Китайский дворец усадьбы «Ораниенбаум»

топ 100 блогов uctopuockon_pyc26.07.2022
Вид на южный фасад Китайского дворца со стороны пруда
Вид на южный фасад Китайского дворца со стороны пруда

Китайский дворец превосходно отражает  художественные пристрастия аристократии XVIII века. Своё название дворец получил потому, что ряд его интерьеров декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства. Убранство дворца, выполненое европейскими и русскими художниками с исключительным мастерством, не имеет аналогий в мире.

 Дворец, расположенный в южной части Верхнего парка усадьбы «Ораниенбаум», проектировался как центральный объект участка собственная дача Екатерины II, т.е. предназначался исключительно для императрицы. В собственные владения членов царской семьи приглашались лишь избранные лица. Как публичный музей дворец был открыт в 1922 году. 

Южный фасад Китайского дворца. Для публики вход в музей через стеклянную галерею, соединившую два ризалита — в левом (западном) были покои Екатерины II, в правом — покои её сына Великого князя Павла..
Южный фасад Китайского дворца. Для публики вход в музей через стеклянную галерею, соединившую два ризалита — в левом (западном) были покои Екатерины II, в правом — покои её сына Великого князя Павла..

Китайский дворец построен в 1762—1768 годах по проекту А.Ринальди. В убранстве Китайского дворца наиболее полно выражен стиль рококо, который больше нигде в России не получил такого распространения как в Ораниенбауме. В середине XIX века по проекту архитекторов Л.Л.Бонштедта и А.И.Штакеншнейдера надстроили второй этаж с балконом и построили застекленную галерею, соединившую с южной стороны два ризалита. Помимо этого с востока и запада дворца пристроили небольшие помещения-антикамеры. 

Передняя — помещение через которое в XYIII веке был вход во дворец со стороны южного фасада. В последующем это помещение использовалось как столовая. Помещение богато украшено живописью.

Передняя. Камин из искуственного мрамора. Слева — вход в Большой зал.
Передняя. Камин из искуственного мрамора. Слева — вход в Большой зал.
Интерьер Передней.
Интерьер Передней.

Между Передней и Розовой гостиной расположена Гардеробная. Это помещение связывает покои Великого князя Павла с парадным входом во дворец. Когда помещение использовалось как гардеробная, здесь пудрили парики. Затем комнату использовали как буфетную, потом как библиотечную. 

Украшение Гардеробной — прекрасный паркет, секретер и камин.
Украшение Гардеробной — прекрасный паркет, секретер и камин.
Вид из дворца на восточный партерный садик
Вид из дворца на восточный партерный садик

Среднюю часть дворца занимает парадная анфилада комнат — Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет (Китайская галерея). В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Описанные выше Передняя и Гардеробная связывают интерьеры половины Павла (восточной ризалит) с Большим залом. Всего на первом этаже дворца 17 помещений, половина из которых доступна публике.

Общий вид Зала муз
Общий вид Зала муз

Первоначально Зал муз назывался Живописной галереей и предназначался для музыкальных концертов. 

Плафон
Плафон "Триумф Венеры" Зала муз, написанный С.Торелли.
Китайский дворец усадьбы «Ораниенбаум»
"Мальчик на дельфине" (1860 г.) — копия скульптуры Лоренцо Лоренцетто (Лоцци) 1490 - 1541 г.
Фрагмен декора Зала муз.
Фрагмен декора Зала муз.

От Зала муз до Китайской галереи проходит парадная анфилада помещений Китайского дворца.

Анфилада парадных комнат Китайского дворца со сторны Зала муз
Анфилада парадных комнат Китайского дворца со сторны Зала муз

Голубая гостиная — вторая со стороны Зала муз комната парадной анфилады.

Дверь из Голубой гастиной в Зал муз.
Дверь из Голубой гастиной в Зал муз.
Дверь из Голубой гастиной в Стеклярусный кабинет.
Дверь из Голубой гастиной в Стеклярусный кабинет.
Стеклярусный кабинет
Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет — главная достопримечательность Китайского дворца. В кабинете сохранилась подлинная уникальная отделка 1760-х годов. Стены кабинета декорированы двенадцатью панно — холстами, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На панно изображены фантастические птицы, растения, порхающие бабочки. Панно помещены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Один из трех мозаичных столов, изготовленных в 1769-1771 годах специально для Стеклярусного кабинета мастерами Петергофской гранильной фабрики из смальты приготовленной по рецепту М.Ломоносова.
Один из трех мозаичных столов, изготовленных в 1769-1771 годах специально для Стеклярусного кабинета мастерами Петергофской гранильной фабрики из смальты приготовленной по рецепту М.Ломоносова.

Большой зал — центральный в парадной анфиладе. В XYIII веке зал служил для проведения приемов и торжественных обедов.

Большой зал
Большой зал
Плафон Большого зала
Плафон Большого зала

Штукатурный покой открывает западную часть парадной анфилады. Стены комнаты выполнены в технике намазной лепки мастером А.Джани. 

 Штукатурный покой. Бюро розового дерева французской работы (1760-ые годы).
Штукатурный покой. Бюро розового дерева французской работы (1760-ые годы).
 Штукатурный покой. Ломберный стол работы французского мастера Л.Будена (1768 г.)
Штукатурный покой. Ломберный стол работы французского мастера Л.Будена (1768 г.)

Интерьер  Малого Китайского кабинета (Китайской комнаты)  воплощен в характере китайского искусства как он воспринимался европейскими дизайнерами XYIII века. На стенах кабинета — портреты вельмож, прибывших в Россию в свите будущего императора Петра III.

Малый Китайский кабинет.
Малый Китайский кабинет.

Большой Китайский кабинет (Китайская галерея) завершает западную часть парадной анфилады дворца.

Большой Китайский кабинет. Бильярд английского мастера Р.Кларка — приобретение Великого князя Петра Федоровича.
Большой Китайский кабинет. Бильярд английского мастера Р.Кларка — приобретение Великого князя Петра Федоровича.
Одно из деревянных панно Большого Китайского кабинета выполненное в технике маркетри с инкрустрацией пластинками моржовой кости.
Одно из деревянных панно Большого Китайского кабинета выполненное в технике маркетри с инкрустрацией пластинками моржовой кости.

В Кабинет Великого князя Петра Федоровича в настоящее время посетители  не могут попасть из дворца. Вход для экскурсантов возможен только со стороны парка.

Кабинет Великого князя Петра Федоровича. Камин.
Кабинет Великого князя Петра Федоровича. Камин.
Роспись плафона Кабинета Великого князя Петра Федоровича
Роспись плафона Кабинета Великого князя Петра Федоровича

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости. Современное прекрасное состояние Китайского дворца результат работы инженеров и реставраторов, обслуживающих дворец с конца XYIII века по настоящее время. 

Первые реставрационные работы во дворце начали проводиться сразу после его постройки — в 1770-х годах. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора, который был заменён на паркет с сохранением первоначального рисунка. В Ораниенбауме полюбоваться прекрасно отреставрированными полами из искуственного мрамора можно в Павильоне Катальной горки. В начале XIX века опять реставрируют уже паркетные полы. В 1870—1890-е гг. первоначальную отделку XVIII века частично теряют Гардеробная и Голубая гостиная. В это же время ремонтируется дренажная система, каменный настил вокруг дворца и балюстрада на крыше. В начале XX века интерьеры дворца снова реставрируют. В 1924 году начинается реставрация живописи, которая заканчивается в 1940 году. Реставрация и ремонт дворца постоянно происходили и в послевоенное время.

В 2007-2011 годах помимо косметической реставрации, проведены масштабные инженерно-дренажные работы с целью недопущения подтекания грунтовых вод в подвалы дворца. В 2011 году после реставрации были вновь открыты для посетителей Большая антикамера, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет и Зал муз, а в 2022 году — Китайская галерея. Однако до сих пор значительная часть парадных и бытовых помещений Китайского дворца находится на реставрации и недоступна для публичного осмотра.

Китайский дворец, в отличие от других пригородных дворцов Санкт-Петербурга, практически не пострадал в период Революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны и в послевоенное лихолетье. В годы войны Китайский дворец, расположенный на Ораниенбаумском плацдарме, был законсервирован, а музейные ценности были эвакуированы. Все  парадные интерьеры дворца не новоделы, а прекрасно отреставрированные подлинные произведения искусства, созданные архитекторами и дизайнерами XVIII — XIX веков.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Mukden Type 2 ( кликабельно ) Сложно сказать, что сподвигло китайцев на такое техническое творчество, но вот факт: изготовленный китайским арсеналом в Мукдене пистолет-пулемет Mukden Type 2, так же известный как North China Type II. Изготовленный в чисто китайском стиле - ...
Внятное, проверяемое, системное документирование, оно же начало реальной истории,  в России началось с эпохи Петра. В Европе в разных частях по-разному, в целом раньше, в самых старых центрах - с Возрождения, в Азии -в основном  позже. Ничего подобного нет до "петровского ...
...
Обнаружилось две бутылки шампанского, разлива предположительно конца 70-х. Откуда они у меня, я уже и сам не помню. Бывший коллега кажется, приволок еще лет пять назад, он их в гараже, доставшемся от деда обнаружил, с десяток. Помню, еще такие же древние сигареты "Менеджер" приволок однажд ...
Советская мультипликация всегда была не чужда экспериментов. Вот, например, мультик, авторы которого оживили героев Херлуфа Бидструпа, причём, так, чтобы не точно повторять его истории, но создать нечто новое на базе комиксов известного карикатуриста. Особенно понравилась сцена на 07.24, ...