Киевский метрополитен. Эскалаторы ЛТ и ЭМ.
ru_metro — 13.10.2010 У меня наконец дошли руки перебрать фото с давней прогулки по недрам самых старых, и, на мой взгляд, самых интересных машинных залов эскалаторов Киевского метрополитена - "Крещатика" и "Арсенальной".Помнится, когда-то очень давно, читая прессу времен открытия первой очереди метрополитена в Москве, наткнулся на примерно такой комментарий одного из лондонских специалистов:
"Эскалаторы в СССР кажутся элементом циклопического каркаса города, вмонтированными в его механизм, чем-то намного большим, чем часть непрерывной системы перевозок."
Действительно, эти устройства поражают своим размером и мощью металла, равно как и продуманностью конструкции, которая, даже по прошествии 50 лет обеспечивает достаточно высокую отказоустойчивость и надежность.
Заранее хочу попросить прощения за не слишком высокое качество фото и отсутствие общих ракурсов. По определенным причинам это оправдано. Итак, идем внутрь.
Спустились в машзал. Обычно, это относительно небольшое помещение полукруглой формы, где находятся двигатели и исполнительные системы управления. Сейчас в Киеве все в основном функционирует в автоматическом режиме с применением телеуправления и единой централизации.
Двигатель соединяется с редуктором через блок гидравлического тормоза. Редуктор связан с главной шестерней и передачами валов поручней. Размер этих комплексов на старых машинах очень внушителен, из-за чего они располагаются в шахматном порядке. На новых все намного меньше, и находится в одном ряду.
В зависимости от типа эскалатора диаметр шестеренки может различаться. У машин типа ЛТ на "Крещатике" он составляет около 2 метров. Находится она в мощной станине.
...
Работающий двигатель.
Тормозной механизм.
...
Редуктор.
Пройдем ниже,
Движущиеся ступени. Где-то сверху заходят и выходят уважаемые пассажиры.
We moving, we moving, we moving-moving-moving!
...
Как я уже сказал, габариты и вес отдельных элементов очень большие. Поэтому при необходимости замены, их подцепляют тельфером и грузят на рельсовую тележку. Для поворотов тележки используют вот такие круги...
...её разворачивают и направляют к внушительного размера гермодверям(прошу простить - оказалось что фото есть только такое),
За которыми - технологическая шахта для подъема.
В настоящее время управление эскалаторами осуществляется при помощи компьютерной системы СКАД, однако часть цепей управления и питания по-прежнему выведено на старинные стативы времен открытия первой очереди.
Выглядит завораживающе.
...
...
...
...
...
...
...
Элементы
...
...
...
Кстати, правильно данные девайсы называются соответственно, ревун, колокол, колокол-ревун, и ревун-сирена. Сделано грамотно - они отличаются по звукам, не спутаешь.
Отправимся на смежный машзал "Арсенальной". Тут используются единственные в Киеве эскалаторы ЭМ, первая послевоенная разработка СКБЭ - специального конструкторского бюро эскалаторов.
...
...
...
...
Инструменты.
Откроем...
Рядом находится вход в натяжную камеру верхнего марша. Это - небольшое темное помещение где стоят нижние шестерни и пригрузы. В натяжную ведет низкий и узкий ходок.
С вот такими дверями.
Внутри стоит грохот
...
На сегодня, пожалуй, все. Дополнительная информация - в статье(укр.) на официальном сайте киевского метрополитена.