирам ходить запрещено:
30.
Прежде, чем нас погнали, однако, мы успели заглянуть в грузовой
трюм, по которому елозил автопогрузчик. На Белом море трюм был
почти пуст, а вот в Островном одних только машин кран выгрузил
пяток.
31.
С другой стороны Верхней палубы - вполне общедоступная корма:
32.
А вот Шлюпочная палуба вокруг капитанского мостика практически вся
открыта. Сами шлюпки после того же "Фарха" не вызывают доверия -
просто большие лодки, сверху открытые всем ветрам и волнам:
33.
Здесь тоже есть лебёдка с люлькой, и я испугался, не придётся ли
нам через неё высаживаться в Чаваньге:
34.
Ну а пока мы коротали время в порту, и понимая, что в Мурманске
идти уже особо некуда, я просто отсыпался в тёмной каюте. Под
правым бортом шла погрузка:
35.
С левого борта открывался вид на катера береговой охраны:
36.
И саму гавань Рыбного порта между Варничным (где мы) и Халдеевым
(где катера) мысами. Впереди - старейшее здание Мурманска, то ли дореволюционный
склад, то ли штаб британских интервентов, а за ним усеянное сейдами
Каменное плато.
37.
Рыбный порт, его суда и склады:
38.
Здесь я искал траулер "Профессор Бойко", на котором мой папа ходил
в
свои последние экспедиции по Баренцеву морю:
39.
Но находил лишь в узком смысле промысловые суда. На фоне вокзала -
самое колоритное в рыбном порту зрелище погрузки порожних ящиков
поточно-бросковым методом:
40.
В какой-то момент мы вдруг обнаружили, что порт полон закутанных в
тёплую одежду художниц - это оказались практикантки одного из
московского вузов, на лето отправленные писать Заполярье.
41.
И вид их так контрастировал с кранами, судами, птичьими базарами...
Но они никого не смущали, равно как и мы - что "Клава" устраивает в
Рыбном порту проходной двор, все успели привыкнуть.
42.
Так проходили дни, и утром я неизменно спрашивал в
администраторской, будет ли рейс, и мне так же неизменно отвечали,
что рейс перенесён на завтра. В тёмной каюте хорошо спалось под
разговоры большой семьи из соседней каюты, монотонно доносившиеся
через стену. Вообще, есть ощущение, что большинство пассажиров и
членов команды "Еланской" если не знакомы, то по крайней мере
узнают друг друга в лицо - на "Еланской" 206 спальных мест и ещё 28
в запертом за ненадобностью салоне "самолётного типа", то есть
вмещает она почти пятую часть из 1,5-тысячного населения Йоканьги.
Есть, конечно, ещё военные и всякие командировочные, поэтому в
середине лета при отмене рейса на следующем таки может прямо перед
отправлением не быть мест. Но в целом "Клавдия" - как бы
продолжение Островного, и жители разных кают общаются не активнее,
чем жители разных квартир. Мы отдыхали в каюте, ходили в душ больше
от скуки, чем ради чистоты, съели большую часть припасов на поход
по Терскому берегу и купили в городе новых. Снаружи уже давно
закончилась погрузка, и просел теплоход относительно причала на
несколько метров. На второй день я уже даже смирился с вариантом,
что мы вообще никуда не поедем - хотя бы посмотреть, как "Клава"
устроена, удалось, а дальше и ладно. На третий день я уже начал
планировать дела по возвращении в Москву, а на четвёртый ушам не
поверил, услышав, что вечером мы отходим - 12 июля вместо -9-го по
расписанию. Всё это время следил я и за погодой, надеясь, что небо
хоть немного прояснится, и огорчаясь, что в тот отменённый июньский
рейс светило солнце и была идеальная видимость. Увы, тут мои
надежды не оправдались - выйдя на палубу за полчаса до времени
отхода, я увидел хмарь и мокрые доски под ногами. Вот над трубой
взвился чёрный дым, я в сердцах написал с телефона "Выходит!", а
af1461
поправил меня в комментариях: "Клавдия отдаёт концы!".
43.
Считанные минуты - и вот мы уже покинули гавань. У причала остался
наш сосед научное судно "Фритьоф Нансен" (1987, ГДР) на фоне
далёкой конторы "Тралфлота":
44.
Ещё немного, и позади остался вечно живой "Ленин" - задержка
"Клавы" позволила мне наконец прийти сюда не в выходной и попасть
на борт этого легендарного судна. Глядя же на гостиницу "Арктика"
поодаль, я не думал, что месяц спустя буду в ней жить, приехав в Мурманск по третьем разу за лето.
44а.
Ледокол "Капитан Драницын", спущенный на воду в 1980 году верфью
Вяртсиля в Финляндии - дизельный, но вполне заслуженный. В летнее
время он возит круизы на Вайгач, Новую Землю и Северную землю с
высадкой на айсберг, а в 2016 году впервые в истории Арктики
занимался буксировкой айсберга более 2 миллионов тонн весом.
45.
За "Драницыным" - угольный порт, а на его траверсе три дока:
46.
Вот и Зелёный мыс, и суровый Алёша на запад глядит поверх нас:
47.
Сменяют друг друга терминалы - под Алёшей химический, а вот
зерновой:
48.
От пятиэтажки за Зелёным мысом машет "Ждущая" (2012) - весьма
частный памятник портовых городов. У ворот Арктики она и уместна, и
нет. С одной стороны, из немногих портов мира путь лежит в такие
страшные моря, а с другой - не любят на Севере все эти розовые
сопли, и жена сурового северного мужика не у набережной должна
ждать, а дома, помешивая борщ.
48а.
На борту у меня быстро обнаружилась компания - помимо нас тут ехали
двое туристов, снимавших ролики для Ютуба. Ребята, кажется, впервые
оказались на Крайнем Севере и даже взяли водки, предположив, что за
неё тут можно о многом договориться. Так делать не стоит - команде
водка нафиг не нужна, а местные её конечно выпьют и обещанное
сделают, но того, кто спаивает их, любить не будут. При виде нас
один за товарищей слегка запаниковал: "Эй, да нас же опередили! Да
кому теперь наши записи нужны будут?! Смотри - вот это Птица, а
это, стало быть, Варандей!".
49.
Ещё один "Варандей" обнаружился пришвартованным около Росты, на
фоне Владимирской церкви-памятника и голубенького Дома офицеров
(1938) с музеем Северного флота. Где-то там мы снимали в квартиру в
первый приезд, а на
те сопки слева ходили выглядывать открытое море, поняв, что с
борта его уже не повидать...
50.
На берегах тут больше нет каких-то особых красот, а потому мы
вчетвером отдались шип-споттингу. Вот скажем старик (1969)
"Владимир Каврайский" - дизельный ледокол для проведения
гидгрографических работ в Арктике. Или, вернее, с 2011 года -
плавказарма для курсантов Северного флота:
51.
Огромный красный тапок - это судно снабжения буровых платформ "Sea
Spear" ("Морское копьё"):
52.
Тем же занимается построенный в 2010 году норвежский буксир "Loke
Viking":
52а.
Но самое большое удивление у нас четверых вызвало вот это НЕЧТО -
на самом деле всего лишь судно-док "Red Zed 1". В те дни эта троица
как раз привезла в мурманский порт буровую платформу на
плановый 10-дневный ремонт, и видимо дожидалась его окончания.
53.
Ещё немного - и Южное колено Кольского залива, а с ним Мурманск,
остались за кормой.
54.
А на сгибе колен нас ждали самые интересные причалы:
55.
Но об этом в следующей части...
КОЛЬСКИЙ-2019
Роман с "Клавдией Еланской". Обзор поездки и
оглавление серии.
НеФорум Арктика-2019. Ещё раз в Мурманск.
Мурманскский берег
Сайда-губа. Кладбище атомных подлодок.
Мурманск. Вокзал, причал и "Ленин".
Мурманск. Общий колорит и виды с Абрам-мыса.
Мурманск. Архитектура.
Мурманск. Вороний Камень и Каменное плато.
Мурманск. Зелёный мыс и Роста.
Морской вояж на Терский берег
"Клавдия Еланская". Судно и рыбный порт.
"Клавдия Еланская". Виды с борта.
Чаваньга. Поморская деревня.
Терский берег.
Кузомень. Село в песках.
Русская Лапландия
Ловозеро
Ревда и перевал Эльморайок.
Сейдозеро.
Кировск. Центр.
Кировск. Кукисвумчор.
Хибины. Цирк и не только.
Карелия, Петербург, Ленинградская область - будут отдельные
оглавления.
|
</> |