Казик Гапоненко, пионер и электровоз
erofey_manager — 22.10.2021 В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а тем, что он именной. На борту локомотива красуется надпись «Имени юного героя–подпольщика Казика Гапоненко».Ещё он привлекает внимание странным сочетанием обстоятельств, сошедшихся в этом локомотиве: чехословацкий электровоз имени украинского пионера-героя с Приволжской железной дороги в музее Санкт-Петербурга. Давайте разберёмся, история интересная.
Музей железных дорог России. Все фото автора.
Обозначение электровоза «ЧС4» означает «чехословацкий, четвёртый тип». Предприятие Škoda выпускало множество локомотивов для СССР. Среди них был и пассажирский односекционный шестиосный электровоз переменного тока с заводским обозначением «52E».
Эти локомотивы, нескольких заводских модификаций, от 52E1 до 52E5, выпускали в Чехословакии с 1965 по 1972 год. В СССР электровозы обозначили как «ЧС4». Всего таких электровозов построили 230 единиц.
Характеристики, обозначенные на заводской табличке, прикрученной к корпусу: максимальная скорость 160 км/час, сцепной вес 123 тонны, часовая мощность 5100 кВт, напряжение 25 кВ.
Конкретно этот электровоз, ЧС4-012, был первым локомотивом модификации 52E2 (без реостатного тормоза). На той же табличке указано: заводской номер 5444, год выпуска – 1966-й. С завода в чехословацком Пльзене локомотив поступил в депо Киев-Пассажирский Юго-Западной железной дороги. Там он и стал именным.
Казимир Гапоненко – один из тех, кого в Советском Союзе называли «пионером-героем». Родился в 1931 году, в семье железнодорожника, учился в киевской школе №110. Та школа была новая, её только-только открыли в 1936-м. Но проучился Гапоненко всего три года – началась война. После оккупации Киева немцами, Казимир стал связным в подпольной группе, которую организовал майор госбезопасности Иван Кудря. В 1942 году их выдали гестапо. Одиннадцатилетнего Гапоненко расстреляли в Бабьем Яру.
Эта киевская школа, «з поглибленим вивченням французької мови», с номером 110 и имени К.Гапоненко (имя присвоили в 1966-м) существует и сейчас. И даже памятник Гапоненко, установленный у школы в 1971 году, не смотря на сменившиеся на Украине приоритеты, пока на месте.
Один из прибывших в 1967-м в Киевское депо чехословацких локомотивов ЧС4 тоже был назван в честь Гапоненко. Есть старые фотографии, на которых на боку локомотива видна надпись «Имени юного героя–подпольщика Казика Гапоненко».
В 1991 году, после известных событий, электровоз оказался в депо Саратов-Пассажирский Приволжской железной дороги. Тогда же на борту появилась соответствующая табличка («Прив. Саратов»). Окраска электровоза оставалась более-менее та же, но надписи на борту на фотографиях тех времён уже не просматривается. В Саратове локомотив эксплуатировался до осени 2004 года.
В 2007 году списанный электровоз уже был на петербургском Варшавском вокзале, в составе Центрального Музея Октябрьской железной дороги. Сейчас название музея и его расположение изменились. Теперь это Центральный музей железных дорог России (он же, в обиходе, Музей РЖД). И его экспозиция располагается в двух корпусах и на открытой площадке у петербургского Балтийского вокзала.
Там же находится и электровоз ЧС4-012 имени Казика Гапоненко, которому вернули заводскую окраску и именную надпись.
(Версия для канала Яндекс-Дзен)
|
</> |