Казанские моторостроители - фронту! | О великой Победе и великой войне – из первых рук
Сообщество «О великой Победе и великой войне – из первых рук» — 15.01.2013Мы, ветераны КМПО, не могли остаться равнодушными к замечательному предложению казанского журналиста Владимира Музыченко об учреждении в нашей стране нового Почетного звания «Город-герой тыла» или «Город трудовой славы», внесших своим героическим трудом в годы войны огромный вклад в разгром врага.
Казанские Моторостроители тоже с честью выдержали все испытания, выпавшие на их долю. Немало было заводчан, сражавшихся за Родину на фронте, но большинство из них приближали День Победы героическим трудом на своих рабочих местах.
На протяжении всей Великой Отечественной войны завод поставлял фронту моторы ВК-105 для пикирующего бомбардировщика Пе-2. В апреле 1945 года был выпущен 15-тысячный мощный модернизированный боевой мотор ВК-105, собранный за годы войны.
Вклад казанских моторостроителей в победу был по достоинству оценен государством. За образцовое выполнение заданий правительства завод был награжден орденом Ленина, а завоеванное в 1943 году переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны было оставлено заводу на вечное хранение.
В годы войны моторы производства завода №16 поднимали в воздух легендарные пикирующие бомбардировщики Пе-2, а затем, в эру реактивной техники – первые пассажирские турбореактивные лайнеры ТУ-104, ИЛ-62, ТУ-154, Ил-86.
Наряду с бесперебойным обеспечением фронта авиационными двигателями, работники завода оказывали благотворительную помощь за счет собственных денежных средств как фронту, так и семьям военнослужащих, в том числе детям-сиротам. Так, например, в 1942 году для бойцов Красной Армии и партизан рабочими завода в качестве помощи собрано 568627 рублей для приобретения подарков. Кроме того, заводчане собрали теплых вещей: одежды, белья и т.д.
По личной инициативе рабочих на предприятии было изготовлено во внеурочное время 435 военных мундиров, 43 табакерки, 283 расчески. Послано 300 индивидуальных посылок бойцам и командирам Красной Армии. Такую помощь фронту заводчане оказывали в течение всей войны.
Лучший фрезеровщик цеха №10, член фронтовой бригады Борис Васильевич Гришаев внес свои личные деньги - 1000 рублей на строительство танковой колонны. С этой инициативой он выступил по Всесоюзному радио.
Помогали в годы войны моторостроители и сельскому хозяйству. За счет своего личного времени рабочие изготовили 6100 штук инструментов разного наименования на сумму 16300 рублей, металлорежущего оборудования на 21500 рублей.
Все это позволило повысить боевую мощь армии, авиации и флота, укрепить обороноспособность нашей страны и окончательно разгромить немецко-фашистских захватчиков.
Ветераны, труженики тыла Казанского Моторостроительного производственного объединения уверены, что эта патриотическая инициатива найдет отклик не только у тех, кто воевал и трудился в годы Великой Отечественной войны, но и у руководителей города, республики и страны.
Анас ЮСУПОВ,
председатель Совета ветеранов КМПО