Киношный способ научиться считывать образы
pl_yum — 30.05.2020Моя тема сегодня о необычном методе работы над образами. Так как я работаю с одеждой, знаю кучу всего про художественные смысла, просто так смотреть кино, по понятным причинам, я уже не могу: считываю костюмы непроизвольно или в поисках клиентских решений иду пересматривать костюмы у персонажа.
И я уверена, что человеку в активном поиске решений (с одеждой) поможет то, что я сегодня расскажу.
Детали и общий план
Я не слишком люблю многокартиночные разборы сериальных костюмов, где автор, как литературный критик, начинает искать знаки буквально везде. Тут галстук в горохи чуть более крупные, потому что герой в нервном напряжении. Тут гладкая юбка героини, как знак ее смирения и покладистости.
Несмотря на то, что с вероятностью 99 из 100 все действительно так, ну знак и знак, ну в напряжении и ладно же! Эпизод делает не только костюм. Есть актер, оператор, музыкальное сопровождение как минимум - все работает в комплексе.
Поэтому лично мне не нравится перебирать эпизоды и, вознося палец, к небу рассказывать, будто каждая пуговица имеет смысл.
Коллеги, имеет! Правда! (на 99%, бубубу)
Но такая же правда в том, что в жизнь эти пуговицы перенести нельзя.
Кино берет устойчивый, узнаваемый образ из жизни, наполняет точными деталями и отдает назад, потребителю. И когда зритель видит на экране персонажа, за счет деталей (вот тех самых, точных) происходит узнавание и наполнение. Тут-то и срабатывает хорошо известное "встречают по одежке".
У всех нас есть набор знаком, с помощью которых наш мозг выносит первичное суждение: это злодей, это большой начальник, это лакей, это фифа, это "дитя дитем". Первое впечатление. Набор базовых сигналов: стоит напрячься или стоит расслабиться, говорить "ты" или "Вы", можно доверять или бежать.
Дальше человек будет говорить, совершать поступки, жестикулировать, двигаться - и все это наполняет образ, личность и персонажа.
Например, здоровый мужик с хмурым выражением лица и непроницаемым взглядом (типа бандит в книжках). Какую реакцию он вызывает сначала? Подозрение, опасение. Молчит. Ок, может быть неопасный. А потом этот дяденька начинает говорить, шутить, улыбаться и оказывается обаятельнейшим человеком и душой компании. Теперь этот чел может (и будет) все дальше раскрываться, подавая все новые сигналы, делаясь все более живым и выпуклым.
Живого человека мы узнаем со временем, постепенно складывая картинку. А в кино есть от силы час-полтора, да и то не на всего персонажа. Поэтому для зрителя картинка должна складываться максимально четко за минимум времени.
Ради четкости картинки и работает художник по костюмам и вся команда.
Почему сделать внятный образ трудно?
Сейчас же нет только злодея или только героя. Сейчас же герои разносторонние. А сценаристы и режиссеры любят делать всякие контрасты, играть в игры со зрителем, раскидывая подсказки то там, то тут.
Скажем, трансформация героя не может сопровождаться голосом за кадром или целым внутренним монологом как в книге. И мотивы тоже фиг кто опишет сейчас. Нужно создать систему сигналов, чтобы персонаж раскрылся, и зрителю (потребителю) стало бы понятно, почему, зачем, и да, он же действительно мог.
Помните Тосю Кислицину из "Девчат"? Ведь там что ни персонаж, то картинка. Уж если есть Тося - вся такая юная, то открытая, наивная и горячая. Уж если мама Вера, то добрая, мягкая, тихая. А если Анфиса, то с*чка, но за это и несчастная.
И все мотивы там понятные просто из факта биографии и имени. И все поступки ожидаемые.
Или фильм 2018 года "Простая просьба". Две главных героини, одна сложная и яркая, вторая типа домашняя простушка. Одна пропадает, вторая копается в ее жизни. Все кино построено на вопросе-драме "кто она и что она реально могла?"
Имена, сцены и костюмы помогают держать интригу или поддерживают персонажа. Но на сложности и многослойности характера все и строится. А у съемочной команды есть всего час, чтобы рассказать нам всю историю.
Создание персонажа сейчас - это как будто мы взяли самое яркое, самый жир, сухой остаток без воды, художественно обработали и отдали обратно.
Взяли у общества и отдали обществу в художественной оболочке.
Подсмотрели у общества и сделали так, чтобы общество (зритель) узнало персонажа.
Практическая ценность
Если вы на том уровне осознания гардероба, что готовы наполнять его мессаджами, фильмы и сериалы помогут вам разобраться с деталями.
Скажем, вы хотите транслировать... что? Силу и власть? доброту и отзывчивость? Находим персонажа и анализируем его. Какие детали дают понять, что этот герой сильный? Или как мы поняли, что человек добрый?
Особенно интересно обычно обыгрываются сложные эмоции - доверие, подозрение, хитрость, позерство, снобство. Трансформация персонажа - сначала был плохим, стал хорошим. Как мы это поняли? Отразилось ли это в деталях внешнего вида (спойлер: всегда да).
Или смотрите, допустим, вы не можете пока проговорить мессадж. Но какие-то персонажи вам нравятся. Вам бы хотелось быть на них похожей. Или хотелось бы, чтобы вас так же воспринимали. А как конкретно? То, что вы наговорите, это и будет мессадж или набор мессаджей, которые вам близки. Не можете про себя, можете описать другого и постепенно добираетесь до себя.
И это, конечно, только верхушка. Только то, о чем я берусь говорить здесь и сейчас. Любое искусство зеркалит общество. Что-то происходит или что-то тревожит коллективное сознание, этой теме придается оболочка и... Поулчается кино, кино, которое трогает, обсуждаемое кино или противное.
Естессно, специально следить не нужно. Но если вы любите и/или смотрите игровое кино, то можно обращать внимание и брать себе на заметку.
В заключение
Все-таки не могу не проговорить, хотя оно и очевидно во многом
1. Костюм делают люди. Обычно с бэкраундом. Обычно с подготовкой. Но люди.
2. Художник по костюмам может ошибаться, рассматривать другой культурный срез, действовать в контексте. То ись все решения нужно рассматривать как мнение. Хотя мнение весьма и весьма авторитетное.
3. Не все в кадре было запланировано как прием. Скажем, белые носочки в "Москва слезам не верит" появились потом, что иначе туфли носить было невозможно. А потом уже в контексте времени и со временем приобрели конкретный смысл.
У меня в планах есть парочка киношных образов, которые я хочу показать. и я в таких текстах буду ссылаться вот именно сюда, чтобы каждый раз не объяснять, что «автор обязательно имел ввиду, а не просто», и что «смысл есть и еще какой смысл».
Попросить про конкретного персонажа тоже можно. Можт не сразу, можт не все, но постараюсь.
|
</> |