Казань. Старая татарская слобода
vita_colorata — 30.09.2017 В университете мы встретились с подругой сына чудесной Женей, которая повела нас в татарскую слободу.Поскольку у нас уже сложилось определенное представление о Казани, как о городе, в котором сложно увидеть неухоженные дома, в состоянии полураспада, какие попадаются у нас, то я спросила чем она объяснит такое хорошее состояние городской среды. Петербург к 300-летию частично почистили и перекрасили, но этот лоск быстро сошел. Конечно, размеры несравнимые у городов, и Казань - столица, а Питер - хоть и культурная столица, но уже провинциальный город. По пути в Казань ( проезжая Нижний с его чудесной деревянной застройкой) мы как раз вели беседу на тему, какой город можно считать провинциальным, а какой нет. Я думаю, что провинциальность в основном ,если бывает, то в головах его жителей, как и разруха. Сын предложил, как критерий, наличие деревянной застройки. Деревянные дома есть и в Питере и в Москве, но это уже охраняемые объекты, в которых чаще всего музеи. А вот в Нижнем есть вполне себе жилая среда , и не маленькая, что нам как раз нравится.
Так вот, Казань сохранила деревянную застройку в центральной части, но она тоже в основном, уже являет собой подчищенный, а то и перестроенный фонд, сохраняемый для истории. А Суконная слобода, где у нас располагалась гостиница, уже не существует виде жилого района, в котором жили люди ( или ночевали в полуразрушенном бомжи) . Она снесена во время подготовки к тысячелетию.
Район целенаправленно сохраненный как туристический , деревянная старая Казань - это татарская слобода по ту сторону озера Кабан.
Туда и пойдем. И, да, на вопрос, почему город в таком порядке: богатые спонсоры, нет распила денег, и т.д., Женя отвечает чудесной поговоркой одной пожилой татарской женщины:
"Каждый умеет украсть две пуговицы с мундира, но не каждый умеет начистить остальные так, чтобы не было заметно пропажи".
По дороге у нас памятник, иллюстрирующий поэму Габдуллы Тукая "Шурале". Шурале совсем такой, каким его описал Тукай:
Забавно, но балет Яруллина "Шурале" , в котором блистала когда-то Дудинская, а потом Шелест и Плисецкая, своим сюжетом совсем не напоминает поэму Тукая. Али-Батыр там сражается с Шурале, у Шурале есть армия шайтанов и шураленков и есть еще девушка-птица Сююмбике, которой совсем нет в поэме. Но балет существует по своим законам, там нужно что-то танцевать.
И еще это немного памятник Мегафону, который стал спонсором скульптурной группы, о чем намекнет мегафоновский знак на пеньке.
На той стороне улицы куст в виде снежного барса.
Вот это здание по курсу нашего движения приведено в путеводителе 1954 года как образец новой архитектуры города. За эти десятилетия оно выходило из архитектурной моды, снова было вполне ничего во время переоценки сталинок... Немного похоже на наш жилой дом архитектора Фромзеля напротив станции метро Горьковская.
То, что особенно любопытно в Казани - русско-татарские взаимовлияния в архитектуре, что вполне объяснимо. Вот это здание издали вполне можно принять за русский храм с апсидой сзади.
Но вы делаете еще два шага вперед и отчетливо видите, что это мечеть.
Мечеть Нурулла
Вот и Татарская слобода. До появления в Казани Ивана Грозного здесь был "царев луг" и деревня Кураиш. Выросла слобода после посещения Казани Екатериной Великой, которая сняла запрет на строительство мечетей и общественных зданий своим указом 1773 года "О терпимости всех вероисповеданий". Надо сказать, что мы тут были как раз в Курбан-байрам. И были удивлены тем, как тут тихо и даже безлюдно. Потому слобода оставила впечатление туристического объекта, "музея под открытым небом".Наверно, если тут проходят какие-то праздники с одетыми в национальную одежду людьми, слобода выглядит живее.
Какие-то здания, не очень вписывающиеся в архитектурный контекст, разукрасили граффити.
Напомнил мне Шемета из "Золотой розы" Паустовского. Может быть есть какая-то татарская сказка про мастера, который выковал розу ?
Казань раньше славилась "чебаксинской ковкой".
У большинства домов в слободе интересные истории и владельцы. И
На территории слободы находится медресе, высшее учебное заведение.
Мечеть Марджани.Более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане.В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. Архитектором предположительно был В. И. Кафтырев.
Бабушки тут на месте.
|
</> |