рейтинг блогов

Классовый взгляд на персонажей и идеи фильма «Место встречи изменить нельзя»

топ 100 блогов nektosteen03.05.2019 Теги: Груздев МЕСТО

Первое, что бросается в глаза при попытке оценить фильм и роман, лежащий в его основе - это полное отсутствие пролетариев среди основных персонажей фильма и его литературной основы. И даже среди героев второго плана. Носителями всех идей и конфликтов в фильме оказываются либо представители интеллигенции и служащих (Жеглов-Шарапов, Жеглов – Груздев, Жеглов – Бомзе), либо представители служащих и деклассированные элементы (МУР-уголовники). Впрочем, некоторые из преступников и их пособников тоже несут в себе черты того или иного класса.
Группа персонажей-служащих. Именно эта группа является в фильме «носителями добра». Она состоит из сотрудников МУРа, прокуратуры и милиции города. В этой группе выделяется подгруппа «носителей идей» - Шарапов и Жеглов, и простые «идеологически не нагруженные» исполнители, просто крепкие профессионалы. На их фоне выделяется только Пётр Соловьёв (милиционер, проваливший засаду у Верки-модистки) – яркий носитель мелкобуржуазной морали. В романе интересен также Иван Пасюк - явно бывший сельский житель Украины, проявляющий в своём деле инициативу и незаурядную оперативную сметку – именно он является автором идеи выманивания бандитов в магазин на «следственный эксперимент», комбинации с телефоном Ани. При этом этот бывший колхозник третий год учится в шестом классе вечерней школы и является объектом насмешек Жеглова.
Группа персонажей-интеллигентов. Интеллигенция в фильме представлена научными работниками (Груздев), и работниками искусства или «около искусства». Интересно, что к идее добра и справедливости все представители данной группы поразительно равнодушны, их интересует только то, что касается их лично. Ингрид Собоблевская, подруга Фокса вовсе не в ужасе от того, что связалась с убийцей и грабителем, она лишь сожалеет о том, что «полковник» оказался не «настоящим», и её романтическая мечта рухнула. Груздев возмущён действиями муровца Жеглова, задевающими его личное достоинство; то, что он и его близкие оказались в непосредственной близости от бандита и убийцы поразительным образом проходит мимо его сознания. Убита его бывшая жена, преступник побывал в его доме, но это никак не сказывается на его благородном возмущении ущемлением его прав милицией. Он за добро и справедливость, но только по отношению к нему лично. Прекраснодушный пенсионер Михаил Михайлович Бомзе, мечтающий о наступлении «эры милосердия», предаётся маниловским мечтаниям, но при этом совершенно равнодушен к реальности и тому, что в ней происходит. Даже администратор Большого театра в сцене поимки Ручечника обеспокоен только тем, чтобы происходящее не испортило спектакль и настроение зрителям. Это очень странная интеллигенция, я вам скажу, совершенно не способная ни к какой борьбе и ни к какому созиданию. Её основная жизненная задача – самовыражение.
Группа персонажей-преступников. Здесь интересно то, что преступность в фильме и романе это просто Зло. Не имеющее корней, причин и следствий, просто изначально сущее зло наряду с, видимо, изначально сущим добром, представленным в образах основных положительных персонажей. Зло проникает в мир добра, перетягивая на свою сторону неустойчивых граждан, но некоторые из них сохраняют в себе «искры добра». Забавно, что здесь мы впервые сталкиваемся с людьми, имеющими отношение к какому-то ручному труду: водителями грузовика, буфетчицей, швеёй. Этот мир тоже разделён на «интеллигенцию» и «серую массу исполнителей», хотя даже эта масса представлена персонажами куда более яркими, нежели «масса исполнителей добра» в лице рядового состава милиции.

Итак, авторы романа и фильма представляют нам некий мир, в котором добро в лице МУРа (милиции) борется со злом в лице преступности на фоне занятой лишь собственным благополучием интеллигенции. И основной конфликт заключён в том, что взгляды главных героев на методы этой борьбы расходятся. Жеглов считает, что в борьбе с этим злом все методы хороши, Шарапов в течение фильма постепенно приходит к выводу, что в борьбе с этим извечным злом нужно проявлять исключительное благородство, чтобы сохранить «чистоту добра». То есть, проникается идеей своего соседа Бомзе, что «когда будет много еды, все станут добрыми, если к ним хорошо относиться». Учитывая, что даже во «вселенной фильма» зло имеет характер извечный, потусторонний – идея более чем сомнительная. Если сосредотачиваться только на главных героях, остаётся совершенно непонятным, как же, за счёт чего существует весь этот мир, и какова в нём роль тех, кто созидает всё то, к обладанию чем беззаконно стремится «зло» - материальные блага. Чтобы увидеть это, придётся обратить пристальное внимание на персонажей эпизодических.
Первым в фильме появляется свидетель Фёдор Петрович Липатников, сосед убитой Ларисы Груздевой. Довольно комичный персонаж в майке и пижамных штанах, с готовностью и не без подобострастия помогающий муровцам своими свидетельскими показаниями. Работает, судя по упоминанию «ночной смены» - по всей видимости, на заводе. Ничем не интересуется (даже футболом), речь безграмотная и даже часов у него в доме нет. Легко ведётся на грубую лесть Жеглова, соглашается со всеми версиями, выдвинутыми Жегловым и Шараповым по поводу времени убийства Груздевой. Второй, наверное, стоит упомянуть Верку-модистку, швею, человека, втянутого в преступную деятельность. На третьем месте – Шурку, соседку Шарапова, прачку. Это совершенно безликое существо, униженно предлагающего «постирать бельишко» в благодарность за защиту от пьяного мужа-инвалида. Отвратительный пьяница-муж, по всей видимости, тоже бывший рабочий, ибо отсутствие левой руки не является препятствием для профессиональной деятельности интеллигента, а для рабочего это приговор.
Итак, во вселенной романа и фильма люди производящего труда – это некая обслуга, необходимая, но непроходимо тупая и крайне неустойчивая к воздействию сил зла, которую необходимо «ставить на место» (как Жеглов мужа Шурки Воробьёва), защищать от зла и наставлять на путь истинный. Лучшие из людей труда, как оперативник Пасюк, могут подняться до уровня борцов со злом, но в силу отсутствия образования и культуры никогда не поднимутся до высот настоящих героев. Вот такой классовый посыл несут эти произведения – и роман и фильм.
Роман написан в 1975-м году. Фильм вышел в 1979-м и был восторженно встречен аудиторией, быстро стал «культовым». Между прочим, восторженно встретили его те самые люди труда, которых в фильме смешали с грязью. И эти люди видели в Жеглове своего защитника, в соответствии с идеей фильма и героя Высоцкого.
Состояние сознания общества уже в те годы, исходя из изложенного, можете оценить самостоятельно.

Оставить комментарий



Посты по теме:
Груздев: влияние санкций Запада на сотрудничество России и Китая не стоит преувеличивать  ТАСС

По словам заместителя министра промышленности и торговли, в последние годы отношения Москвы и Пекина в аграрной сфере успешно ...

За год Владимир Груздев потерял $50 млн | ИА “Тульская Пресса”  Тульская пресса

Бывший губернатор Тульской области опустился на 149- место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России.

Цена жизни по максимуму  Российская Газета

Ассоциация юристов России готовит предложения по введению критериев для расчета компенсаций морального вреда. Какие идеи поступают, от чего ...

Архив записей в блогах:
...
Самая-самая красота там в июле, конечно. Когда все мамины розы цветут. Но и сейчас тоже хорошо :-) Рассказывайте, как у вас выходные прошли? :-) ...
Зря, дорогие вы мои, мне постоянно пишите - долой гламур, долой гламур, больше жизни простых граждан. И,хотя я не понимаю, где лично у меня вы этот самый гламур находите, но... Раз просите, значит, надо. А посему - сегодня история замечательного веселого молочника, обеспечивающего продов ...
     Нибиру ,  планета Х ,  Десятая планета ,  Мардук , Фаэтон  – как только не называют эту возможно существующую планету. Но что нам известно о ней на самом деле? Почему великие ученые выдвигают две кардинально ...
Вот объясните мне, как вы выбираете? Нет, всякие духи или там пирожные это понятно- вкусовыми рецепторами. Со стилем одежды тоже более-менее понятно, хотя эта тема меня тоже волнует. С чего вдруг достопочтенные леди бальзаковских лет достигнув, внезапно начинают одеваться, словно подростк ...
  • UcpSGtOR62QUrk9 : Помню и горжусь. Груздев Герман Иванович 1906-1982. Капитан медицинской службы 1941-1945. https://t.co/bPnx3u16Ee

  • 4apleid : Не на груды денег надейся, а на Бога. / / Архимандрит Павел (Груздев) / / Еще больше о любви в группе Да любите… https://t.co/r60pLqxlgF

  • ucu68102 : RT @tass_agency: Россия привезла на Пекинскую международную садоводческую выставку около 100 видов растений. О значении мероприятия и его р…

  • tass_agency : Россия привезла на Пекинскую международную садоводческую выставку около 100 видов растений. О значении мероприятия… https://t.co/Z7Cc3d6xPM

  • 24_7seven : Влияние санкций Запада на сотрудничество России и Китая не стоит преувеличивать, сказал заместитель министра промыш… https://t.co/5iN0KsF6TW

  • sergey39539481 : Влияние санкций Запада на сотрудничество России и Китая не стоит преувеличивать, сказал заместитель министра промыш… https://t.co/fMgO604Emz

  • alta_ved : Россия будет наращивать поставки вина и лекарств на рынок Китая. По оценке экспертов International Wine and Spirit… https://t.co/dQ0isw1Zcq

  • tass_agency : Влияние санкций Запада на сотрудничество России и Китая не стоит преувеличивать, сказал заместитель министра промыш… https://t.co/pBxkpHuQQH

  • PX2cYJmLuwbm2a4 : Загадка гибели художника Константина Васильева (Груздев Вячеслав) / Проза.ру https://t.co/AzS6Jbp5WK

  • 2bkOWl2iTZ8pLht : RT @nastavleniaru: «За еду никто не будет в аду… Кружку молока выпей — кровь у людей не пей !!!» / / Архимандрит Павел Груздев https://t…

  • councilhse : -Глава ККО просит омбудсмена взаимодействовать с людьми из студсовета по всем вопросам, иначе получается неконструк… https://t.co/V07VyGEWx9