Кино легкого поведения. «Showgirls»
pasha_popolam — 02.01.2021
Часть шестая.
Мы — за смех! Но нам нужны
Подобрее Щедрины и такие Гоголи,,
Чтобы нас не трогали.
Юрий Благов
1953
Ненавижу мюзиклы, а вот американцы любят, большая часть, и
наши тоже, некоторые. Я смотрю и ржу чета, если трезвый, а если
пьяный ваще угораю, очень уж потешно оне там прыгают и конечностяме
машут очень пафосно. Особенно в американских, а у нас поют все
больше и стоят как столбы, хотя вот видел я однажды мюзикл «Вечера
на хуторе близ Диканьки», но об этом в другой раз. А пока об
известнейшем фильме Пола Верховена «Showgirls». Сдается мне, что
голландец тоже мюзиклы не очень… Иначе, зачем ему так жестко
троллить америкосов, да еще за их же собственные
деньги?
Тут, в предыдущих обзорах о «кино легкого поведения»,
было достаточно картин, в которых известные режиссеры оппонировали
ключевому произведению «сказочного американского надувательства» -
«Красотка». Таких, как например «Шлюха» Кена Рассела. Все они,
однако, были как «дробина» летящая в железобетонную задницу слона,
в смысле – слишком малобюджетные и арт-хаусные. Хитрый голландец
применил принципиально новаторский подход. Он сделал как бы большой
мейнстримный блокбастер, за не маленькие деньги голливудского
монополиста, а уже под него закамуфлировал кислотнейшую сатиру и
кич. Причем сделал это достаточно тонко и остроумно, что бы
продюсеры не заподозрили неладное, до самого выхода, когда уже было
жалко бабла.
После успеха «Робокопа», «Вспомнить все» и особенно
«Основного инстинкта», Верховен почувствовал достаточную
уверенность в собственных силах и приготовился снять уже что-то
настолько прозрачное и провокационное, что бы ощутимо встряхнуть
болото. Тему он выбрал самую горячую, так сказать, «нравы и повадки
в мире шоу-бизнеса», на примере эротической индустрии Лас-Вегаса.
Все это, по сценарию Эстерхаза, уже проверенного в «Basic
Instinct». Острие сатиры было направлено в самое сердце
американской массовой культуры, гордость Америки – шикарный,
бохатый, громкий эротический мюзикл.
Немного о сюжете, для тех, кто вдруг еще нетленку не видел.
Речь идет о некой претендентке на «место под солнцем» Номи,
приехавшей в Вегас. Номи молодая, но как бы достаточно потрепанная
герла, решившая пробиться и сохронить, насколько можно остатки
гордости. Девка эффектная, опытная, она никому не верит и твердо
намеренна эгоистически, отстаивать только собственные интересы. Ее,
конечно же «кидают», в первые же минуты пребывания в «центре
американской индустрии порока».
Номи начинает трудный подъем, почти с самого начала
карьерной лестницы – стриптиза в средней руки клубе. Благодаря, так
сказать, своему «таланту», ее замечают и приглашают в успешное
эротическое музыкальное шоу. Нравы и порядки этого дорогого
заведения, собственно и представляют собой декорации сей,
печально-помпезной повести.
Самая удачная метафора, на мой вкус, тут сцена с
разбежавшимися по театру обезьянами. После этой сцены, я реально
зауважал Верховена. Тут собственно и стало ясно, почему персонажи
нарочито вульгарные, сцены с номерами чуть более вычурные, а
поступки героев намеренно гиперболизированы. Все это в общем не о
танцах, и даже не о «голливуде», а скорее о всей Америке.
Невозможно зайти в лужу и не запачкаться, это тезис, Верховен
испытал на собственной… шкуре.
Собственно, кино о шоу-бизнесе, я поместил в серию
очерков о «фильмах легкого поведения», потому что Верховен, как раз
и ставит знак равенства между просто бизнесом и проституцией.
Мотивы поступков людей лежат в сфере сексуально-денежных отношений,
не зависимо от уровня: 100 баксов, 1000 баксов или 1млн. Эту,
основную часть картины, как раз и должны были символизировать
предельно откровенные эротические сцены. В этих сценах, нет
стремления к утонченности и привычной зрителю «красивости»,
Верховен, намеренно поставил все грубо, реалистично и даже
натуралистично. Вот этого широкие круги общественности не поняли, в
более высоких сферах, конечно же все правильно оценили и уж тем
более простить не могли.
Беркли – дебютантку, конечно растоптали. На мой взгляд,
совершенно незаслуженно. Девка три года разучивала все эти
телодвижения, семь потов согнала, собственно воплотила 100%
режиссерскую задумку. Персонаж, максимально неудобный и не
вызывающий сочувствия, это вам не рафинированная «Красотка»
фанерная, а главгад – даже если только подумает о
«мифически-абсурдном пути исправления», как Ричардгир например, то
Америка, в тот же час перестанет существовать как государство.
Жалко, что Маклахлен оказался настолько трусливым и отрекся, и от
своей работы, и от фильма, и вообще «его здесь не стояло».
Эстерхаза тоже уничтожили, а вот Верховен устоял.
Почему устоял Верховен? И даже снял еще пару фильмов в
Голливуде, причем, не менее провокационных? Напрашивается ответ,
что чувак был феноменально «внутренне свободен», особенно в связи
со слухами о «чемодане отборных, голландских ништяков» привезенных
в Америку. Но мне нравиться гипотеза о связях голландца, выходящих
далеко за пределы Голливуда, а уехал он, в конце концов, возможно,
потому что и эта «политика» его разочаровала.
В наиболее щекотливом положении оказался
MGM, вложивший приличные деньги в проект,
оказавшийся «троянским конем». Бедные босы изворачивались как «уж
на сковородке», стараясь сохранить лицо и хоть какие деньги
вернуть. Они устраивали крайне самокритичные акции - «так плохо,
что даже хорошо», они вылавливали малолеток из кинотеатров и
организовали беспримерный по широте ночной прокат. Однако фильм с
рейтингом NC-17, в принципе, не мог собрать кассу, а ведущая
кинокритика, вкупе с голливудскими партнерами, закидала картину
говном. В итоге выручил релиз в хоум-видео, который отбил неплохие
деньги, народ разбирал кассеты в расчете на легкую
порнушку.
Ниже приведены комментарии с форума картины, одного
известного русскоязычного сайта. В большинстве своем, мнения о
фильме позитивные, но примитивные. Причина имхо, в оригинальном
представлении наших людей на кинематограф вообще и заокеанщину в
частности. Само собой, тонкости иронии остались не совсем
понятными, а танцы и костюмы американские, для нашего человека
(особенно женщин), как для папуасов стекляшки. Да и вообще все
американские фильмы в 90х были для нас априори хороши, а кич
воспринимался как должное, по причине распространения его
отечественного аналога. Ближе к концу 10х, зритель стал более
разборчивым и мнения разделились. В Америке фильм стали дружно
хвалить, а многие наши соотечественники ругать.